Jewish Education Committee, 1946. 139 страница



Пересечение многих социальных групп, к которым принадлежит один и тот же человек, — одна из основных причин того, почему многие люди снова и снова не могут ответить самим себе на вопрос о том, нужно ли им поддерживать свое членство в еврей­ ской группе. Они нередко думают, что более не принадлежат к этой группе, особенно если они пы­ таются избежать тех неприятностей, которые связа­ ны с членством в ней.

Среди представителей меньшинств или других социальных групп, находящихся в неблагоприятной позиции, существуют отдельные люди или подгруп­ пы, которые очень хотят пересечь ту грань, которая отделяет их группу от других. Они надеются либо перейти эту границу самостоятельно, либо просто


298                                              Межгрупповые конфликты

 

полностью ее разрушить. И в этом случае можно говорить о тенденции к «ассимиляции». Имеет смысл задаться вопросом о том, каким образом эта инди­ видуальная тенденция связана с групповой ситуаци­ ей и положением самого человека в этой группе.

 

Поскольку евреи живут в диаспоре, еврейские группы во всех странах являются меньшинством с точки зрения численности населения. Это означает, что они представляют собой относительно небольшую составную часть общества. Более того, характер груп­ пы определяется жесткостью границ, которые отде­ ляют эту группу от всех прочих. И, наконец, еще один важный параметр — это степень сходства или различия между группами.

 

Жесткость и характер границ еврейской группы существенно менялись в ходе истории. В период су­ ществования гетто границы между еврейской и дру­ гими группами были отчетливыми и жесткими. Тот факт, что евреи тогда вынуждены были жить на ограниченных территориях либо в отдельных горо­ дах страны, либо в каких-то конкретных районах города, делало границы очевидными и несомненны­ ми для любого человека (рис. 21).

По крайней мере в течение нескольких часов в сутки границы гетто препятствовали коммуникации евреев с другими социальными группами. Наряду с этими физическими ограничениями, существовали и социальные границы; и несмотря на то, что для не­ которых отдельных людей или подгрупп они были чуть менее жесткими, в целом все же этот разрыв был глубок и со всей определенностью отмечался обеими сторонами: как евреями, так и представите­ лями других групп.

 

Одна из наиболее важных характеристик всей со­ циальной жизни, как нам представляется, это степень того, что можно назвать «Пространством свободного движения». Границы гетто навязывали жесткие огра­ ничения «физических локомоций» евреев. Столь же жесткие ограничения существовали и в отношении про-


Межгрупповые конфликты 299

 

Рис. 21. Наличие жестких границ во времена существования гетто:

— еврейская группа; нЕ — нееврейская группа;

Г — граница между еврейской и нееврейскими группами; К, Л, Μ, Н, О — географические территории или виды

профессиональной деятельности

 

странства «социальных локомоций». Существовало мно­ жество видов профессиональной деятельности, зани­ маться которыми евреям запрещалось; следовательно, если мы представим все возможные профессии как со­ вокупность областей, то пространство свободных «со­ циальных локомоций» евреев было ограничено лишь не­ сколькими частями этой совокупности.

Во времена гетто существовали следующие харак­ теристики границ:

Еврейская группа была компактной как прост­ ранственно, так и социально. И поэтому можно пред­ ставить эту группу как одну «связанную» область или несколько компактных областей, причем эти области крайне редко включали в себя какие-то ино­ родные элементы.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!