Jewish Education Committee, 1946. 141 страница
осязаемым. Граница, хотя и не перестала существо вать, утратила значительную часть своей жесткости и конкретности. По крайней мере, для некоторых людей эта граница стала вполне преодолимой.
Аналогичным образом расширилось и простран ство «социальных локомоций», связанное с социаль ными действиями. Хотя некоторые ограничения и были сохранены (в основном те, что навязывались извне), но в целом для евреев появилось гораздо больше возможностей в плане социальной активнос ти. Давление на группу значительно ослабло. В ре зультате произошел заметный скачок в культурном развитии: как и любая освободившаяся группа, ев реи стали гораздо менее консервативными. Можно было наблюдать прогрессивные и даже радикальные тенденции со всеми сопутствующими достоинствами
|
|
недостатками.
|
|
Ослабление границ между группами и расши рение этих границ всегда предполагает появление боль шего количества точек соприкосновения между дан ной и всеми прочими группами. В результате более тесного контакта различия между группами становятся менее выраженными. Принадлежность человека к груп пе больше не отмечается такими очевидными ярлыка ми, как, например, желтая эмблема. Также практиче ски исчезают явные отличия в одежде и привычках.
|
|
С расширением пространства свободного движе ния и с ослаблением внешнего давления уровень на пряжения еврейской группы, несомненно, уменьшился.
Однако сколь странным ни показалось бы на пер вый взгляд, это снижение напряжения социальной
Межгрупповые конфликты | 303 |
|
|
группы в действительности не сделало жизнь отдель ных евреев более спокойной; напротив, в некоторых областях жизни напряжение только увеличилось. Этот парадоксальный факт представляет собой не только научную проблему, но также и один из элементов современного еврейского бытия, вызывающий крайнее беспокойство. Мы сможем лучше понять, что означа ет этот парадокс и почему он имеет место, если об ратимся к анализу не всей еврейской группы, а от дельного человека, и попытаемся понять, какие силы влияют на него как на личность, а также то, каким образом влияют на интенсивность и направление этих сил изменения в социальной позиции группы.
Если мы сравним позицию отдельной личности во времена существования гетто (рис. 23а) и ее пози цию в наше время (рис 236), то обнаружим, что сейчас она гораздо больше зависит от самой себя. В резуль тате расширения и рассредоточения еврейской груп пы отдельная еврейская семья стала в функциональ ном плане гораздо более изолированной. Используя термины динамической психологии, мы можем ска зать, что человек в том, что касается его еврейства,
большей степени стал «изолированным целым», чем это было свойственно человеку, жившему в период существования гетто. В то время он чувствовал, что внешнее давление оказывается исключительно на ев рейскую группу как целое (рис. 23а). Теперь, вслед ствие дезинтеграции группы, он гораздо больше под вергается давлению внешних сил как отдельная лич ность. Ослабление давления на евреев как социаль ную группу по истечении периода существования гетто сопровождается такой динамикой, которая пе реместило точку приложения внешних сил с группы на отдельную личность. Соответственно, сложилась такая ситуация, когда при ослаблении внешнего дав ления на группу в целом давление на отдельного ев рея несколько возросло.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!