Jewish Education Committee, 1946. 90 страница
состоянию сильного эмоционального напряжения, и очень редко — к ожидаемому поведению. Это может отсрочить правонарушение, но когда оно нако нец случится, то вполне вероятно, что оно будет еще более серьезным.
Есть еще один чрезвычайно важный фактор осу ществления изменений в эмоциональной сфере — степень вовлеченности человека в проблему. Если его вовлеченность невысока, то едва ли какие-то новые объективные сведения отразятся в его со знании и изменят его социальное поведение в той или иной области.
|
|
190 Проблемы трансформации культуры
Природа этой взаимозависимости станет более понятной, если мы будем учитывать связь между изменением восприятия, принятием новых ценностей и принадлежностью к группе.
ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ
|
|
Поскольку наши действия детерминированы нашим восприятием, для изменения поведения нужно, что бы были восприняты какие-то новые факты и цен ности. Однако они не могут быть просто приняты на словах как официальная идеология, они должны стать идеологией в действии, затрагивающей ту осо бенную, зачастую не осознаваемую человеком систе му ценностей, которая и определяет его поведение.
|
|
Изменение определяющей поведение человека идеологии, действительное принятие изменений в со вокупности фактов и ценностей, изменения в воспри ятии социального мира — все это различные проявле ния одного и того же процесса.
Одни называют этот процесс изменением культу ры личности, другие — трансформацией ее супер-эго.
Важно отметить, что переобучение будет успеш ным (то есть приведет к устойчивым изменениям) только в том случае, если изменения в культуре бу дут достаточно целостными. Если переобучение при ведет только к маргинализации личности, к состоя нию неопределенности в отношении к старой и но вой системам ценностей, — оно будет совершенно бесполезным.
|
|
Один из факторов, который, как было установле но, имеет крайне важное значение в детерминации успеха или неуспеха процессов переобучения, — это способ обращения к супер-эго. Самое простое ре шение — это прямое представление нового набора ценностей и убеждений. В этом случае человеку
Проблемы трансформации культуры | 191 |
представляют нового бога, которому придется бо роться с богом старым, т. е. с тем, кто нынче представ ляется дьяволом. И в этой связи нужно упомянуть
двух моментах, иллюстрирующих ту дилемму, с которой сталкивается переобучение, предлагая новую систему ценностей.
Преданность старым и враждебное отношение к новым ценностям. Человек, которого насильно увезли с родины в чужую страну с совершенно иной культурой, скорее всего, негативно отнесется к новой для него системе ценностей. То же самое про изойдет и с человеком, которого попытаются пере обучить против его воли. Чувствуя угрозу, он будет реагировать враждебно. Эта угроза будет восприни маться еще острее, если человек не давал доброволь ного согласия на переобучение. Данное наблюдение подтверждается и при сравнительном анализе доб ровольной и принудительной миграции из одной куль туры в другую.
Можно ожидать, что враждебность будет тем сильнее, чем сильнее была приверженность челове ка к старой системе ценностей. В соответствии с этой гипотезой, от людей, более включенных в об щественную жизнь и менее центрированных на себе, стоит ожидать большего сопротивления переобуче нию (по той причине, что они крепче привязаны к старой системе).
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!