Jewish Education Committee, 1946. 85 страница
Материал этой главы был подготовлен совместно д-ром Левином и Полом Граббе.
180 Проблемы трансформации культуры
не так, мы вынуждены расширить исходную дефини цию: переобучение необходимо также и тогда, когда человек или группа утеряли связь с реальностью. Мы имеем дело с тем феноменом, который может быть описан как отклонение от нормы или от реальности объективных фактов. И тот вопрос, на который нуж но получить ответ при рассмотрении этой проблемы, звучит следующим образом: что должно произойти с человеком, чтобы он избавился от этого отклонения
|
|
восстановил ориентацию на норму или, в ряде слу чаев, на контакт с реальностью?
ИСТОКИ ОТКЛОНЕНИЯ
Представители социальных наук едины в мнении
том, что различия в поведении, существующие ныне среди людей, белых, черных и желтых, не являются врожденными; они — приобретенные образования. Отклонение от социальных норм также носит при обретенный характер. Попытки найти объяснения таким отклонениям в концепции «базовых личност ных различий» оказались безуспешными. И нам пред ставляется корректным сформулировать следующую, более четкую гипотезу:
|
|
Процессы, лежащие в основе научения норме и девиантному поведению, по сути своей аналогичны.
|
|
Природа механизмов, лежащих в основе научения, например, криминальному поведению представляется принципиально такой же, как и тех механизмов, посредством которых человек, которому не свойст венно девиантное поведение, научается вести себя честно. Обязательно нужно принимать во внимание то, какое влияние оказали на человека обстоятель ства его жизни и особенности группы, в которой он вырос То, насколько обстановка этой среды соответ ствует нормам общества, будет влиять на склонность человека к алкогольному или делинквентному пове-
|
|
Проблемы трансформации культуры | 181 |
дению, и очевидно, может проявляться и в других типах отклонений от социальной нормы, таких как проституция или даже авторитарность.
То же самое, без сомнения, верно и в отноше нии тех отклонений, которые выражаются в несо ответствии убеждений и поведения требованиям ре альности. Процессы, лежащие в основе этих откло нений (в качестве примера такой неадекватной ус тановки можно привести гиперпатриотическую веру
то, что все «иностранцы» — «красные»), прин ципиально ничем не отличаются по своей природе от тех, посредством которых человек приооретает достаточно реалистичное представление о семейных и дружеских отношениях в рамках данного общест ва. Его неверные социальные стереотипы, касающи еся иностранцев, — это форма социальной иллю зии. Чтобы понять происхождение этих стереотипов, нужно ознакомиться с выводами, сделанными пси хологами в области пространственного восприятия: механизмы, лежащие в основе создания «неадекват ных» зрительных образов (иллюзий), и те, что по рождают «адекватные» зрительные образы («реа лии»), идентичны по своей природе.
Эксперименты по изучению памяти и процессов группового давления на личность показали: то, что индивид воспринимает как «реальность», в действи тельности в значительной степени обусловлено теми представлениями о реальности, которые распростра нены в социуме. Это утверждение верно даже в от ношении физических явлений: для жителя островов Полинезии земля может быть плоской, тогда как для европейца она круглая. И «реальность», таким об разом, не является абсолютом. Она изменяется в зависимости от характеристик группы, к которой принадлежит человек.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!