Jewish Education Committee, 1946. 89 страница
Френч и Марроу рассказывают о фабричном ма стере и ее отношении к другим работницам. Мас тер утверждала, что старые работницы плохо справ ляются со своими обязанностями, хотя в ее собст венном отделе было немало женщин пожилого воз раста с высокой производительностью труда. Ее пре дубеждение абсолютно противоречило всему ее лич ному опыту.
188 Проблемы трансформации культуры
Этот производственный пример вполне согласу ется с исследованием отношений между белым и не гритянским населением, касающимся совместного обучения в школах и эффектов такого обучения. Было установлено, что позитивный опыт в отноше нии членов другой группы, даже если подобные контакты достаточно часты, не обязательно приво дит к снижению уровня предрассудков, связанных с этой группой.
|
|
|
|
Только в том случае, если будут проведены пси хологические параллели между образами конкретных людей и стереотипами данной социальной группы, и только когда отдельный человек будет воспринимать ся как «типичный представитель» этой группы, опыт индивида с большей вероятностью будет влиять на его стереотипы.
Некорректные стереотипы (предубеждения) в функциональном плане эквивалентны ошибочным представлениям (теориям),
|
|
К примеру, мы можем сделать вывод о том, что социальный опыт, который необходим для замены неадекватных стереотипов, должен соответствовать тому редкому и специфическому физическому опы ту, который обусловливает модификацию наших те орий и представлений, связанных с физической ре альностью. А такого рода эксперименты не могут зависеть от случайного стечения обстоятельств.
|
|
Чтобы понять те затруднения, с которыми мы сталкиваемся при попытках трансформации пове дения, необходимо рассмотреть еще один аспект проблемы.
Изменения в эмоциональной сфере не всегда происходят в соответствии с изменениями когни тивных структур.
Даже если когнитивная составляющая представ ления о группе у человека подверглась изменению, его чувства по отношению к этой группе вполне могут остаться неизменными. Анализ результатов опроса общественного мнения относительно пробле-
Проблемы трансформации культуры | 189 |
мы негров, в котором участвовали белые респонден ты с различным уровнем образования, показал, что знания и эмоции до определенной степени незави симы друг от друга.
Чувства индивида по отношению к группе оп ределены не столько его знаниями об этой группе, сколько чувствами, доминирующими в атмосфере окружающего его социума. Так же как алкоголик знает о том, что ему нельзя пить, — и хочет пить, так и белый американский солдат в Англии, знающий об ухаживаниях негра за белой девуш кой, может чувствовать, что ему не следует при нимать это в штыки, — и может корить себя за то, что у него есть такое предубеждение. И тем не менее, зачастую он будет беспомощен, сталки ваясь с этим предрассудком, поскольку его воспри ятие и эмоциональная реакция продолжают проти воречить тому, как, по его мнению, он должен к этому относиться.
Нередко существует опасность, что переобучение затронет лишь официальную систему ценностей, уро вень их вербального выражения, а не уровень пове дения. Может случиться так, что оно всего-навсего усилит расхождения между супер-эго (то, как я дол жен чувствовать) и эго (то, что я чувствую на са мом деле) и создаст почву для возникновения угрызе ний совести. Подобное расхождение часто приводит
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!