Jewish Education Committee, 1946. 91 страница



В общем и целом, практически любой процесс переобучения встречается в штыки.

Переобучение и свобода принятия новых цен­ ностей. Необходимо сделать особый акцент на со­здании атмосферы свободы и спонтанности как не­ пременном условии процесса переобучения. Добро­ вольное посещение, неформальность встреч, свобода выражения недовольства, эмоциональная безопасность

отсутствие давления — вот составляющие этой атмосферы, и здесь мы можем обратиться к идее Карла Роджерса о самостоятельном принятии реше­ ний пациентом в ходе психотерапевтической работы.


Проблемы трансформации культуры

этой связи перед нами возникает еще один парадокс: именно свобода выбора, как никакой дру­ гой аспект переобучения, создает основное препят­ ствие на пути его осуществления. Поскольку целью переобучения является изменение системы убеждений

ценностей человека или группы в соответствии с идеологией общества в целом или с реальностью, было бы нелогичным ожидать, что такая трансфор­ мация идей может быть осуществлена этими людьми самими по себе. И тот факт, что эти изменения должны быть навязаны человеку извне, кажется столь очевидным, что часто он воспринимается как сам собой разумеющийся. Многие люди допускают, что создание свободной и неформальной атмосферы как части процесса переобучения означает не что иное, как то, что инструктор должен быть достаточно умен, чтобы заставить людей поверить в то, что они реша­ ют все сами. По мнению этих людей, подобный под­ ход — просто уловка, дымовая завеса для того, что кажется им более целесообразным: для силового вмешательства.

 

Однако следует отметить, что если переобучение означает создание нового супер-эго, то это необходи­ мым образом предполагает, что достижение искомой цели не будет осуществлено до тех пор, пока новая система ценностей не будет воспринята человеком как результат его собственного свободного выбора. Если человек больше переживает из-за страха наказания, чем из-за насилия над его свободной волей и совестью, то новая система ценностей, принятия которой от него ожидают, не станет составляющей его супер-эго, и, следовательно, переобучение не достигнет цели.

 

На основании этих рассуждений мы можем сде­ лать вывод о том, что социальная перцепция и сво­ бода выбора взаимосвязаны. Только в том случае, когда новая система ценностей принята доброволь­ но, только тогда, когда она согласуется с супер-эго человека, произойдут те изменения в социальной перцепции, которые, как мы увидели, являются не-


Проблемы трансформации культуры 193

 

обходимым условием для трансформации поведения и, следовательно, для обеспечения устойчивости ре­ зультатов переобучения.

 

теперь мы можем сформулировать ту дилем­ му, которая возникает в связи с переобучением: как мы можем обеспечить свободное принятие новой системы ценностей, если потенциальный субъект обу­ чения по природе своей, вероятнее всего, будет враж­ дебно реагировать на новые ценности и демонстри­ ровать свою приверженность ценностям старым?

9. Принятие новой системы ценностей и убе­ ждений, как правило, не может производиться поэтапно»

Методы и процедуры, предназначенные для по­ степенного, пошагового изменения убеждений, едва ли обеспечат желаемый результат, и это — один из наиболее основных и важных принципов переобуче­ ния. Аргументы, побуждающие человека к логичес­ кому переходу от одной позиции к другой, как пра­ вило, загоняют его в угол. И обычно он находит какой-либо способ — и этот способ при необходи­ мости может быть крайне нелогичным — остаться при своих убеждениях. Поэтому любые трансформации убеждения, к чему бы они ни относились, будут эфемерными, поскольку человек не избавился от сво­ ей изначальной враждебности к новой системе цен­ ностей в целом; ему не удалось заменить свою враж­ дебность хотя бы на открытость к новому опыту.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!