Jewish Education Committee, 1946. 86 страница



Подобная зависимость человека от группы в том, что касается содержания его «реальности», представ­ ляется не столь удивительной, если мы вспомним, что непосредственный опыт самого человека естественным


182                      Проблемы трансформации культуры

 

образом ограничен. Иными словами, вероятность того, что его суждение окажется правильным, увеличива­ ется, если человек больше доверяет групповому опы­ ту, независимо от того, созвучно ли его собственное мнение этому опыту. Это только одна из причин принятия группового суждения, но есть и другая. Какой бы сферы ни касались убеждения и где бы ни применялись те или иные модели поведения, груп­ повая деятельность предполагает согласованность действий ее членов. Мы подвергаемся этому давле­ нию во всех областях жизни: политической, религи­ озной, социальной, — включая и наши убеждения, касающиеся того, что есть хорошо и плохо, истинно

 

ложно, верно или неверно, реально или нереально. Учитывая эти обстоятельства,  не так уж сложно

понять, почему общее принятие факта или мнения мо­ жет само по себе препятствовать возникновению каких-либо сомнений в истинности этого факта или мнения.

 

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ КАК ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

 

Если механизмы, лежащие в основе формирова­ ния предрассудков и иллюзий, по сути своей не от­ личаются от тех, что определяют корректное вос­ приятие и реалистичные представления о социуме, то процесс переобучения должен быть аналогичен тому, что происходит при изменении культуры. Это — процесс, в котором изменения мнений и убеждений, изменение ценностей и стандартов, эмо­ циональных привязанностей и потребностей, а так­ же изменение моделей повседневного поведения про­ исходят не изолированно и независимо друг от друга, а в единой системе жизнедеятельности чело­ века в целостной группе.

 

этой точки зрения, даже переобучение плотни­ ка на часовщика не может быть просто передачей плотнику каких-то новых навыков, относящихся к


Проблемы трансформации культуры 183

 

изготовлению часов. Прежде чем стать часовщиком, плотник, помимо овладения новыми способами дей­ ствия, обязательно приобретет новую систему при­ вычек, эталонов и ценностей — тех эталонов и цен­ ностей, которые характерны для мышления и пове­ дения часовщиков. И это — тот минимум нового знания, которым ему придется овладеть, прежде чем он сможет стать хорошим часовщиком.

 

Переобучение в этом смысле эквивалентно про­ цессу, в ходе которого человек взрослеет в родной для него культуре, приобретает определенную сис­ тему ценностей и знакомится с совокупностью фак­ тов, которые впоследствии будут оказывать влияние на образ его мышления и его поведение. Теперь мы можем сделать важный вывод.

 

Цель процессов переобучения аналогична той, что реализуется 6 ходе культурных изменений.

Придя к такому выводу, проще понять, почему делается такой акцент на «неформальности образо­ вания» при переобучении делинквентов. Станет яс­ нее, почему так важна соответствующая групповая атмосфера в организациях по типу Общества ано­ нимных алкоголиков, почему именно она играет ре­ шающую роль и помогает алкоголику бросить пить, почему она более эффективна, чем та длительная и тщательная работа, которая проводится с алкоголи­ ком в медицинских клиниках.

Только соотнеся свое собственное поведение с чем-то более общим, существенным и надындивиду­ альным, таким, например, как групповая культура, человек может в достаточной степени стабилизиро­ вать свои новые убеждения и обеспечить их необхо­ димую устойчивость и независимость от перемен настроения и тех влияний, которым он, как личность, подвергается во внешнем мире.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!