Jewish Education Committee, 1946. 73 страница




154                      Проблемы трансформации культуры

 

Второе основное препятствие на пути изменения культур кроется в том факте, что такие паттерны, как демократия, не ограничиваются политическими проявлениями; они переплетаются практически с каж­ дым аспектом культуры. Как мать обращается со своим годовалым ребенком, с ребенком двух или трех лег, как осуществляется руководство предприятием, какие группы обладают высоким статусом, каким образом окружающие воспринимают статусные раз­ личия — все эти характеристики представляют со­ бой весьма важные элементы культурального паттер­ на. Каждое заметное изменение, безусловно, должно осуществляться с учетом этого сложного фона. Не­ возможно ограничиться только лишь трансформацией официально признаваемых ценностей; необходимо изменять повседневную жизнь группы.

 

Не вызывает сомнений утверждение о том, что изменение ценностей в конечном счете приведет к изменению поведения в социуме; но верно и обрат­ ное: трансформация моделей поведения и повседнев­ ной жизни непременно отражается на ценностях куль­ туры. Это ненаправленное изменение культурных цен­ ностей, по всей вероятности, проникает глубже и сохраняется дольше, чем те изменения, которых мы можем достичь посредством направленной пропаган­ ды. Очевидно, Гитлер хорошо понимал эту закономер­ ность. Существует ли хоть крошечная надежда на то, что мы можем оказать какое-то воздействие на фа­ шиствующую группу, наставив ее на путь демократии?

 

Хотя научные исследования в этой области и чрезвычайно скудны, они все же позволяют нам сде­ лать по крайней мере пять общих выводов:

 

Было бы ошибкой предполагать, что люди сами по себе будут следовать демократической модели существования. Подобное утверждение неверно даже

отношении людей, живущих в стране с демократи­ ческим укладом. (Демократическое развитие некото­ рых стран, таких как Соединенные Штаты, было результатом уникальных историко-географических


Проблемы трансформации культуры 155

 

условий.) В демократии, как и в любой другой мо­ дели культуры, индивид перенимает культуральныепаттерны путем определенного рода •научения». Как правило, такое научение происходит в процессе раз­ вития личности.

 

В результате экспериментов, касающихся изме­ нения паттернов культуры, было установлено, что ав­ торитарная установка может быть «навязана личнос­ ти». Это означает, что человек может «выучиться» быть авторитарным, пытаясь приспособиться к навязан­ ной ему извне ситуации. Демократия же не может быть внушена личности извне; ее можно принять лишь пу­ тем добровольного и ответственного принятия ее пра­ вил. Переход от авторитаризма к демократии — это процесс, который занимает гораздо больше времени по сравнению с обратной процедурой.

 

«Научение» демократии в случае перехода к ней от иных культуральных паттернов представляет собой своего рода парадокс, напоминающий пробле­ му демократического лидерства. Демократический лидер не навязывает группе своих устремлений, как это принято при авторитарном лидерстве: регуляция деятельности группы осуществляется группой как целым. И все же демократический руководитель дол­ жен «руководить».

 

когда речь идет о переориентации общества в демократическом направлении, этот парадокс демокра­ тического лидерства становится еще более заметным.

примеру, в экспериментальной ситуации, где лидеру необходимо изменить индивидуалистическую (попусти­ тельскую) свободу в группе на демократическую, он не может давать членам группы прямые указания, посколь­ ку такая позиция приведет к авторитарности. Необхо­ димо приложить определенные усилия для того, чтобы обеспечить группе демократические условия работы. Сходная проблема возникает и тогда, когда авторитар­ ная группа должна быть преобразована в демократи­ ческую. Ослабление санкций, как правило, поначалу приводит к периоду агрессивной анархии.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!