Jewish Education Committee, 1946. 77 страница




 

 

Господствующая раса (нем.).


Проблемы трансформации культуры 163

 

КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДИВИДОВ И НАЦИЙ

 

Трансформация германской культуры в сторону большей демократичности, без сомнения, порождает ряд крайне сложных проблем.

 

Совершенно очевидно, что культура отдельной личности или небольшой группы людей может быть подвергнута глубокому и тотальному изменению в короткие сроки. Ребенок, попавший из Германии или Японии в Америку, как правило, быстро усваивает все требования стиля американской жизни и почти пол­ ностью американизируется. Зрелые люди, попавшие в новую культуру, также могут достаточно полно при­ нять и перенять ее; большую роль в адаптации такого рода играет целенаправленное обучение. Эксперимен­ ты с участием как детей, так и взрослых, показали, что социальный климат групп может быть кардиналь­ но изменен путем использования соответствующих моделей лидерства. Эксперименты по обучению лиде­ ров подтвердили, что при определенных обстоятель­ ствах возможно скорое переобучение в высшей сте­ пени авторитарных лидеров в эффективно действую­ щих лидеров демократической ориентации.

 

Однако в этом случае мы имеем дело с измене­ нием отдельных личностей и малых групп, происхо­ дящим в соответствии с некоторыми общими базо­ выми принципами той культуры, в которой эти люди существуют. Трансформация же культуры в целом требует совершенно иного подхода. И в этом случае большое количество участников, вовлеченных в про­ цесс, — всего лишь одна из трудностей. Гораздо более важным представляются определенные динами­ ческие отношения между различными аспектами на­ циональной культуры — такими, как образование, нравы, политическое поведение, религиозное мировоз­ зрение, — которые взаимодействуют таким образом, что пресекают любое отклонение от привычного для данной культуры образа мышления и поведения.


Проблемы трансформации культуры,

сожалению, в рамках данной статьи у меня нет возможности подробно обсудить эту динамику. Я могу лишь вкратце напомнить читателю, что различия, к примеру, между американской и немецкой культура­ ми проявляются более или менее ярко практически во всех областях жизнедеятельности общества: и в том, как мать обращается со своим двух-трехлетним ре­ бенком, и в том, о чем рассуждает отец за обеден­ ным столом, и в том, как общается рабочий с масте­ ром или студент с профессором, и в том, как ведут себя гости по отношению к хозяевам и их детям. Культурные национальные особенности отражены в том, как написаны кулинарные книги, в том, как об­ щаются между собой адвокаты, только что противо­ стоявшие друг другу на судебном процессе; в том, какие фотографии отбирает кандидат в президенты для своей предвыборной агитации, и в том, что означает рели­ гия для человека, какого бы вероисповедания он ни придерживался. И если мы намерены подвергнуть трансформации какой-либо аспект культуры, мы долж­ ны отдавать себе отчет в том, что существует еще тысяча и один аспект той же самой системы и все они будут оказывать противодействие осуществляемой нами манипуляции, возвращая культуру к прежним, привычным паттернам. Кто-то однажды метко сказал, что «культура — явление водонепроницаемое».

 

Теперь мы можем сформулировать следующий вывод: чтобы обеспечить устойчивый эффект, куль-туральные изменения должны проникнуть во все или почти во все аспекты жизни народа. Короче говоря, это должно быть изменением всего « культурального климата», а не каких-либо отдельных его элементов.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!