Jewish Education Committee, 1946. 72 страница




152                       Проблемы трансформации культуры

 

ДЛЯ ТОГО чтобы установление демократического порядка стало возможным, необходимо изменение ценностей современного общества. Такого рода из­ менения предполагают, в частности, усиление внима­ ния к ценностям личности в противоположность над­ личностным ценностям, таким как государство, по­ литика, наука. Подобная трансформация взглядов сместила бы акцент на то, что германский «желез­ ный канцлер» Бисмарк еще в 1880 году назвал граж­ данским мужеством (моральной смелостью граждан)

 

чего, как он считал, не хватает немцам (которые склонны к слепому безоговорочному подчинению). Тем самым большее внимание уделялось бы не со­ жалениям о том, сколь различны культуры, а тому, насколько полезным может стать изменение этих характеристик. Й гораздо более важной представля­ лась бы задача научить детей независимости, а не подчинению.

 

При любой попытке повлиять на культуральные паттерны мы не можем не уделять должного внима­ ния тому, что проблема изменения отдельной лично­ сти или маленькой группы людей, вырванных из при­ вычного культурного окружения и попавших в абсо­ лютно новую среду, значительно отличается от тех проблем, которые возникают при изменении культу-ральных особенностей компактной группы, остающейся на родной земле. И в качестве методов, наиболее адекватных для трансформации культурного фона большой группы, мы можем назвать пропаганду во всех возможных ее формах: радио, пресса и т. д.

 

все же, сколь эффективной ни была бы эта пропаганда (независимо от того, ведется она извне или по инициативе самой страны), ее основной ре­ зультат будет сводиться лишь к изменениям «вербаль­ ных чувств» людей. Говоря о демократии, немец, скорее всего, будет иметь в виду индивидуалистиче­ скую свободу. Если американец рассуждает о демо­ кратии, то и он будет прежде всего подчеркивать свободу личности и упустит из виду, что руководст-


Проблемы трансформации культуры 153

 

во — это тот феномен, который при демократичес­ ком порядке играет роль ничуть не меньшую, чем при авторитаризме. Но американцам посчастливилось жить в стране, где групповое принятие решений — это отлаженный и привычный процесс, по крайней мере, в небольших группах; где демократическое лидерство безоговорочно принимается как паттерн культуры и где ему обучают детей в школе. И мы не можем ожидать того, что люди, живущие в такой стране, будут понимать демократию иначе, чем в тех концептуальных рамках, которыми они привыкли пользоваться. Мы не можем ожидать от представи­ теля другой культуры принятия культурального пат­ терна, с которым ему никогда не приходилось стал­ киваться, ведь даже те, для кого эта культуральная модель знакома с детства, иногда не могут доста­ точно точно описать ее. И в этом заключалась одна из трагедий Веймарской республики: демократически настроенные люди, принявшие на себя управление страной сразу после войны, исказили понятие демо­ кратии, интерпретировав ее как существование вне политики. Именно это позволило прежним реакцио­ нерам сохранить свои официальные «экспертные» посты. И это была настоящая трагедия, поскольку руководителям страны было невдомек, что «нетер­ пимость к нетерпимым» является принципиальной базой для поддержания и особенно для установле­ ния демократии как «терпимости к терпимым»; тра­ гедия крылась прежде всего в том, что они не пони­ мали, что сильное руководство и эффективное пози­ тивное использование политической власти большин­ ства — важнейший аспект любой демократии. Вмес­ то этого Германия гордилась тем, что у нее «самая свободная конституция в мире», поскольку техниче­ ски даже самое малочисленное меньшинство получа­ ло пропорциональное представительство в парламен­ те. В действительности же это привело к существо­ ванию десятков политических партий и к тому, что меньшинство получало перевес над большинством.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!