Jewish Education Committee, 1946. 71 страница
По окончанию войны культурная реконструкция того или иного плана будет необходима большинст ву стран; народам этих стран придется переключать ся от представлений военного времени к «культуре»
150 Проблемы трансформации культуры
мирного существования. Большинство наций вполне способно справиться с этой задачей без внешнего вмешательства. Этот переход от войны к мирному существованию в действительности будет не так уж сложен, как это может показаться сейчас, при том состоянии ненависти, которое царит в обществе; осо бенно простым это будет в том случае, если в ре зультате восстановления добрососедских отношений
|
|
мире будет сформирована высокоэффективная по литическая организация. После окончания последней войны значительная часть населения в большинстве стран резко перешла на позицию радикального па цифизма. Подобный опыт должен удержать нас от того, чтобы говорить о силе национальных чувств, не обращая при этом внимания на глубину и неиз менность этого чувства. Упадок, воцарившийся в на шей стране после окончания последней войны, быст ро перерос в изоляционизм, тем самым создав бла гоприятные предпосылки для развязывания нового конфликта. (Опасность такого рода реакции после завершения данной войны достаточно велика, и ве роятность формирования подобной установки значи тельно выше, чем вероятность создания атмосферы перманентного империалистического милитаризма.) Даже в Германии сразу после прошедшей войны процент населения, склонявшегося к пацифизму, был несколько выше, чем процент тех, кто сразу же на чал вынашивать планы мести и в качестве первого
|
|
|
|
этапа изобрел DolchstosslegendeK
|
|
Тот факт, что поверхностные, хотя и сильные, национальные чувства могут довольно быстро менять ся, не опровергает, однако, мнения тех историков, которые утверждают, что ничто не является столь неизменным, как глубинные культуральные характе ристики народа. И именно эти глубинные черты нам
Тезис об «ударе ножом в спину», объяснявший пора жение Германии в первой мировой войне вспыхнувшей ре волюцией. — (Прим. ред.)
Проблемы трансформации культуры | 151 |
следует проанализировать, если мы хотим разобраться
том, что собой представляет культуральная состав ляющая стабильного мира. В Германии, несмотря на пацифистские устремления населения после первой мировой войны и задолго до появления Гитлера, каждый ребенок играл с оловянными солдатиками — играл в войну. И вскоре, в соответствии с этой дав но устоявшейся традицией, милитаристы вновь набра лись сил. С другой стороны, Муссолини более де сятка лет пытался воспитать в итальянцах эти воен ные настроения, которых так не хватало нации во время первой мировой. И несмотря на все его уси лия, несмотря на то, что он пытался воздействовать на умы своего народа — начиная с самых младших его представителей, — ему, по всей видимости, так и не удалось изменить эту особенность националь ной культуры. Подобным образом характер русских или британцев также менялся лишь незначительно. То, что эти неизменные характеристики имеют ско рее культуральную, нежели национальную, основу, подтверждает и тот факт, что дети, чьи родители переехали из одной страны в другую, достаточно быстро и глубоко перенимают отличительные особен ности жителей своей новой родины.
Демократическое устройство мира вовсе не предпо лагает единообразия культур. И аналогом демокра тической свободы личности на уровне функциони рования групп является культуральный плюрализм. Но любое демократическое общество должно пре пятствовать тому, чтобы гангстеры или, пользуясь другим термином, «нетерпимые» граждане пользо вались неограниченной личной свободой. И до тех пор, пока в каждом обществе не будет провозгла шен принцип терпимости и равенства прав, демо кратический миропорядок будет находиться в опасно сти: ему будут угрожать «нетерпимые» культуры. Нетерпимость к существованию таких «нетерпимых» культур — вот необходимое условие для воцарения мира между народами.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!