Jewish Education Committee, 1946. 76 страница




Проблемы трансформации культуры 161

 

ственной стране, мы должны осознавать также и тот факт, что психологические и в особенности культу-ральные факторы, в конечном счете, имеют прин­ ципиальное значение.

 

Нередко можно встретить утверждения о том, что гитлеризм — это всего лишь крайнее выраже­ ние традиционной милитаристской прусской куль­ туры, доминировавшей в Германии со времени ос­ нования этого государства. В рамках данной рабо­ ты едва ли представляется целесообразным решать, истинно ли это заявление и насколько оно истин­ но. Гораздо более важно точно знать, насколько глубоко нацистская культура закрепилась в само­ сознании народа. И хотя на данном этапе нам не удастся получить исчерпывающий ответ на этот вопрос, мы можем с достаточной степенью уверен­ ности предположить, что нацизм глубоко укрепил­ ся в умах немцев, особенно представителей моло­ дого поколения, от которых, собственно, и зависит наше будущее. Это — культура, центрами которой являются власть и сила как высшая ценность и ко­ торая отрицает справедливость и равенство людей, рассматривая их как отвратительные пережитки декадентской демократии.

 

Проблема была бы менее серьезной, если бы идеи эгоцентризма и безжалостности власти распро­ странялись только на поведение в условиях войны.

 

несчастью, те же самые ценности пронизывают все аспекты немецкой культуры, включая и поведе­ ние в семье. Миллионы беспомощных детей, жен­ щин и мужчин были погублены в оккупированных странах только за последние два года, и эти убий­ ства не прекращаются по сей день. Десяткам ты­ сяч немцев пришлось привыкнуть к службе в отря­ дах по истреблению неугодных или к работе в дру­ гих огромных организациях подобного толка. Это систематическое истребление населения проводится с одной лишь декларируемой целью — обеспечить в будущем господство германской расы на окружа-


162                       Проблемы трансформации культуры,

 

ющих Германию территориях. Это особенно опасно

точки зрения обеспечения позитивных междуна­ родных отношений и установления мира, поскольку подобные убийства воспринимаются как естествен­ ное право победителя решать судьбу побежденного, как неотъемлемое право Herrenvolk 1 распоряжаться «низшими» расами.

Прежде чем мы перейдем к обсуждению того, как могут быть осуществлены позитивные изменения, нам необходимо пояснить стоящую перед нами цель. А цель заключается в следующем: жизнь в Германии не может быть копией английского или американского образа жизни. Чем бы ни закончился этот процесс, получившаяся в его результате культура будет спе­ цифически немецкой. В ней неизбежно останутся следы истории страны и существующий экстремаль­ ный опыт войны и нацизма. И это произойдет в любом случае, даже если новая немецкая культура будет полностью демократичной.

Существует и еще одна причина того, чтобы приложить все силы к формированию культуры «демократичной Германии», не копируя при этом американскую или английскую культуру. Демокра­ тический принцип толерантности к окружающим имеет одно существенное ограничение: не менее не­ обходимой является «демократическая нетерпимость к нетерпимым». Это право и эта обязанность — быть нетерпимым к проявлениям такого рода — очень важны, если мы хотим построить на нашей планете демократическое общество. Однако следо­ вание этому принципу не предполагает конформ­ ности граждан; оно лишь ограничивает наши за­ конные интересы определенным набором условий, которые, по всей вероятности, не сильно отлича­ ются от тех, что необходимы для установления мира между народами.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!