Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 246 страница



 

Новая теория впервые была полностью изложена в ”Я и Оно” (1923). Особое значение имеет допущение того, что ’’каждому из этих двух видов первичных позывов был бы приписан особый физиологический процесс (рост и распад) и в каждой живой субстанции действовали бы оба первичных позыва, но все же в неравных долях, чтобы одна субстанция могла быть главным представителем Эроса”".

 

 этих формулировках Фрейд раскрывает новое направление своей мысли еще яснее, чем в работе ”По ту сторону принципа удовольст­ вия”. Вместо механистического физиологического подхода прежней теории, основанной на том, что напряжение создается химическим путем, после чего возникает потребность уменьшить это напряжение до нормального уровня (принцип удовольствия), в новой теории предлагается биологический подход, согласно которому каждая живая клетка предположительно оснащена двумя основными свойствами живой материи — Эросом и стремлением к смерти; впрочем, принцип понижения напряжения сохранен, причем в более радикальной форме:

 

виде уменьшения возбуждения до нулевой отметки (принцип нир­ ваны*).

Спустя год (1924) в статье ’’Экономическая проблема мазохизма” Фрейд делает дальнейший шаг в прояснении отношения между двумя инстинктами. Он писал: ’’Задача либидо — обезвредить разрушительный инстинкт, и оно выполняет свою задачу, в значительной степени отводя инстинкт вовне, на объекты внешнего мира, охотно используя при этом особую органическую систему — мускулатуру. Инстинкт поэтому назы­ вается разрушительным инстинктом, стремлением к господству или волей к власти". Часть инстинкта прямо предназначена обслуживать половую функцию, в чем ей принадлежит важная роль. Это садизм

в собственном смысле слова. Другая часть не задействована в этом

 

Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 420—421.

^ Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, Мерани, 1991. Книга 1. С.

375.

 

Здесь Фрейд смешивает три очень разнородные тенденции. Инстинкт раз­ рушения основательно отличается от воли к власти: в первом случае я хочу разрушить объект, во втором — я хочу сохранить и контролировать его; и оба совершенно отличны от стремления к господству, цель которого — творить

 

создавать, что в действительности прямо противоположно желанию разрушать.


 

381


перенесении вовне; она остается внутри организма и с помощью описан­ ного выше сопутствующего ей полового возбуждения становится там либидозно связанной. Именно эту часть мы должны признать исходным эротогенным мазохизмом” (100, 1924).

 ’’Новых вводных лекциях”* (1933) сохранена принятая ранее позиция: Фрейд говорит о наличии ’’эротических [влечений], которые стремятся привести все еще живую субстанцию в большее единство,

и влечений к смерти, которые противостоят этому стремлению

приводят живое к неорганическому состоянию”^. В тех же лекциях Фрейд писал о первичном разрушительном влечении: ”Мы можем его воспринять лишь при этих двух условиях — если оно соединяется с эротическими влечениями в мазохизме или если оно как агрессия направлено против внешнего мира — с большим

или меньшим эротическим добавлением. Напрашивается мысль

значимости невозможности найти удовлетворение агрессии во внешнем мире, так как она наталкивается на реальные препятствия. Тогда она, возможно, отступит назад, увеличив силу господствующего внутри саморазрушения. Мы еще увидим, что это происходит действительно так и насколько важен этот вопрос. Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжелое повреждение; все выглядит так, Kaf^ будто нужно разрушить другое и других, чтобы не


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!