Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 247 страница



разрушить самого себя, чтобы оградить себя от стремления

 

саморазрушению. Поистине печальное открытие для моралиста!” (Курсив мой. — Э. Ф.у

 своих последних двух статьях, написанных за два года до смерти, Фрейд не внес никаких существенных изменений в представления, раз­ работанные им в предьщущие годы. В статье ’’Анализ временный и веч­ ный” (1937) он даже больше подчеркивает могущество инстинкта смер­ ти. ”Но самый сильный из всех мешающих факторов, — писал он,

 

— и к тому же совершенно не подвластный контролю...это инстинкт смерти” (курсив мой. — Э. Ф.) (100, 1937). В ’’Очерке психоанализа”

(написан в 1937 г., опубликован в 1940 г.) Фрейд вновь подтвердил

систематизированном виде свои более ранние положения, не внеся никаких существенных изменений.

 

2. С удьба Ф рейдовых теорий инстинкта смерти и Эроса и их критика.

 

Приведенное краткое описание новых Фрейдовых теорий Эроса и ин­ стинкта смерти наверняка не продемонстрировало в должной мере, сколь радикальной была замена старой теории и что Фрейд так и не уразумел радикального характера этой замены, в результате чего увяз

 

многочисленных теоретических непоследовательностях и внутренних противоречиях. На следующих страницах я постараюсь описать значе­ ние этих изменений и проанализировать конфликт между старой и новой теориями.

 

После первой мировой войны Фрейд располагал двумя новыми точками зрения. Первая состояла в признаний силы и интенсивности

 

‘ В переводе на русский язык эта работа вышла под названием ’’Продолжение лекций по введению в психоанализ” в книге Зигмунд Фрейд. Введение в психо­ анализ. Лекции (М., Наука, 1991). В дальнейшем в тексте сохранен перевод англоязычного названия работы, а ссылки приводятся по указанному переводу на русский язык. — Примеч. пер.

 

^ Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 366.^Там же. С. 365.


 

382


агрессивно-деструктивных стремлении человека, независимых от сексуальности. Назвать этот взгляд новым было бы не совсем корректно. Как я уже показал, не то чтобы Фрейд совершенно не подозревал о существовании агрессивных импульсов, независимых от сексуальности. Но такое понимание выражалось им лишь спорадически и никогда не подменяло собой главной гипотезы

 

базисной полярности сексуальных инстинктов и инстинктов ”Я”, хотя в дальнейшем с введением понятия нарциссизма эта теория претерпела изменения. В теоретическом осмыслении инстинкта

смерти человеческая деструктивность получила полное признание

превратилась в один из полюсов существования, составляющих самую сущность жизни, в полюс, находящийся в борьбе с другим полюсом — Эросом. Деструктивность становится первичным феноменом жизни.

 

Вторая позиция, характеризующая новую теорию Фрейда, не толь­ ко не имеет корней в предыдущей теории, но и полностью проти­

воречит ей. Это взгляд, согласно которому Эрос, наличествующий

каждой клеточке живой субстанции, имеет своей целью объединение

интеграцию всех клеток и, сверх того, обслуживание культуры, интеграцию более мелких единиц в единство человечества. Фрейд открывает несексуальную любовь. Он называет инстинкт жизни также

 

’’любовным инстинктом”; любовь тождественна жизни и развитию, она, борясь против инстинкта смерти, детерминирует человеческое существование. В прежней теории Фрейда человек рассматривался как изолированная система, движимая двумя импульсами: к выживанию (инстинкт ”Я”) и к получению удовольствия через преодоление напря­ жений, в свою очередь произведенных химическим путем внутри тела


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!