Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 241 страница



 

как ’’субъект” строю прогноз, для меня не ’’объект”. Моя вера уходит корнями в мою привязанность к ребенку, это сложная смесь из знания, участия и сопереживания. Разумеется, такое толкование верно, если под верой понимается ’’рациональная вера” (101, 1947 а), основанная на знании соответствующих данных, а не на иллюзиях и мечтах, как это бывает в случае ’’иррациональной веры”.

 

Оптимизм это отчужденная форма веры, пессимизм это отчужденная форма сомнения.

Если честно задуматься о человеке и его будущем, т. е. заинтересо­ ванно и ’’ответственно”, то может возникнуть только два вида реакции: либо вера, либо отчаяние. Рациональная вера, как и рациональное сомнение, основывается на фундаментальном критическом знании всех фактов, которые имеют значение для выживания человечества. Основой рациональной веры в человека является существование реальной воз­ можности для его спасения; основой для рационального сомнения стало бы осознание того, что такой возможности нет.

 

 этой связи необходимо указать еще на один момент. Большинство людей торопятся отбросить веру в совершенствование человека, называя эту идею нереальной; однако они це видят, что сомнение тоже очень часто далеко от реальности. Очень просто сказать: ’’Человек всегда был

 

остался убийцей”. Но такое утверждение ошибочно, оно упускает из виду массу нюансов, слишком упрощает теорию развития деструктив­ ности. Так же просто сказать: ’’Желание эксплуатировать других людей соответствует природе человека”, но и это утверждение упрощает или искажает факты. Короче говоря, утверждение, что ’’человек от природы зол”, ни на йоту нельзя считать более истинным, чем утверждение, что ’’человек от природы добр”. Но все же первое сказать гораздо легче;


 

374


если кто-то пожелает доказать дурное начало в человеке , он всегда найдет благодарных и поддакивающих слушателей, ведь он каждому из них создает алиби — отпущение грехов — и ничем не рискует. И все же объявить во всеуслышание о полном разочаровании в человеке, о неверии в его способность к совершенствованию — рав­ носильно саморазрушению и одновременно далеко от истины. Не менее деструктивно действует и пропаганда слепой иррациональной веры или воспевание ложных кумиров — это также обман и за­ блуждение.

 

Однако на подавляющее большинство людей дилемма ’’вера или отчаяние” не распространяется, они сохраняют полное равнодушие в от­ ношении будущего человечества. А те, кто не совсем равнодушен, зани­ мают место либо среди ’’оптимистов”, либо среди ’’пессимистов”. Оп­ тимисты — это те, кто догматически верит в постоянство ’’прогресса”. Они привыкли отождествлять человеческие достижения с техническими успехами, они понимают под свободой человека свободу от непосредст­ венного принуждения, а также свободу потребителя выбирать товар из массы ’’ширпотреба”. Их нисколько не волнуют такие категории, как достоинство и честь, сотрудничество и доброта (которые были у перво­ бытных людей); их впечатляют только такие понятия, как владение, напористость и технические достижения. Сотни лет господства над технически отсталыми цветными народами наложили определенный от­ печаток на дух оптимизма. Можно ли ’’дикаря” сравнить с человеком, который полетел на Луну, или с тем, кто нажатием кнопки может уничтожить миллионы жизней?

 

 оптимистов (по крайней мере в наше время) вполне приличная жизнь, и они могут себе позволить роскошь быть ’’оптимистами”. Их позиция определяется во многом еще и тем, что степень их собственной отчужденности столь велика, что их совершенно не волнует та опас­ ность, которая грозит их детям и внукам.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!