Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 239 страница



 

‘ Существует богатый клинический материал, демонстрирующий, что люди могут стремиться к саморазрушению, несмотря на то что их сознательные цели являются прямо противоположными. Впрочем, такие примеры можно найти не только в психоанализе, но и в классике драматургии.


 

371


ческий диагноз не должен влиять на эти суждения. Но и самый порочный человек, оставаясь человеком, взывает к нашему состраданию.

 

 заключение я должен сказать, что помимо очевидной академичес­ кой задачи, которую я ставил в этом исследовании, пытаясь проиллюст­ рировать понятия садизма и некрофилии, я имел в виду и еще одну цель.

 

хотел указать на распространенное заблуждение, которое не позволяет нам распознавать в своей среде потенциальных фюреров до того, как они покажут свое настоящее лицо. Мы почему-то считаем, что пороч­ ный, склонный к разрушению человек должен быть самим дьяволом и выглядеть как дьявол. Мы убеждены, что у него не может быть никаких достоинств и что лежащая на нем каинова печать должна быть очевидной и различимой для каждого. Такие дьявольские натуры суще­ ствуют, однако они чрезвычайно редки. Как мы уже имели возможность убедиться, деструктивная личность демонстрирует миру добродетель: вежливость, предупредительность, любовь к семье, любовь к детям, любовь к животным. Но дело даже не в этом. Вряд ли найдется человек, вообще лишенный добродетелей или хотя бы благих порывов. Такой человек находится на грани безумия или, что в принципе то же самое, является ’’моральным уродом”. Пока мы не откажемся от лубочного представления о пороке, мы не научимся распознавать реальное зло.

 

Наивная уверенность, что порочного человека легко узнать, таит в себе величайшую опасность: она мешает нам определить порок еще до того, как личность начнет свою разрушительную работу. Я считаю, что в большинстве своем люди редко обладают столь сильными разруши­ тельными наклонностями, какие были у Гитлера. Но, даже если такие люди составляют всего десять процентов, этого вполне достаточно, чтобы, приобретая власть и влияние, они представляли реальную угрозу для общества. Конечно, не всякий разрушитель способен стать Гит­ лером, если у него нет соответствующих талантов. Но он может стать усердным эсэсовцем. С другой с 1'ороны, Гитлер не был гением и способ­ ности его не были сверхъестественными. По-настоящему уникальной была социально-политическая ситуация, в которой он мог подняться до таких высот. Не исключено, что среди нас живут сотни потенциальных фюреров, которые смогут прийти к власти, если пробьет их историчес­ кий час.

Рассматривать такую фигуру, как Гитлер, объективно, без гнева

 

пристрастия заставляет нас не только научная честность, но и желание усвоить исторический урок, который может оказаться полезным и сегод­ ня, и завтра. Всякая попытка внести в портрет Гитлера искажения, лишив его человечности, чревата в дальнейшем неспособностью распоз­ нать потенциальных гитлеров в тех людях, которые вовсе не похожи на чертей, а просто спокойно прокладывают свой путь к власти.


 

ЭПИЛОГ:

 

ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ

попытался показать, что доисторические люди, которые жили родами, занимаясь охотой и собирательством, проявляли минимум деструктив­ ности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому рас­ пределению продуктов питания. Я уверен, что жестокость и деструктив­ ность появляются лишь с разделением труда, ростом производства и образованием излишка продуктов, с возникновением государств с ие­ рархической системой и элитарными группами. Эти черты усиливаются, и по мере развития цивилизаций власть и насилие приобретают в обще­ стве все большее значение.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!