Игра «Строительный аттракцион»



Цели: формировать представление детей о площади фигур, умение сравнивать их с помощью условной мерки; закрепить навыки количественного и порядкового счета, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром; совершенствовать навыки бега и прыжков; развивать быстроту, ловкость, умение сотрудничать с командой, внимание, логическое мышление, комбинаторные способности при составлении фигур, умения планировать свои действия, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Содержание: двум командам детей предлагается определить, какая из фигур по площади больше: слон или жираф.

Вопрос: Как это можно определить? (Счетом кубиков, из которых состоят фигуры.)

Участники игры делятся на две команды. По сигналу педагога дети поочередно выполняют бег до фигуры, берут по одному кубику и, зажав его между коленками, прыжками передвигаются к своим командам, становятся сзади колонны.

Первой команде необходимо положить принесенный кубик справа, второй команде – слева.

По окончанию игры участники производят подсчет принесенных кубиков, делают выводы о площади фигур (они равны, так как состоят из одинакового количества кубиков).

Вопросы: Равны ли сами фигуры? (Нет, так как они разной формы.) Какой вывод можно сделать?

Правила: во время эстафеты фигуры необходимо обегать. Перенося кубики прыжками, нужно стараться их не уронить; если кубик упал, необходимо его поднять и продолжать движение. Переносить можно только один предмет, перед тем как положить его, нужно вспомнить пространственное расположение (лево – право).

Игра «Океанариум»

Цель: развивать внимание, глазомер, координацию движений, логическое мышление, комбинаторные способности при составлении фигур, умения планировать свои действия, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Содержание: дети делятся на две команды. В руках у каждого игрока синяя или красная ленточка («плавники»). По сигналу педагога все участники игры разбегаются по группе. На звуковой сигнал дети командами принимают положение лежа на животе, стараясь приблизиться как можно плотнее друг к другу, заняв меньшую площадь. Педагог подводит итог, поощряя ту команду детей, которой удалось занять меньшую площадь.

Правила: во время бега врассыпную нужно стараться не сталкиваться друг с другом и не мешать друг другу. После звукового сигнала следует лечь как можно плотнее друг к другу, чтобы между игроками не осталось пустого пространства. Необходимо напомнить детям, что в одной команде могут быть игроки только с одинаковыми по цвету лентами.

Арифметические действия

Игра «Найди каюту»

Цели: совершенствовать умение составлять целое из частей; учить образовывать число 8 из двух меньших чисел; совершенствовать навык бега согласно математическому заданию; развивать быстроту, внимание, сосредоточенность.

Содержание: посередине комнаты расположены обручи, в которых лежат карточки с примерами (6 + 2; 5 + 3; 7 + 1; 4 + 4). Участникам игры раздаются карточки с нарисованными на них точками (как в домино, через черту). Детям необходимо сосчитать количество точек на своей карточке справа и слева и запомнить их количество.

По сигналу педагога «Матросы, в каюты!» дети, обегая один круг по краю ковра, бегут посередине между двумя рядами обручей, в которых лежат карточки с примерами, и стараются занять свое место в обруче (каюте), сопоставляя количество и расположение точек на своей карточке и примеры в обручах. В обруче могут оказаться 2 человека. В конце игры дети объясняют, почему заняли именно эту каюту, производят вычисления и отвечают, какое число получилось у всех членов экипажа. (8.)

Правила: бег по кругу и через середину с остановкой выполнять только после сигнала педагога «Матросы, в каюты!»; бежать легко, не наталкиваясь друг на друга, держать дистанцию; при беге через центр искать глазами пример; выбрав нужный, занять свое место в обруче.

Игра «Гребля на байдарках»

Цели: учить образовывать число 8 из двух меньших чисел; решать задачи на нахождение целого, правильно выбирать арифметическое действие; совершенствовать навык ползания лежа на животе с продвижением вперед гимнастической палки; развивать согласованность движений, ритмичность, сообразительность, умение работать в паре.

Содержание: педагог объявляет детям, что все каюты, которые они заняли, имеют номер 8, и это не случайно, ведь они плывут на необычный остров, название которого зашифровано в загадке: «Два кольца без начала и конца». Доплыть до острова с корабля можно только на байдарках. Детям предлагается встать парами и взять весла (любую гимнастическую палку). На концах палок прикреплены примеры (на состав чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Решив пример, дети определяют, какой по счету их «байдарка» будет отплывать на остров, и строятся друг за другом согласно полученным результатам. По сигналу педагога «байдарки» по две начинают движение. Дети в парах, держа внизу палку двумя руками, встают на колени, наклоняются вперед, кладут палку как можно дальше, выпрямляются и ложатся на живот. Затем подтягивают под себя ноги, согнув их в коленях, опять наклоняются и кладут палку как можно дальше, и так продолжают передвигаться до края ковра.

Правила: ползание в парах, держась за палку, нужно осуществлять синхронно, слаженно, двигаться в быстром темпе, в положении лежа выпрямить ноги. Следующей паре («байдарке») можно «выплывать» только тогда, когда предыдущая достигнет середины зала.

Игра «Дельфины с мячом»

Цели: учить решать задачи на нахождение целого, образовывать число 8 из двух меньших чисел, правильно выбирать арифметическое действие; закрепить навыки бросания и ловли мяча; развивать глазомер, внимание, мышление, сосредоточенность, активность.

Содержание: участники игры делятся на две команды. У членов каждой команды на груди прикреплены цифры от 1 до 7 у обеих команд.

Детям предлагается стать умными дельфинами и построиться в две шеренги друг напротив друга. В руках у игроков одной из команд мячи. Каждый из них выполняет бросок мяча определенному участнику противоположной команды (с условием, чтобы их числа при сложении составляли 8). Бросок осуществляют словами: «1 + 7 = 8», игрок, получивший мяч, перебрасывает его обратно со словами: «7 + 1 = 8». Игра продолжается до тех пор, пока броски не осуществят все участники обеих команд.

Вопросы: Что меняется при втором броске? (Цифры меняются местами.) Что остается неизменным? (Сумма – ответ.)

Вывод: От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Правила: бросок и ловлю мяча выполнять двумя руками от груди; быть внимательными, стараться ловить мяч и отвечать как можно быстрее. В конце игры делать логические выводы.

Игра «Невод»

Цели: учить образовывать число 8 из двух меньших, решать задачи на нахождение целого, правильно выбирать арифметическое действие; совершенствовать навык бега с увертыванием; развивать внимание, быстроту, скорость.

Содержание: игрокам предлагается поймать красивую океаническую рыбку на память о путешествии. Дети делятся на две команды: одна команда – «рыбки» с цифрами от 1 до 7, другая – «рыбаки» с теми же цифрами.

«Рыбаки» образуют любую пару, пересчитывают, какое число составляет сумма их чисел и, взявшись за руки, бегут за «рыбкой» с соответствующим числом, стараются ее окружить, сомкнуть вокруг «рыбки» руки. Когда все «рыбки» будут пойманы, дети составляют арифметические выражения.

Правила: во время бега стараться не сталкиваться друг с другом; ловлю «рыбок» осуществлять окружая их и сцепляя руки в кольцо. «Рыбки» должны увертываться, разъединять «рыбаков» нельзя. «Рыбакам» необходимо быть внимательными, чтобы не поймать чужую «рыбку».

Игра «Странные птицы»

Цели: закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и заданным числом (цифрой), решать задачи на нахождение суммы в пределах 9, правильно выбирать арифметическое действие при решении задач; закрепить знание состава числа 9 (из двух меньших чисел); совершенствовать навык ходьбы спиной вперед; развивать логику, мышление, внимание, согласованность и координацию движений.

Содержание: дети делятся на 2 команды: первая команда – это «изгородь», вторая – «странные птицы», которые гуляют за «изгородью». Детям команды «Странные птицы» раздаются цифры, которые крепятся у них на груди или спине. Дети команды «Изгородь», образуют круг, взявшись за руки. «Странные птицы» входят в круг, наклоняются, крепко берутся руками за свои лодыжки и ходят спиной вперед.

За пределами круга располагаются обручи с арифметическими выражениями (на состав числа 9).

По сигналу педагога в одном месте круга дети опускают руки – появляется проход («калитка»). «Птицы» пытаются выбраться за «калитку», двигаясь только спиной вперед. Выйдя за пределы круга, им необходимо найти свой «насест» в обруче согласно заданным в выражении числам и числам на груди (спине) игроков (по двое в каждом обруче). В конце игры пара считает полученный результат и объявляет число (у каждой пары – 9).

Вопросы:

– Как было составлено число 9?

– Какой бы вы задали вопрос к этой задаче?

– Какое действие вы совершили в решении этой задачи?

– Что такое ответ задачи?

Правила: ходить «птицы» могут только спиной вперед, держась за лодыжки. При выходе из круга следует не толкаться, попытаться определить направление движения, согласно своему числу, найти его в числовом выражении.

Игра «Звездолеты»

Цели: продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи, производить числовую запись выражений; развивать фантазию и творческие способности дошкольников средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей; упражнять в сложении и вычитании групп предметов, установлении взаимосвязи целого и части; закрепить знание состава числа 10 (из двух меньших чисел); совершенствовать навык бега в обручах вдвоем, вчетвером; развивать внимание, быстроту, ловкость, согласованность движений, логику мышления, сообразительность, взаимопомощь, поддержку.

Содержание: воспитатель рассказывает, что жители Планеты счетоводов приглашают детей к себе в гости и просят их помочь им: построить на планете дома и магазины, научить пользоваться деньгами, вести аукционы. Отправиться на их планету можно на звездолетах, которые могут перевезти только 10 человек.

Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 9 (2 комплекта), причем на одном из комплектов цифры будут со знаком + (то есть «+ 1», «+ 2», «+ 3» и т. д.). Дети делятся на 2 команды по 10 человек. Первой команде с карточками вида «+ 1» выдаются обручи, остальные дети бегают врассыпную по залу. По сигналу педагога каждый игрок с обручем должен поймать к себе в обруч одного ребенка с тем числом, которое в сумме с его числом будет составлять 10. Должны образоваться звездолеты с примерами:

1 + 9             9 + 1

2 + 8             8 + 2

3 + 7                      7 + 3

4 + 6                      6 + 4

5 + 5

Проверив правильность выполнения задания, педагог предлагает детям отправиться в полет (бег в парах в обруче). Он сообщает, что у звездолета с номером «1 + 9» отказали двигатели и спасти его может только звездолет с тем же набором цифр и знаков, если объединится с ним. Дети со «звездолета» с номером «9 + 1» впускают к себе в обруч «потерпевших аварию» и продолжают бег в обруче уже вчетвером. Игра заканчивается, когда все звездолеты будут объединены.

Вопросы:

– Что изменилось в составе экипажа?

– Что случилось с номерами?

– Как поменялись цифры?

– Изменилась ли сумма?

– Какова сумма чисел у каждого экипажа?

Вывод: От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Педагог объявляет детям, что они приземлились на Планете счетоводов.

Правила: выполняя бег по залу, нужно стараться не сталкиваться друг с другом, передвигаясь парами и четверками, поддерживать общую скорость, чтобы не упасть; быть внимательными в игре, выполнять арифметические действия в уме; ловлю выбранного игрока обручем осуществлять аккуратно, не задевая других детей; бег в парах, четверках выполнять плавно, не делая резких движений, поддерживая общий ритм, быстро перестраиваться на сигнал; принимать на борт других детей поднятием обруча вверх, а затем опускать его. В конце игры делать выводы о составе числа 10 и правиле сложения.

Игра «Пары – тройки»

Цели: закрепить представление детей о цифрах и числах 1, 2, 3; познакомить с образованием и составом чисел 2 и 3 (из двух меньших чисел); формировать умение производить отсчет и пересчет в пределах 3; совершенствовать навыки выполнения разных видов бега в чередовании с ходьбой; развивать внимание, мышление, согласованность движений, ловкость.

Содержание: детям раздаются карточки с цифрой 1, которые прикрепляются к груди.

По сигналу педагога игроки выполняют задания:

– построиться в колонну по одному и выполнять бег в колонне;

– встать парами и выполнять бег с высоким подниманием коленей;

– в парах перейти на ходьбу.

Во время движения педагог обращает внимание детей, что их в паре двое, а цифры у них 1 и 1. Затем по сигналу дети перестраиваются в тройки и выполняют бег с захлестыванием голени.
Во время движения педагог обращает внимание, что дети идут по трое, а цифры у них 1, 1 и 1.

Вопросы:

– Как нами были образованы пары, из каких чисел? (1 и 1.)

– Можно ли из единиц составить число 3? Сколько их будет? (1, 1 и 1.)

Правила: чередование бега с ходьбой осуществлять только по сигналу. Продолжительность каждого упражнения 15–20 с. Бег в парах и тройках выполнять расположившись близко друг к другу. Работать в общем темпе, не вырываться вперед, следить за осанкой. Видеть и сопоставлять, как в смене движения образовались числа 2 и 3.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!