Игра «Семья четырехугольников»



Цели: ознакомить детей с понятием «четырехугольники», обобщая их знания о геометрических формах: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм; учить анализировать разные качества структурных элементов этих фигур, называть их свойства по определенным признакам; совершенствовать технику выполнения приставного шага; развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность.

Содержание: на полу растягивается веревка – это орбита планеты. В руках у педагога цветные четырехугольники. Педагог рассказывает детям, что цветные четырехугольные пластины двигаются по орбите этой планеты. Чтобы разместить их на макете орбиты, необходимо сначала найти их одинаковые свойства и проверить, нет ли ошибки. Игрокам предлагается встать парами по обе стороны веревки (орбиты) лицом друг к другу и взять в руки по одному любому четырехугольнику. По сигналу педагога дети, стоящие друг напротив друга, делают по четыре шага в разных направлениях: одни вправо, другие влево. Таким образом пары меняются. Остановившись друг напротив друга, дети говорят: «Мы с тобой «родственники», так как у нас…» и называют схожие свойства, например, одинаковые стороны, углы, параллельные стороны равны и т. д.

Вопросы: Какую «фамилию» носят все эти фигуры? (Четырехугольники.) Являются ли они «родственниками»?

Правила: напомнить детям, что двигаться необходимо приставными шагами на каждый счет (1, 2, 3, 4). Образовав пару, необходимо сравнить фигуры и найти их общие свойства, относящиеся к четырехугольникам.

Игра «Мяч в подарок»

Цели: ознакомить детей с объемными геометрическими формами: призма, пирамида; закрепить знания об изученных объемных фигурах: куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед; развивать тактильные ощущения, память, согласованность действий при передаче предмета в колонне над головой.

Содержание: детям предлагается разделиться на 2–3 команды и встать в колонны. Водящий становится лицом к своей колонне и закрывает глаза. У каждой команды корзина с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус). Дается задание «подарить» водящему определенную фигуру, например, шар. Последний игрок в каждой команде берет из корзины любую фигуру и начинает передавать ее поднятыми над головой руками в начало колонны. Водящий, получив фигуру, ощупывает ее и, узнав, называет: «Я получил в подарок шар, спасибо», затем быстро перебегает в конец колонны и кладет шар в корзину, а водящим становится игрок, стоящий первым в колонне. Если водящий получил в подарок фигуру не по заданию, он возвращает ее в колонну, фигуру передают назад и кладут в корзину. Игра продолжается с новым заданием, например: подарок – цилиндр.

Правила: дети, встав в колонну, должны передавать предметы над головой в быстром темпе. Педагогу следует побуждать детей быть внимательными в игре: согласовывать свои действия в колонне при передаче формы; ощупывая предмет, не открывать глаза. Водящему нужно быстро ориентироваться в ситуации: совершить определенное действие, сказать фразу или отдать предмет обратно в колонну; остальным детям – сохранять молчание, не подсказывать.

Игра «Математический коврик»

Цели: развивать проективное видение, мышление, умения сравнивать и обобщать, читать эскиз, чертеж; формировать конструктивные умения; развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, а также умение строить обоснованные логические рассуждения; совершенствовать навык выполнения прыжков в высоту через предметы.

Содержание: педагог с детьми вспоминает, в чем сходство и в чем отличие объемных и плоскостных форм: квадрат – куб, параллелепипед – прямоугольник, круг – шар. Обследуют цилиндр, конус.

Вопросы: Что общего у цилиндра и круга? (Основания.) Что общего у конуса и круга?

Педагог знакомит детей с новыми объемными фигурами, в которых сочетаются несколько геометрических форм: пирамида: стороны – 4 треугольника, основание – квадрат или прямоугольник; призма: стороны – 3 прямоугольника, основания – 2 треугольника.

Игрокам предлагается математический коврик с геометрическими плоскостными формами. Дети должны по сигналу расставить объемные тела на соответствующие им плоские геометрические фигуры. Работа осуществляется в двух командах. Каждый участник команды, передвигаясь прыжками через объемные формы к выбранной плоскостной фигуре, ставит на нее объемную.

Педагог обсуждает с детьми различные варианты расстановки фигур на коврике. Так, на круглую прорезь можно поставить шар, цилиндр, конус; на квадратную – куб, пирамиду; на треугольную – призму (основанием); на прямоугольник – параллелепипед, призму стороной. Звание «Лучшие конструкторы» выигрывает та команда, которая сумеет быстро собрать математический коврик и объяснить свой выбор.

Правила: дети выполняют прыжки вперед вверх через объемные фигуры. Необходимо напомнить игрокам, что надо работать быстро и согласованно, обосновывать свое решение, выделяя существенные признаки фигуры: основание, стороны, грани, вершина.

Игра «Любопытная змея»

Цели: закрепить знания о круге, окружности как замкнутой линии; развивать ориентацию в пространстве, внимание, согласованность; учить строиться в круг, удерживая друг друга руками за ноги, лежа на животе.

Содержание: детям предлагается выбрать себе пару, лечь на живот (один берет за лодыжки своего партнера), ползать по полу, помогая себе руками и ногами, и громко шипеть, как змея. Пары должны, медленно двигаясь, соединиться в общую длинную цепочку – большую «змею».

Педагог предлагает большой «змее» свернуться в кольцо, а потом развернуться в линию.

Вопрос: В какие линии сворачивалась змея? (Ответы.) Замкнутая кривая линия образует круг и окружность – границу круга. Какая линия считается замкнутой? (Линия, концы которой соединены.)

Правила: дети в парах ползают по-пластунски на животе, помогая себе руками и ногами. При выполнении движений (сворачивания и разворачивания) необходимо держать друг друга за ноги. Движения следует выполнять согласованно, в общем ритме.

Игра «Фабрика карандашей»

Цели: формировать у детей представление о прямых линиях, умение изобразить их с помощью движения в парах; развивать внимание, ловкость и согласованность движений, умение контактировать с товарищем (помогая, подстраиваясь).

Содержание: педагог предлагает детям представить, что они находятся на фабрике по изготовлению карандашей. Линия (ориентир) – это машина, выпускающая карандаши. Они катятся по конвейеру и их упаковывают в коробки (за второй линией).

Детям предлагается рассмотреть карандаш, дать ему характеристику (ровный, длинный, без бугорков, прямой) и изобразить его движением: лечь парами, головами в разные стороны, касаясь друг друга ступнями ног. «Карандашам» необходимо прокатиться по «конвейеру», держа ноги вместе, не разъединяясь, и собраться за второй линией в плотные, ровные, прямые ряды, прижавшись друг к другу, образуя «коробку карандашей». Педагог хвалит детей за умение приспосабливаться друг к другу, удерживать положение тела при движении. Затем произносит «заклинание», превращая карандаши из обычных в волшебные, которые смогут оживлять нарисованные линии и превращать их в картинки.

Правила: дети в парах, лежа на полу, касаясь друг друга ступнями ног, одновременно осуществляют перекатывания со спины на живот и с живота на спину. Движения необходимо выполнять быстро и согласованно, совершать повороты нужно одновременно, не разъединяя ног.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!