ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА



Очевидным становится, что современная деятельность медицинской сестры должна быть направлена на укрепление здоровья пациента и на отношения к нему как личности. Требования медицинской практики должны найти отражение в профессиональной подготовке специалистов.

При этом одно из существенных противоречий, которое следует выделить - отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью. Поэтому с целью интеграции учебно-познавательной и профессионально – практической деятельности студентов медицинского училища мы в курсе инфекционных болезней использовали технологию контекстного обучения разрабатываемой в научной школе А.А. Вербицкого. Работа носила экспериментальный характер. В эксперименте принимали участие 354 студента ГОУ СПО ТО «Ишимское медицинское училище» и 15 медработников ГЛПУ ТО «Областная клиническая больница №4».

Согласно контекстному обучению «переход от учебной к профессиональной деятельности» представляет собой последовательное моделирование в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалиста.

В теории контекстного обучения выделяется три обучающих модели, обусловленных спецификой процесса подготовки к профессиональной деятельности: семиотическая, имитационная, социальная.

В семиотической обучающей модели мы на лекциях использовали проблемные и активные методы обучения. Модель учебных действий в этом случае отражает прототип – реальные действия и поступки специалиста, при доказательстве истинности решения. В имитационной модели единица активности студента – предметное действие, основная цель которого – практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций. Согласно названой модели семинарские занятия предполагали ролевые игры, дискуссии. Социальная обучающая модель – это проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Основной единицей активности студента является поступок; характер деятельности – преимущественно творческий. Так, например практические занятия, проходившие в два этапа. На первом этапе студенты проигрывают разные роли и ситуации по выявлению проблем пациента и оказанию помощи. На втором этапе - работают в реальных условиях поликлиники и стационара. Научную работу студенты осуществляли в рамках клуба «МЭИ», где студенты сначала в процессе производственной практики, а затем, проводя исследования в рамках социального партнёрства, включаются в социокультурный контекст будущей профессии.

Оценку эффективности предлагаемой технологии, мы осуществляли, изучая изменения показателей: отношения студентов к будущей профессиональной деятельности; уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов.

Косвенно об эффективности используемой нами технологии можно судить и по результатам творческой работы студентов: призовые места на межрегиональных и областных студенческих конференциях 1998 - 2013 г. в г.Ишим, г.Омск, г.Сургуте, г.Тюмень и др.; наличие публикаций (тезисов, научных статей); разработка и проведение студентами акций и конференций, направленных на формирования культуры здоровья населения.

Таким образом, контекстное обучение в подготовке специалистов сестринского дела наиболее востребованная технология, в решении задач повышения качества профессионального образовании.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров А.В. Программа стратегического развития студенческого научного общества как условие эффективной организации НИД с педагогическим вузом (из опыта работы) // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2012. - №5-3. – С. 36-38.

 

  

Д.А. Золотухина,

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа)

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД СИСТЕМОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Литературное чтение, являясь школьным предметом художественного цикла, направлено на развитие эстетического сознания, другими словами, - здесь учитель стремится создать у учащегося тот образ действительности, который соотносится с прекрасным.

Так, каждый школьник, окунаясь в волшебный мир произведения, проживает жизнь с теми героями, с коими знакомится, читая книгу. Именно технология работы над системой художественных образов занимает важное место на данном уроке. Как правило, эта деятельность проводится после прочтения и анализа произведения и представляет собой составление характеристики героев, соотнося их внешний и внутренний миры, личностные качества, поступки. Ребенок, имея читательский и жизненный опыт, оценивает воображаемых новых друзей, называя их добрыми и злыми, щедрыми и корыстными, ленивыми и работящими…Так, лису чаще зовут как хитрую, проворную, ловкую, коварную, изворотливую. Волку же обычно присущи такие качества как простодушность, глупость, невезучесть. Ребенок сравнивает, сопоставляет как самих героев произведения, так и самого себя в жизни. Учащийся эмоционально воспринимает поведение героя, старается объяснить мотивы, а также последствия его поступков и проступков, порою давая советы, как нужно было бы себя вести. Нравственные ценности, которыми ориентируется ребенок, помогают определить уровень учащегося в его духовно – нравственном развитии и воспитании.

Как сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. В самом деле, художественная литература – одно из важных средств познания детьми мира, окружающего их. И именно те знания, которые дарит чтение художественных произведений, помогает накоплению социально – нравственного опыта ребенка. Рассматривание и охарактеризование героев произведения способствует использованию и обогащению тех знаний младшего школьника, необходимых для его успешной деятельности и жизни в целом. Помочь учителю может словарь эпитетов, характеризующих персонажа и героя художественной литературы, с помощью которого работа над системой художественных образов оказывается совсем не сложной даже начинающему читателю. В комплексе имеют место быть такие основания как внешность, настроение, отношение к окружающим людям, общительность, подвижность, отношение к труду, умственные качества, правдивость, поведение в экстремальных ситуациях, поведение в общении с окружающими. Данные аспекты позволяют в полной мере рассказать о герое прочитанного произведения. В процессе этой работы у школьника вырабатываются следующие умения:

· Выделять главного героя произведения;

· Дифференцировать героев и персонажей произведения на положительные и отрицательные;

· Сравнивать полярных героев одного или нескольких художественных произведений;

· Выделять качества героя на основе анализа его поступков;

· Оценивать качества героя на основе общепринятых норм и ценностей;

· Определять авторское отношение к герою на основе текстуальной и подтекстовой информации;

· Оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

· Выражать свое мнение о герое произведения в устной и письменной форме.

  Обращаясь к словам В.Ю. Свиридовой, важно отметить, что приобщая детей к искусству литературы, учителю необходимо применять особые методики, не разрушающие процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному [1; с. 69].

  Подводя итог, следует отметить, что технология работы над системой художественных образов на уроках литературного чтения занимает очень важное место в деятельности учащихся. Каждому педагогу нужно стремиться приоткрыть занавес увлекательного мира книг и их героев младшему школьнику так, чтобы это путешествие оказалось для него необычайно волшебным. Для этого нужно всего лишь дать возможность маленькому человечку почувствовать тех, о ком он читает, чью жизнь проживает, читая произведения, используя свой багаж нравственных ценностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение // Пояснительная записка к курсу. - С. 69.

2. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. // Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. // Начальная школа. – 1995. - № 10. – С. 20.

Г. Зиннатова,

9МО-51, Колледж БГПУ им. М. Акмуллы (г.Уфа)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!