НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕССЕ



В системе нравственного воспитания главной является мысль о том, что Человек – высшая ценность. Нельзя не согласиться со словами выдающегося отечественного педагога, В.А.Сухомлинского, о том, что «больше, чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» [4; 558].

Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.

Важнейшей задачей в нравственном воспитании является формирование «человеческих качеств» у учащихся, таких как человечность, доброта, порядочность, честность, ответственность, справедливость,
терпеливость, щедрость, уважение к людям, доброжелательность, достоинство, патриотизм, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Учителю всех специальностей необходимо личным примером воспитывать в учащихся данные качества. Человек, избравший профессию учителя должен быть гуманистом, обладать высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы.

Но нравственное, отмечал Соловьев В.С., "не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт" [3]. Необходимо при обучении детей моральным знаниям опираться на их собственный жизненный опыт, создавать условия для упражнения детей в поведении, основанном на изучаемых моральных знаниях [2]. При этом предъявлять детям нравственные знания нужно систематично, организованно.

В своих трудах Сухомлинский В.А. делится своей системой бесед о Человеке, целью этих бесед стоит возвышение человеческого духа, достоинства и самоуважения. Необходимо рассказывать учащимся о подвигах простых людей во имя Отечества, человечества, чтобы коснуться струн души каждого ребенка, заставить его задуматься о сущности добра и зла, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости [6; 182].

Важнейшей задачей в общении с детьми является их ориентация на положительные примеры, на героические поступки людей. «Вот почему для бесед, имеющих своей целью донести нравственные ценности нашего общества и всего человечества до сознания и сердца учеников, мы выбираем такие факты, ситуации, взаимоотношения между людьми, которые удивляют, изумляют детей величием, красотой того, что совершил человек во имя общего блага» [5; 178]. Здесь надо вспомнить о том, что нравственные отношения не существуют в чистом виде, а вплетены в различные виды деятельности, в различные виды воспитания - трудовое, правовое, политическое, религиозное и т.д. Например, именно в труде, трудовом воспитании формируются такие нравственные качества, как стойкость, терпение, умение преодолевать трудности.

 «Основной акцент должен переместиться с того, что человек хочет иметь и как он может этого достигнуть, на то, что он есть и чем он может стать», - пишет в своей книге «Человеческие качества» крупнейший итальянский экономист и общественный деятель Аурелио Печчеи. О нем говорилось: «один из лучших людей нашего времени», «человек, посвятивший себя спасению человечества», «один из немногих, кому посчастливилось убедить людей обратить внимание на главное». «Мое самое большое желание, - пишет Аурелио Печчеи, - внести вклад – хотя бы в той малой мере, которая доступна одному человеку, - в возрождение человеческого духа». Главное – человеческая личность, она важнее любых дел и идей, ибо все они без людей ровным счетом ничего не значат» [1; 311]. Нравственные ценности должны стать личным духовным богатством детей.

ЛИТЕРАТУРА

3. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. – 312 с.

4. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология". 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998. - 86 с.

5. Соловьев В.С. Оправдание добра (Нравственная философия, Том 1) http://www.vehi.net/soloviev/oprav/index.html

6. Сухомлинский В.А. Избр. произвед.: В 5 т. – Киев, 1979. Т.4.

7. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. – 390 с.

8. Сухомлинский В.А. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с.

 

 

Э.Ф. Закирьянова,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!