Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.



Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»: -знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»: -исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке[8].

 

Проблема оценивания успешности учебной деятельности учащихся широко представлена в психолого-педагогической литературе. Раскрыты ее различные стороны: сущность, роль оценки, структура оценочной деятельности учителя и др. При этом большинство учителей склонны переоценивать роль отметок в процессе обучения, составляя по ним мнение о личных качествах ученика; родители расценивают отметки как показатель уровня способностей и интеллекта ребенка; для учащихся отметки чаще всего выступают показателем успешности учебной деятельности, в зависимости от которой формируется самооценка и уровень притязаний.

Вместе с тем данная проблема в рамках системного подхода не нашла своего окончательного решения.

Сложности остаются в наличии субъективизма отметки, несовершенства 5-балльной оценочной шкалы, уровеня профессионального мастерства учителя, отсутствия системы подготовки студентов педагогических заведений к оценочной деятельности, а также не разработанностью данного вопроса с психологических позиций.

Мы считаем, что на достигнутой нашей работе не следует останавливаться. проблемы оценивания деятельности учащихся на уроках музыки не исчерпаны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвли Ш.А., Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980, 96с

2. Воронцов А. Б.Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования //Методист.-№1,2002, С.29-34.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М., 2008. С. 13-14.

4. Онлайн версия ежеквартального альманаха ученического самоуправления Центра образования.-№.-1296 [Электронный ресурс]: http://www.1296.ru/page/308

5. Попуянов, Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // «Начальная школа», № 7, 1999.

6. Проблема оценивания учащихся на уроках музыки [Электронный ресурс]: http://nina505.ucoz.ru/publ/problema_ocenivanija_uchashhikhsja_na_urokakh_muzyki/1-1-0-3

7. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.

8. Шнитина Марина Анатольевна Критерии оценок на уроках музыки [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/kriterii-otsenok-na-urokakh-muzyki

 

Р.Р. Ибатуллина

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!