Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 9 страница
148
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
суть первоначально законы духа — или что дух есть собственная причи на всех установившихся органических явлений, или собственный про изводитель органического вещества. Так как, далее, границы между орга ническим и неорганическим условны: то это заключение допускает более широкое обобщение, отдающее вообще материю во власть духа. И такое обобщение будет вполне согласно с известными фактами власти челове ческого духа над материею окружающей человека органической и неор ганической среды.
|
|
Таким образом, есть факты, способные внушить сомнение в исклю чительной деятельности и производительности материи, и даже вести к заключениям противоположным. Ввиду тех и других фактов, позволи тельно думать, что условность духа и материи есть обоюдная или вза имная; что первоначальная роль деятеля принадлежит скорее духу и что материя, первоначально и в целом, играет роль только его органа.
|
|
Оценивая мнения об отношениях между материею и духом, мы по-видимому вращаемся в круге вопросов о самом «существе» духа и ма
терии. На деле это не так; под материею, о которой до сих пор говори лось, разумелись только материальные явления; точно так же, и под
|
|
духом разумелись одни психические явления. Вопросы об отношенияхматериальных и психических явлений может быть решены независимо
от вопросов о «существе » материи и духа, об их нефеноменальной | сущ |
ности, или о том, что такое дух и материя «сами в себе». | явле |
Из этого, однако, очевидно, что вопросы о материи и духе как |
ниях, еще не затрагивают вопросов об их нефеноменальном существе;и то или другое решение первых не составляет никакого предрешения последних. Условность человеческого духа в смысле психических явле ний, или с феноменальной точки зрения, не подлежит ни малейшему со мнению. Но так ли все это и на самом деле, как является нам; действи тельно ли индивидуальный дух человека начинает существовать только
|
|
первым психическим явлением индивидуального существования че ловека, и разрушается с последними явлениями этого рода в процессе его смерти: — это вопросы, которые отнюдь не предрешаются феноме-нологиею духа, — вопросы величайшей практической важности, по сво ей связи с жаждою лучшей, совершеннейшей жизни, свойственной куль турному человеку, и с вопросами об ответственности человека перед Высшим Судом.
На эти вопросы вера и религия образованного человечества всегда давала свои ответы, далеко расходящиеся с внушениями простых явле
ний духа и материи. Что касается науки, то ее отношения к этим вопро
сам очерчиваются учением о той относительности психических фак тов существования человека, которую называют ограниченностью человеческого духа.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
И.М. СЕЧЕНОВ:
«ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ»
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) —создатель русской физиологической школы, осно воположник отечественной психологии как объек тивной науки.
антологию включены отрывки из программ ных статей «Рефлексы головного мозга» (1863)
«Кому и как разрабатывать психологию » (1873),
которых Сеченов, основываясь на созданной им рефлекторной концепции и в полемике со сторон никами субъективного подхода в психологии вы двигает идеи о построении психологии на основе объективного метода.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!