Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 4 страница
истории развитии отдельных лиц, представляемой первоначальным образованием основных классов психических фактов, содержатся несом ненные доказательства внутренней условности последних. Все чувства, за исключением ощущений, составляющих исходный пункт его психическо го образования; все идеи его, вся его психическая деятельность и произво дительность, реальная и умственная; все формы его психической готовно сти, и все виды возвратности его психических отношений; кратко, все классы психических фактов представляют различные формы внутренние разви тия психического существования человека, иначе сказать — различные на
|
|
правления первоначального образования психических отношений друг из
друга.
Единственный вопрос, на котором можно остановиться в этом месте заключается в следующем: как относится к представленной нами класси фикации психических фактов популярное деление их на сердце, ум и волю? На это заметим прежде всего, что популярные названия этого родапо своим значениям не представляют ничего такого, что бы не обнима лось нашей классификацией психических фактов. При всем разнообра-
|
|
142
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
|
|
зии их значений, мешающих введению таких выражений в состав точной терминологии, названия эти в приложении к человеческому духу означают главным образом три вещи: во-первых, психическая способность челове ка, или данные в нем условия психических фактов; во-вторых, те и другие классы психических фактов; и, в-третьих, свойства этих классов. Такимобразом, сердце человека означает: способность волнений, или условия чувств высшего порядка; далее, класс волнений, — чувства страха, гнева, нежности, и т. д.; и наконец, свойства волнений, — например, их интенсив ность, выражаемую словами чувствительность и нечувствительность, и на блюдаемую в боязливости, раздражительности, или бесстрашии, доброте; и т. д. Ум человека означает: способности ИЛИ условия идей, умственных операций, мысленного творчества, равно как и некоторых форм реальных действий и реального творчества; далее, самые акты умственных и неко торых реальных отношений; и, наконец, свойства этих актов, — например, памятливость, понятливость, сообразительность, находчивость, изобрета тельность, наблюдательность, осторожность, искусство; и т. д. — Воля че ловека означает также, во-первых, способности психических готовностей;
|
|
тесном смысле — одних активных, — хотения, нехотения, желания, и т. д.;
более широком — активных и реактивных вместе, — хотения, любви, нена висти, и т. д.; и еще в более широком — готовностей деятельных и страдатель ных, — хотения, любви, терпенья, и прочее; во-вторых, более или менее широ кие классы психических готовностей; и в-третьих, свойства наблюдения в различных видах психического напряжения, каковы: терпеливость, привяз чивость, решительность и нерешительность; и т. д.
ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯуСЛОВНОСТЬ
ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
предыдущем очерке первоначального образования психических фак тов мы объяснили его внутренние условия, открываемые при изучении истории отдельных лиц без отношения к истории человеческих обществ. Эти ми условиями далеко не определяются все условия психического образова
ния людей: за внутренними условиями последнего скрываются внешние, бли
жайшим образом общественные, заключающиеся в общественных
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!