Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 5 страница
явлениях и их законах. История общественности людей есть главней
ший источник культуры их личности.
предыдущих главах мы рассмотрели условность образования пси хических фактов существования человека; в настоящей рассмотрим услов ность их продолжения или сохранения.
Продолжение или сохранение психических фактов существования людей особенно выделяется в явлениях их личности, — именно в сохране нии каждым собственной личности в течение жизни.
|
|
143
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Сохранение личности означает постоянство или неизменность лич ности, сложившейся или образовавшейся известным образом. Постоян ство личности людей издавна обращало на себя внимание исследователей духа, по своему контрасту с преемственностью всех его явлений, или с его непрерывными изменениями, представляющимися в смене этих явле ний. Некоторые наблюдатели явлений личности, занятые сменою психи ческих фактов, пришли к убеждению, что постоянство, или, выражаясь принятым термином, тожество, личности людей ограничивается одною идеею такого тожества, свойственно каждому человеку, — идеею высшейстепени важности, но не отвечающею делу или действительности. Между тем другие авторы настаивали на реальности этой идее; и эта настойчи вость их находит свое оправдание в самых фактах личности, показываю щих, что мысль человека о тожестве собственной личности есть только идеальная вершина ее реального образования и реального сохранения, — идеальное выражение реального постоянства всех форм образовавшейся личности, — или психических явлений, представляющих эти формы.
|
|
|
|
|
|
ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Превращение личности человека не составляют вообще чего-нибудь анормального. Тожество личности, как отрицание ее превращений, есть тожество только зрелой, образовавшейся личности. Простой наблюдатель развитии личности смутно чувствует то, что открывает тонкий анализ пси холога, — а именно, что полное развитие личности достигается длинным рядом психологических превращений. Таким образом, высшие чувства че ловека как лица, именуемые волнениями, образуются путем превращения между прочим его ощущений или низких чувств, и идей; таким же путем почерпаются — личные идеи из личных чувств; личные готовности — из личных чувств, идей и действий. То же и с культурными формами лично сти. Общие формы превращаются в специальные вследствие образования новых, специальных форм психического существования человека; а эти последствия образуются одна из другой таким же путем превращений, как
его общие формы, примыкая к величайшему из всех превращений психи ческих фактов, — превращению прямых психических отношений в симво лические. Таким образом, естественная и культурная личность человекадостигает своей зрелости путем многочисленных превращений. Постоян на, тожественна только личность образовавшаяся — и опять, насколько она образовалась. Потому что даже в период личной зрелости человека рядом с известным тожеством личности продолжаются некоторые пре вращения ее. Никто не решится утверждать, чтоб образование личности человека оканчивалось непременно в какой-нибудь определенный возраст его жизни; чтобы, например, оканчивался когда-нибудь для всякого лица
144
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
тот процесс превращения общих форм личности в специальные, который бывает последствием культуры внутренних условий личности.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!