Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 8 страница



 

Настойчивое раскрытие органической условности психических фак­ тов, или зависимости духа от материи, никогда не пользовалось сочув­ ствием большинства людей; это объясняется между прочим самым ха­ рактером некоторых учений о такой условности или зависимости.

 

По мнению, весьма распространенному между естествоиспытате­ лями, материя есть начало деятельное в природе, а дух нечто страда­ тельное; материя с ее атомами и силами есть производитель всех явле­ний со всеми их законами, в том числе и явлений психических, или того что люди называют духом, а дух есть одно из многих произведений ма­ терии.

 

Большинство людей, не отрицая органической или материальной ус­ ловности психических фактов, упорно сопротивляется такого рода обоб-


 

147


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

щению многих естествоиспытателей, сомневаясь в верности предпола­ гаемого ими распределения ролей между материей и духом — в исклю­ чительной деятельности материи и решительной пассивности духа. Такое мнение не отвечает нашим суммарным впечатлениям, получаем ли их от явлений физических или материальных, и психических или ду­ ховных. Если материя и дух находят у людей различную оценку — ма­ терия ценится сравнительно низко, а дух сравнительно высоко: то это вытекает главным образом из убеждений, что материи свойственно быть материалом и орудием, а духу — властью, деятелем и образователем. Такие впечатления можно бы без дальнейшего признать и ошибочными, если б они не находили поддержку в данных научного анализа. Взгляд на исключительную деятельность материи решительно противоречит господству фактов психических над фактами физическими, наблюдае­ мому в многочисленных отраслях человеческой деятельности и произ­ водительности, в которых порядок физических явлений получает вид, отвечающий идеальной работе и чувствам человека. Еще менее такой взгляд мирится с господством духа в области самого духа, с устроен­ ным им порядком общественности, с видами человеческого законода­ тельства, и с научным установлением норм не только психической дея­ тельности и производительности, но и физического развития. Без сомнения, подобные факты и заставили многих древних и новых фило­ софов отказать материи во всякой деятельности, приписывая ее исклю­ чительно духу или уму.

 

То же сомнение вызывается и тем утверждением, будто материя есть производитель духа, а дух есть произведение материи, и будто все законы природы суть в строгом смысле законы материи и никогда — духа. Бесспорно, есть факты, располагающие к такого рода заключени­ ям; но есть также и другие, которые расходятся с ними и ведут к заклю­ чениям противоположным. К фактам такого рода принадлежат между прочим, во-первых, факты образования вторичных законов духа, т. е. его чувств, действий и т. д., в силу первичных законов ассоциации и под влиянием психической оценки самого качества психических фактов; и во-вторых, преобразование этих вторичных законов духа, или навы­ ков, в наследственные предрасположения, или прирожденные законы психического существования. Переход навыков из приобретенных в на­ следственные защищается многими авторитетами; а это означает пере­ ход вторичных законов духа в неизмененные законы органической ма­ терии. Такой переход дает право предполагать, что все законы органической материи, законы ее устройства и функций, могли быть пер­ воначально вторичными законами образующегося духа. А так как пос­ леднее — происхождение критического или чисто духовного, то этим самым дается право на утверждение, что законы органической материи


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!