Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 6 страница
Итак, тожество личности людей, как отрицание ее превращений, означа ет сохранение только того что окончательно образовалось в ней, — или всех форм ею достигших зрелости. Между тем факты дают нам право утверждать,что даже и эти формы — формы вполне зрелой, или образовавшейся, личнос ти, не застрахованы от превращений, как скоро условия этих форм, их харак тера или индивидуальных свойств, подвергаются изменениям.
Превращения образовавшейся личности наступают, во-первых, с не которыми изменениями внутренних условий психологического существо вания человека. Личность есть определенное, индивидуальное последствие определенной суммы условий или причин, данных в психических фактах собственного существования каждого человека. Очевидно, что с измене нием этих условий, должно изменяться и их последствие; неудивительно, далее, что такие изменения последнего, т. е. личности человека или ее сло жившихся форм, могут доходить и доходят в некоторых случаях до пре вращения этих форм. Факты показывают, что нет такой формы личности, которая бы не могла подвергнуться превращению при некоторых измене ниях ее внутренних условий: превращениям подвергаются личные формы
|
|
|
|
как чувств, так и идей-, как действий и творчества, так и психических готовностей и способностей.
|
|
Возьмем для примера одну из форм личной чувствительности, имен но форму страха. Чувства страха, ИЛИ впечатлительности к этому волне нию, различны у различных лиц: одни весьма мало поддаются этим волне ниям, у других они и часты и сильны. Первым приписывается смелость; последним — робость, боязливость, трусость. Каким бы постоянством ни отличалась смелость лиц смелых, и робость лиц робких, постоянство это условно, и длится только до тех пор, пока продолжаются эти условия. Такие условия бывают и чисто внутренними. Личная смелость людей объяс няется в иных случаях свободою от некоторых суеверий; в других она зави сит от непрерывных успехов в какой-нибудь отрасли деятельности; в тре тьих — от физической или умственной силы; и т. д. Уничтожьте эти внутренние условия личной смелости — и вы тотчас же получите превра щение личной впечатлительности к страху. Человек сделавшийся суевер ным в некоторых отношениях, может сделаться и робким в соответствен ных обстоятельствах. Смелость, нажитая рядом успехов, теряется от последующего ряда неудач; смелость, зависящая от чувства силы, исчеза ет с утратою последней. То же прилагается и к другим формам личной чув ствительности человека — гневу, смеху, стыду, симпатии и т. д. Раздра жительность и кротость, веселость и угрюмость, стыдливость и наглость, жалостливость и жестокость, как бы ни казались постоянными в характе ре лица, постоянны только при постоянстве их условий. Мнение о безус-
|
|
145
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ловной прочности таких свойств личности есть один из вредных предрас судков: он отнимает средства к воспитанию лучших свойств человеческого сердца, и внушает беспечность к их охранению.
Что сказано о чувствах человека, то прилагается и к действиям его. Все формы личной деятельности способны превращаться с переменою внутрен них условий. Есть формы личной деятельности, свойства которых по своей непрочности, не получили, на языке людей, никакого общего названия. Тако вы личные свойства действий, вызывающих в других волнения и готовность, — свойства, которые отмечают, называя лиц дивными, страшными, милыми, увлекательными; и т. д. Но такою же условностью постоянства отличаются ите формы личных действий, свойства которых обозначаются обыкновенно именем личного нрава или нравов; к таким свойствам принадлежат личное
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!