ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОИНОВ-ТОЛТЕКОВ И ИХ ЗНАНИЙ 13 страница



Ситуации, в которых действительно требуется помощь, возникают очень редко, и они никогда не обязывают кого-то другого взять на себя ответственность за происходящее. Попытки переложить ответственность на чужие плечи - всегда манипулирование, в этом и состоит наиболее могущественный способ поддерживать так называемый порядок социальной обусловленности.

В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СТАРЫЕ ПРИВЫЧКИ ВСЕГДА СТАНОВЯТСЯ САМЫМ ЖЕЛАННЫМ УБЕЖИЩЕМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОБЫЧНО МЫ ИХ НЕНАВИДИМ.

Чтобы избежать ловушки старых привычек, а особенно чтобы избежать чувства беспомощности, воин принимает позицию, которая коротко была описана во второй главе.

КОГДА ВОИН СТАЛКИВАЕТСЯ С ЧЕМ-ТО НЕОБЫЧНЫМ, ОН ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК, СЛОВНО НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ, ПОСКОЛЬКУ НЕ ВЕРИТ НИ ВО ЧТО ВО ИМЯ САМОЙ ВЕРЫ. ХОТЯ ВОИН И ПРИНИМАЕТ БУКВАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО, ОН ВСЕ ЖЕ ИГНОРИРУЕТ ЕГО, ИБО ЗНАЕТ, ЧТО МИР НЕ ТАКОЙ, КАКИМ КАЖЕТСЯ. ПОЭТОМУ ВОИН ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК, СЛОВНО КОНТРОЛИРУЕТ ПРОИСХОДЯЩЕЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ САМ ОН СОВЕРШЕННО СБИТ С ТОЛКУ, ВЕДЬ ПОСТУПАЯ ТАК, ОН ИЗБЕГАЕТ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА, ВЫЗВАННОГО ОДЕРЖИМОСТЬЮ.

Для более полного понимания смысла этого афоризма давайте вернемся к примеру с солдатом. Если нам не известны обстоятельства, в которых оказался солдат, мы увидим совершенно иную картину.

Мы будем видеть солдата, который идет медленным шагом по пересеченной местности. Из его действий мы можем сделать вывод, что он что-то ищет в траве. И действи­тельно, солдат выглядит эталоном тихой сосредоточенности, он полностью поглощен своим поиском. Глядя на него, у наблюдателя может сложиться впечатление, что в распоряжении у солдата все время мира, а его медленные и осторожные движения никак не выдают человека, отчаянно пытающегося спасти свою жизнь. Это и подразумевают, когда говорят, что воин ведет себя так, словно ничего не происходит - таков контроль воина.

Если бы солдат был уверен в отсутствии шансов на спасение, он бы не осмелился на такой шаг. Солдат обязан принять буквальное значение своей ситуации, ведь если бы он не пошел через минное поле, преследователи настигли бы его. Однако и вступив на эту несущую смерть территорию, он вероятнее всего погибнет. Другими словами, солдат должен признать, что бездействие приведет к смерти, но и действие скорей всего приведет к смерти. При этом необходимо, чтобы солдат верил, что в руках врага его ждет неминуемая смерть. Также необходимо, чтобы солдат верил, что, наступив на мину, он взлетит на воздух. Эта вера поможет ему отыскать дорогу через минное поле. Несмотря на то что солдат в полной мере осознает присутствие смерти, он вовсе не сдается в отчаянии. Сдаться - значит кротко и робко направиться к смерти, ни одному истинному воину такое не придет в голову.

ВОИН НИКОГДА И НИКОМУ НЕ УСТУПАЕТ СВОЮ ЛИЧНУЮ СИЛУ, ДАЖЕ СОБСТВЕННОЙ СМЕРТИ.

Вместо того чтобы чувствовать свою беспомощность, солдат идет на риск, и какими бы мизерными ни были его шансы, он хватается за них. Своими действиями солдат признает присутствие смерти, но не сдается ей. Это и имеют в виду, когда говорят, что воин признает, не признавая, и игнорирует, не игнорируя.

ПЕРЕД ЛИЦОМ НЕМИНУЕМОЙ СМЕРТИ ВСЕ УТРАЧИВАЕТ СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ВЕДЬ ХУДШЕЕ УЖЕ ЗДЕСЬ. ПРИНИМАЯ СМЕРТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР ЖИЗНИ, ВОИН ВСЕГДА ТИХ И БЕЗМЯТЕЖЕН.

Солдат не имеет ни малейшего представления о том, каким будет исход его действий, но это его и не беспокоит. Принимая ответственность за ситуацию, солдат выбирает единственно приемлемый из доступных ему вариантов. При этом действует он безупречно, а потому и без долгих размышлений знает, что исход его действий вовсе не в его руках. Все, что он может сделать - отдать этой фатальной территории свое полное внимание. Это означает, что воин не мнит себе, что понимает происходящее, но в то же время он и не игнорирует ситуацию. Воин просто безупречно действует на основе всего знания, доступного ему в этот смертельный момент.

БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ВОИНА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СТАТЬ ОДЕРЖИМЫМ ВОЗМОЖНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ. ВОПРОСЫ ПОБЕДЫ ИЛИ ПОРАЖЕНИЯ НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ЗАБОТЯТ ЕГО - ОН ПОЛНОСТЬЮ ПОГЛОЩЕН ВЫЗОВОМ ТЕКУЩЕГО МГНОВЕНИЯ.

СТАТЬ ОДЕРЖИМЫМ - ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ КОНТРОЛЬ, А ЭТОГО ВОИН НЕ МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ. ВОИНУ НАДЛЕЖИТ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ И БДИТЕЛЬНЫМ.

Действуя таким образом, солдат ведет себя, словно контролирует происходящее. Наблюдая за его действиями, никто и никогда не поверил бы, что солдат совершенно сбит с толку и сильно напуган. Благодаря своему безупречному поведению воин избегает смертельной ловушки одержи­мости. Стать чем-то одержимым - значит потерпеть поражение еще до начала боя.

Если бы солдат стал одержимым стремлением выжить, он запаниковал бы и все равно погиб. Если бы он стал одержимым стремлением убежать, то, в попытке пересечь минное поле как можно быстрее, сам бы и убил себя. Не будучи одержимым ни страхом смерти, ни надеждой на спасение, солдат признает оба фактора и одновременно не признает их. Это тонкое состояние разума формирует ядро состояния воина. Для обычного человека такое состояние было бы кошмаром, но для воина, живущего вызовом, даже кошмар является испытанием, достойным наилучшего подхода.

НЕПРЕМЕННЫМ УСЛОВИЕМ ЖИЗНИ ВОИНА ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ. А КОНТРОЛЬ ВОИНА - БЕЗУПРЕЧЕН. ВОИН НИКОГДА И НИЧЕМУ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОИ ПОСТУПКИ. ОН МОЖЕТ СМОТРЕТЬ В ЛИЦО СМЕРТИ, НО ЕГО ДЕЙСТВИЯ НЕ ВЫДАДУТ НИЧЕГО.

Единственная надежда для солдата - принять присутствие смерти и позволить этому присутствию направить его к раскрытию собственной судьбы. Если ему суждено выжить, присутствие смерти проведет его по минному полю и поможет скрыться от врагов. В то же время угроза смерти будет удерживать преследователей от продолжения погони через минное заграждение. Если же солдату суждено погибнуть, то как минимум он умрет безупречной смертью, а не жалкой смертью хныкающего труса.

Все мы однажды умрем. Если мы можем умереть завтра или через год, то почему это не может случиться сегодня, прямо сейчас? Страх перед смертью заставляет человека бежать от нее любой ценой, даже за счет достойной жизни. Хотя воин тоже боится смерти, он все же знает, что смерть - его постоянный спутник и лучший советчик. В этом знании воин не пытается убежать от смерти, ведь пока он относится к ней с предельным уважением, она будет вести его к безупречной жизни, наполненной богатствами, силой и волнующими вызовами.

В ЖИЗНИ ВОИНА, УВИДЕВШЕГО САМУ СУТЬ ЖИЗНИ И СМЕРТИ, НЕТ НИЧЕГО, С ЧЕМ ОН НЕ СМОГ БЫ СПРАВИТЬСЯ. ОДНАКО ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ НИЧЕМ НЕ ВЫДАЕТ ЭТОГО.

Толтеки утверждают, что безупречная жизнь воина -единственное оправдание бесценного дара жизни для человека. Они могут утверждать это честно без высокомерного тщеславия, так как Толтеки познали истинную ценность жизни и смерти. Лишь те, чье смирение подлинно, способны понять, что жизнь никак не важнее смерти. Без смерти ценность жизни затерялась бы в трясине полнейшей бессодержательности.


СЛОН

 

Благородный гигант - воин, друг и оплот силы.

 

«...старуха, символ тоналя человека, уродливая и истощенная веками пренебрежения, ожидает внутри плоской горы, что над мысом Бурь, в грезах о дне, когда молодой слон освободит ее из заточения и своей любовью и заботой вернет ей прежнюю силу и красоту, ей - нашей общей матери».

 

Отрывок из древнего африканского мифа.


ГЛАВА ШЕСТАЯ

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ВОИНА

 

ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩНОСТЬЮ БЕЗУПРЕЧНОСТИ. ЛИШЬ ОЩУЩЕНИЕ СМЕРТНОСТИ ПОРОЖДАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗУПРЕЧНО.

Наблюдая за воинами, очень легко поверить, что они являются людьми чрезвычайно уверенными в себе. Однако следует понимать огромную разницу между тем, что обычно подразумевают под уверенностью в себе, и глубоким под­текстом этого термина. Этот термин призван показывать различие между двумя важными концепциями - безупречностью и совершенством. Весьма трудно дать определение безупречности и не попасть при этом в ловушку концепции совершенства, и тем не менее между этими двумя понятиями существует отчетливая грань. Грань эта отражает различие между высокомерием и смирением - двумя другими концеп­циями, которые можно понять лишь посредством верного представления об уверенности в себе. Если мы стремимся освоить Путь Воина, то следует дать четкие определения всем этим терминам.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, В ПРИВЫЧНОМ ЕЕ ПОНИМАНИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЫСОКОМЕРНУЮ САМОУВЕРЕН­НОСТЬ. СМИРЕНИЕ ЖЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ БЕЗУПРЕЧНОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ И ЧУВСТВАХ.

Когда человек убежден в гарантированном получении одобрения от своих собратьев, он действует с огромной долей уверенности, которую и называет уверенностью в себе. Однако, как только человек чувствует, что окружающие не согласны с ним, его храбрость мгновенно улетучивается. Так происходит, во-первых, по причине человеческого высоко­мерия, основанного на вере в то, что один человек может быть более важным, чем другой; а во-вторых, из-за зави­симости человека от одобрения окружающих, которое позволяет ему поддерживать чувство собственной важности.

Поскольку воин не ставит себя выше или ниже кого-то другого, его и не беспокоит возможность потерять лицо в глазах окружающих. Иными словами, воин не стремится ощущать собственную важность, а потому его не заботит общественное одобрение. Свобода от необходимости искать одобрение и являет собой истинное смирение. Поскольку воину более не надо бояться воздействия, какое его действия могут оказать на чувство собственной важности, то все, что ему остается - это стремление действовать на пределе своих возможностей, основываясь на собственных знаниях. Поэто­му под уверенностью в себе воин понимает уверенность в своих способностях действовать подобно безупречному воину.

Ясно видно, насколько велика разница между этими двумя подходами, но в то же время люди зачастую путают поиски одобрения с уверенностью в себе. Стремясь получить одобрение окружающих, человек очень редко действует на основе своего собственного знания. Пренебрегать собствен­ным знанием ради чьей-то благосклонности - крайне небезупречно.

БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНЫМ - ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ НА ПРЕДЕЛЕ СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И НА ОСНОВЕ ВСЕГО ЗНАНИЯ, ДОСТУПНОГО НАМ В ЭТОТ МОМЕНТ.

ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩНОСТЬЮ БЕЗУПРЕЧНОСТИ. ЛИШЬ ОЩУЩЕНИЕ СМЕРТНОСТИ ПОРОЖДАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ЖЕЛА­НИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗУПРЕЧНО.

Когда человек сталкивается с концепцией безупречности, обычно он не может провести различие между совер­шенством и безупречностью. Однако совершенство и безупречность - вовсе не одно и то же. Скрытый мотив стремления к совершенству - желание быть лучшим. И в этом нет ничего плохого при условии, что человек хочет быть лучшим не только лишь для получения признания или одобрения окружающих. К тому же, совершенство обычно подразумевает, что огромное количество времени и энергии расходуется на достижение некоей цели. Стремящийся к совершенству человек обычно делает ошибку, полагая, что у него в распоряжении имеется все время мира. Его девиз: «Если сразу не получится, попробую еще раз». В повторении, как и в желании быть лучшим, нет ничего плохого, поскольку совершенствовать большинство действий в жизни можно только через постоянную практику и повторение. Проблема лишь в представлении о наличии неограниченного времени для продолжения попыток. Ведь если попытки не наполнены ощущением настоятельной необходимости, они неминуемо приводят к робости. А робкий человек редко, если вообще когда-либо, отдает себя чему-либо без остатка.

ДОСТИЖЕНИЕ АБСОЛЮТНОГО СОВЕРШЕНСТВА ВОЗМОЖ­НО ЛИШЬ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ЦЕЛЬ ВОИНА - ДОСТИГАТЬ В КАЖДОЙ СИТУАЦИИ МАКСИМАЛЬ­НОГО СОВЕРШЕНСТВА, НА КОТОРОЕ ОН СПОСОБЕН.

Подход воина к концепции совершенства кардинально отличается от подхода обычного человека. Зная о смерти, выслеживающей его, воин прекрасно осознает, что совсем не обязательно у него останется время на вторую попытку, если первая окажется неудачной. Каждый актер очень хорошо понимает это. Когда занавес поднят, у актера есть лишь один шанс продемонстрировать свое мастерство. Если он им не воспользуется, то вся его будущая карьера окажется под вопросом. Точно так же воин признает, что лучшее в жизни не повторяется никогда. Если же случаются повторения, значит, первоначальный импульс был потерян, остались лишь объедки. Для большей ясности давайте рассмотрим это на примере музыки.

Музыкальная запись - неплохой заменитель живого выступления. Однако сколь хороша бы ни была запись, она никогда не сможет в полной мере заменить живую музыку. Во время выступления между музыкантом и аудиторией возникает своеобразный обмен резонирующей энергией, а также присутствует некоторое волнение вследствие неопре­деленности. Безупречно преподнесенное выступление неизмеримо больше вдохновляет, чем самая совершенная звукозапись. Настоящая разница заключается в том, что во время выступления всегда есть вероятность ошибки. В результате и музыкант, и аудитория пребывают на грани, они полностью осознанны. После выступления, когда все прошло гладко, всегда возникает странное смешение всепогло­щающего счастья и сердечного облегчения. Такое ощущение не может возникнуть от прослушивания записи, просто потому, что отсутствует грань - грань, рожденная наличием лишь одного шанса.

В этом отношении воин является артистом своей жизни. Роскошь сомнений и замешательства - не для него, ведь присутствие смерти не позволяет воину тратить время на небрежные выступления. К каждому своему действию воин относится как к последнему на земле, а значит, оно должно быть исполнено наилучшим образом. Это не означает, что воин непременно будет совершенен в своих действиях. Вместо этого он стремится сделать их максимально совершенными в этой единственной попытке. Так его действия приобретают яркое качество тотальной осознан­ности вместе с живой остротой, присущей знанию, что этот момент никогда не повторится вновь.

Одно за другим летят мгновения нашей жизни. Ушедшее - не вернуть, ни одна возможность не повторится в подлинном смысле этого слова. Даже в случае музыканта, исполняющего одно произведение, из сотни выступлений не найдется и двух одинаковых. Жизнь никогда не повторяет себя, идентичным повторением можно считать лишь механическую запись.

Так как ни одно мгновение в жизни не повторяется вновь, то не стоит и тратить время на действия, которые не являются нашими лучшими действиями. Но поскольку люди только и занимаются тем, что тратят попусту время, их жизнь наполнена сожалениями, плачем по ушедшей молодости и скорбью по утраченным возможностям и разбитым отноше­ниям. Никто из нас не бессмертен, и никто из нас не знает, где и когда встретит свою смерть. Смерть выслеживает нас с самого мига рождения. В ее присутствии любое действие, независимо от его значимости, может стать последним. Смерть может застать нас, когда мы находимся в магазине, за рулем автомобиля, за столом, рядом с любимым человеком, или просто любуемся закатом. Если любое действие может стать нашим последним действием на земле, тогда стоит позаботиться о том, чтобы оно было наилучшим из всех наших действий, и сполна насладиться своими последними мгновениями.

Жить со знанием, что каждое мгновение, каждое действие имеют ценность - значит наполнять свою жизнь бесчис­ленными сокровищами, пропитывая каждое действие качеством, которое называют безупречностью. Для безупреч­ного воина не имеет значения, что его жизнь или его действия могут быть далеки от совершенства. Проживая наполненную до краев жизнь и наилучшим образом испол­няя каждое свое действие, воин не находит причин для сожалений и не испытывает угрызений совести. Такая жизнь пропитана радостью и наполнена чудесами и в ней нет ни упущенных возможностей, ни потерянных мгновений счастья.

Непрекращающаяся погоня за совершенством в его многочисленных проявлениях представляет собой главнейшую причину всех человеческих несчастий. Обычно человек отказывается от радостей жизни, откладывая их до тех пор, пока его карьера, его дом, его банковский счет не будут совершенны. В погоне за совершенством человек забывает наслаждаться мгновением, радоваться текущему вызову, а потому он редко отдает настоящему всего себя. Вместо этого он ведет лишь изредка счастливую жизнь, наполненную нежеланными ситуациями и неискренними, далеко не безупречными действиями.

СОВЕРШЕНСТВО - ГЛУПАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ И ЛИЧНОЙ СИЛЫ, В ТО ВРЕМЯ КАК БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ПРИНОСИТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЛИЧНОЙ СИЛЫ.

Человек придает такую огромную важность идее совершенства лишь потому, что ему льстит мысль о превосходстве над окружающими. В результате люди тратят слишком много времени на размышления о совершенстве. Такая чрезмерная рефлексия порождает огромное количест­во страхов и сомнений, основанных на чувстве собственной неадекватности. Человек предпочитает считать эти негатив­ные чувства признаком глубокого мыслителя, способного видеть все грани происходящего. Но, сколь это ни при­скорбно, сие весьма далеко от истины. Подобный горе-философ вовсе не мыслит в подлинном смысле этого слова, а лишь индульгирует в своих страхах и сомнениях, теряя таким нехитрым образом бесценное время и возможности.

ИСТИННОЕ МЫШЛЕНИЕ - МГНОВЕННО. ЛИШЬ БАНАЛЬ­НОСТИ, ОСНОВАННЫЕ НА ВЫСОКОМЕРИИ, ТРЕБУЮТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПРОГУЛОК ПО ЗАКОУЛКАМ РАЗУМА.

Социальная обусловленность приучает нас к мысли о том, что стремление к совершенству - наивысшая цель челове­чества, а рассудок убеждает, что сомневаться и пребывать в замешательстве - абсолютно нормально. Да и когда человек видит, что окружающие думают точно так же, он чувствует себя еще более уверенно. Желая получить одобрение от своего рассудка и от окружающих, человек сам загоняет себя в порочный круг. И чтобы разорвать его, он должен решиться пойти на риск и забыть об одобрении, особенно об одобрении со стороны своего рационального разума.

 

ВОИН НЕ МОЖЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛОГИКУ РАССУДКА, ТАК КАК ЗНАЕТ, ЧТО СМЕРТЬ НЕ ОСТАВЛЯЕТ МЕСТА ДОСУЖИМ РАЗМЫШЛЕНИЯМ. ПОЭТОМУ ВОИН ВСЕГДА ГОТОВ УХВАТИТЬСЯ ЗА МИМОЛЕТНЫЙ МИГ ШАНСА.

Рассудок - величайшая трагедия человека. Когда дело начинает касаться риска, человеческий рассудок неминуемо вмешивается с различного рода страхами и сомнениями. Рассудку не присуще ни чувство приключения, ни чувство юмора. Кроме того, он строг и ревнив. Рассудок настолько требователен к нашему вниманию, что не выносит, когда человек пользуется своими другими способностями, такими как интуиция или чувствование. Как только рассудок видит, что его власть пошатнулась, он всегда прибегает к одной непостижимой уловке: он пытается заставить человека признать поражение, обычно при помощи замешательства.

Под покровом напускного замешательства рассудку без особого труда удается заставить человека придерживаться так называемого разумного подхода. В конце концов это приводит к тому, что человек становится робким и боязливым, а в таких условиях его шансы на успех равны нулю. Человеку никогда так и не приходит в голову, что причина его вечных неудач заключается именно в выборе безопасного выхода. Наиболее странное свойство рассудка состоит в том, что он скорее смирится с провалом, чем согласится ослабить свой контроль. Поэтому рассудительный человек будет изо всех сил оправдывать свое бездействие, не осмеливаясь воспользоваться мимолетным мигом шанса.

ОБЫЧНО ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ УБЕЖИЩА В ПОРАЖЕНИИ, ЧТОБЫ СДАТЬСЯ НА УСЛОВИЯХ СОБСТВЕННОГО РАССУДКА. ОДНАКО ПОРАЖЕНИЕ ИЛИ ТРИУМФ ПОДДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!