Обоснование модели нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности



Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников видится в разработке и практической реализации педагогической модели (рис. 2).


 

Рис. 2. Модель нравственно-патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности


    Основу данного процесса составляет идея оптимизации воспитательного потенциала искусства на основе переживания детьми художественных образов — носителей нравственно-патриотических ценностей и воплощения своих нравственных чувств в полихудожественной деятельности.

Разработанная модель включает взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты (ценностно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и результативно-оценочный). Раскроем последовательно их содержание.

Ценностно-целевой компонент — представляет цели и задачи нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Ценностно-целевым ориентиром выступает социальный заказ к формированию подрастающего поколения, сформулированный в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России» как воспитательный нравственный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [79, с. 2].

Мы определили задачи, конкретизирующие цель нравственно-патриотического воспитания личности применительно к старшему дошкольному возрасту: 1) формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях через нравственно-эстетические эталоны в жизни и искусстве; 2) развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам с нравственно-патриотической проблематикой через создание атмосферы доверия, поддержки со стороны значимых взрослых; 3) освоение моделей нравственного поведения в совместной с родителями и сверстниками полихудожественной деятельности, развитие способности к осознанному ценностному выбору в творческом самовыражении.

Теоретико-методологический компонент включает в себя методологические подходы и принципы организации процесса нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности.

 Рассмотренные в предыдущем параграфе методологические подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей (аксиологический, культуроцентрический, полихудожественный) взаимосвязаны между собой: в них пересекаются основополагающие для нашего исследования позиции. Это особая значимость для ребенка опыта нравственных отношений, полученных в семье и его ближайшем социокультурном, этнокультурном окружении, а также важность эмоционально-образного переживания и проживания в полихудожественной деятельности нравственно-патриотических ценностей для их освоения ребенком.

Данные подходы позволяют выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности на принципах ценностной ориентации, целостности, эмоциональной включенности, культуросообразности, проблемности, со-бытийной общности взрослых и детей. Рассмотрим последовательно данные принципы.

Принцип эмоциональной включенности предполагает выстраивание воспитательного процесса на основе переживания художественных образов — носителей нравственно-патриотических ценностей — и их осмысления ребенком в творческой деятельности в опоре на его чувственно-эмоциональный опыт.

Отечественные педагоги и психологи отмечают «особую сензитивность детей дошкольного возраста к эмоциональному восприятию, пониманию и переживанию нравственного смысла поступка» [165, с. 22]. В представлении ребенка эстетические категории, далее «отождествляются с конкретными образами: красота отождествляется с добром, а безобразное — со злом» [165, с. 22]. Такова особенность детского мышления и восприятия.

Значимость «деятельности переживания как созидающей личность ребенка в ее ценностной направленности» подчеркивает С.Т. Погорелов. По его мнению, «ребенком могут переживаться лишь те ценности, с которыми он непосредственно соприкоснулся, которые входят в его личностный опыт». При этом, «в ценностных переживаниях личностный опыт переструктурируется, преображается, выступает как витагенный, то есть порождающий обновленную перспективу духовно-нравственной жизни» [226, с. 14]. Через эмоциональную включенность в восприятие художественных образов ребенок приобретает навыки эмоциональной отзывчивости, обретает умение с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к радости или горести близких и ближних, быть чутким и внимательным к тем, кто рядом. Деятельность переживания творит человека, созидает и приумножает «человеческое в человеке» (В.И. Слободчиков) служит единению и сопричастности в человеческих взаимоотношениях, указывает направление нравственного поступка.

Познание ребенком нравственных ценностей через эмоциональную включенность в восприятие образов искусства — особый процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, труд души, нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт. Поэтому особое внимание следует уделять отбору произведений: они должны быть понятны, читаемы, доступны детскому восприятию, основываться на узнаваемых событиях, соотносимых с детским опытом.

Художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы, должны быть, не просто связаны с нравственно-патриотической тематикой, но и быть доступными и увлекательными для детей, вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание, удивление и пр. В частности, произведения русских художников, поэтов и писателей, композиторов раскрывают семейный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений, любовь к Родине, к родной природе в близких и понятных детям образах. Разнообразные формы театрализованной деятельности детей на основе художественных произведений приводят к усилению эффекта вживания в образы и эмоционального принятия нравственных идей заложенных в традиционной отечественной культуре. Классическая или народная музыка привносит необходимую эмоциональную яркость, теплоту и задушевность в восприятие художественных образов русской живописи или литературных сюжетов с нравственно-патриотической проблематикой.

Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности. Для ребенка художественное творчество — это и проявление оценочного суждения, и возможность осмысления своего личного опыта в процессе переживания нравственных ценностей. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства, которые закрепляются в творческой деятельности. Напротив, если переживание не состоялось, увиденное и услышанное оказалось не подкрепленным эмоциями и переживаниями, оно, возможно, останется в памяти, но не оставит следа в характере, поступках, мироощущении ребенка.

Принцип целостности связан с отношением к полихудожественной деятельности детей как сензитивному способу вхождения в культурную среду в период детства через чувственно-образное восприятие окружающего мира в сочетании с аналитическими способами мышления, что позволяет соотнести образовательно-воспитательный процесс с целостной жизнедеятельностью личности. Это означает опору на целостный способ мышления, в котором дискретный, аналитический подход сопряжен с синкретичным, художественно-образным.

Обращение к искусству в аспекте нравственно-патриотической проблематики открывает ребенку путь познания окружающего мира, приобщения к нравственно-патриотическим ценностям через эстетическое переживание — чувственное, образное восприятие, эмоциональное видение. По мнению Н.Г. Куприной, «эстетическое переживание необходимо для включения личности в процесс освоения мировоззренческих ценностей через их непосредственное эмоционально-образное восприятие. В эстетическом переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, проживается система мировоззренческих общественных ценностей, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [156, с. 81]. Эстетическое переживание непосредственно связано с формированием жизненного опыта личности, который в терминологии, предложенной А.С. Белкиным, определяется как «витагенный опыт». Витагенный опыт — «информация, которая стала достоянием личности, будучи отложена в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных системах. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков человека, представляющих для него самодостаточную ценность, и связана с памятью разума, чувств, поведения» [17, с. 23]. В контексте задач нравственно-патриотического воспитания детей эстетическое переживание выступает как путь формирования витагенного опыта личности сообразно мировоззренческим ценностям современного общественного сознания. Таким образом, роль художественно-эстетического компонента в нравственно-патриотическом воспитании заключается в формировании у ребенка ценностного отношения к миру, этических и гражданственных основ личности через чувственное восприятие и образно-содержательное осознание социально значимых ценностей как части своего «я» — через эмоциональное принятие образов искусства — носителей нравственно-патриотических ценностей.

Исследователи полихудожественного подхода (Е.А. Ермолинская, Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, Т.И. Сухова) подчеркивают значение полихудожественной деятельности в личностном развитии ребенка, которое заключается в естественности, целостности вхождения ребенка в культурную среду общества через художественное освоение мира. Опираясь на данные исследования, мы акцентируем значимость для детей дошкольного возраста практического взаимодействия с художественными образами как основу реализации принципа целостности в воспитательном процессе.

Особое значение для нашего исследования имеют идеи Б.П. Юсова, изложенные в концепции полихудожественного воспитания, о природной предрасположенности ребенка к комплексному восприятию разных видов искусства и формированию у него целостного восприятия окружающего мира через искусство «как первоединую основу мышления».

Принцип культуросообразности предполагает соответствие воспитательных подходов национальному менталитету, образу жизни, мироощущению, традициям отечественной культуры.

Исследователи проблемы патриотического воспитания детей (Е.А. Князев, Н.В. Микляева, А.Б. Теплова) подчеркивают необходимость учета этнокультурной ситуации, в которой происходит становление личности ребенка. Важно учитывать, чтобы ребенок рос с осознанием того, к какой культуре принадлежит его семья, его род, он сам. «Ментальное пространство» (Н. В. Микляева), в котором происходит развитие и становление личности ребенка, выступает смысловым контекстом передачи из поколения в поколение национального образа жизни, видение и восприятие мира. Корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности человека лежат в национальной культуре, в осознании причастности и принадлежности к родовым корням.

Культуросообразность воспитательного процесса предполагает нацеленность на приобщение ребенка к социокультурным нормам, нравственным ценностям, свойственным традициям отечественной культуры. По словам Н.В. Микляевой, ребенку необходимо приобщиться к «коду ДНК отечественной культуры», «русскому жизнечувствию». Это особенно важно в современных условиях глобализации культуры, где происходит размывание ценностных ориентиров, понятий нравственности. В этой ситуации организация процесса нравственно-патриотического воспитания ребенка мыслится с опорой на ценности, идеалы, культурные практики именно отечественной культуры, осмысление и сопричастность которой ведет к осознанию ребенком себя в качестве значимого и деятельного субъекта сохранения и приумножения культурного опыта своей семьи, своего рода, народа, отечества.

Принцип проблемности заключается в моделировании эмоционально-отношенческих задач в образно-игровом взаимодействии взрослых и детей через погружение в мир искусства, художественных образов. Это позволяет ребенку проявить собственную нравственно-патриотическую позицию в высказываниях и рассуждениях, в продуктах творчества. Данный принцип помогает в освоении «обыденных фактов» дети сравнивают, обобщают, предполагают, фантазируют, «философствуют». Именно это и позволяет ребенку воспринимать, понимать и осознавать ценности и смыслы понятий, действий, явлений с которыми приходится сталкиваться ребенку в повседневной жизни, или погружаясь в исторические события прошлого. В таком активном проблемном действии, игры слов, движений, музыки и цвета, через насыщение эмоционально-чувственной сферы ребенка формируется копилка собственных переживаний и жизненного опыта.

Обращение к коллективным формам полихудожественной деятельности в воспитательной работе с детьми дает возможность моделировать различные ситуации, ставить ребенка в ситуацию необходимости проявления своего отношения к тому или иному явлению и воплощения собственного выбора в продуктах творчества, в игровых действиях. Самовыражение детей в полихудожественном творчестве позволяет визуализировать оценку поступков героев художественных произведений. Проигрывание и иллюстрирование образных историй проявляет желание детей идентифицировать себя с положительными или отрицательными героями художественных произведений, позволяет педагогу направлять ребенка в этих выборах на основе поощрения этического поведения в ситуациях игры. Подбор соответствующих ситуациям поговорок и пословиц, примеров из сюжетов сказок и образных историй стимулирует их способности к анализу собственного поведения в игровых ситуациях, а затем и в повседневной жизни. Практические навыки нравственного выбора,  «доброделания» во взаимодействии с окружающими, выработанные в коллективной полихудожественной деятельности, в дальнейшем способствуют формированию ответственного отношения к себе и окружающим людям, повышают самооценку ребенка, его уверенность в своих силах и нравственных установках.

Принцип со-бытийной общности взрослых и детей обеспечивает гармонию межпоколенческих связей в едином ценностно-смысловом пространстве семьи и детского сада на основе субъект-субъектных отношений детей, родителей, педагогов. В трактовке В.И. Слободчикова данный принцип выступает как «со-бытие» детей и взрослых и представляется эффективным способом устранения отчужденности и разобщенности членов семьи: устанавливает гармонию межпоколенческих связей внутри семьи, способствует созданию жизнеспособных детско-родительских общностей, выстроенных на основе этнокультурных, социокультурных ценностей и смыслов, обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений, сотрудничество детей и взрослых [253]. В рамках событийной общности взрослых и детей ребенок выступает полноценным участником (субъектом) отношений, что выражается в поддержке его инициативы, уважении к личности ребенка, взращивание у него веры в свои силы, формировании адекватного самовосприятия. При этом реализуется согласованность иерархичности и индивидуальности во взаимоотношениях детей и взрослых, сочетание личного положительного примера и сотворчества.

В период дошкольного детства все начинается с семьи ребенка. Процесс нравственно-патриотического воспитания начинается через узнавание, усвоение и передачу семейных традиций и ценностей от одного поколения к другому. Семья — самый ближний план представлений, эмоций и чувств, ценностных ориентаций, которые узнает и усваивает ребенок с раннего детства. Укорененный в семейных традициях как части культурных традиций общества ребенок осваивает ценности своего рода, народа, отечественной культуры, окружающего мира. Значение семьи как ценностно-смыслового контекста в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста подчеркнуто в ФГОС ДО, где в качестве основополагающего принципа построения образовательного процесса выдвинут принцип сотрудничества детской образовательной организации с семьей, акцентирована необходимость «взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательного процесса.

В то же время в педагогической практике наблюдается противоречие между социальным заказом на взаимодействие ДОО и семьи в нравственно-патриотическом развитии ребенка и неготовностью к реализации этого принципа в образовательном процессе, как со стороны педагогов, так и со стороны самих родителей.

Негативные тенденции, которые переживает современная семья, приводят к значительному проценту в обществе семей с низкой культурой взаимоотношений, потерей родственных связей или их разгармонизацией, разрушением отношений вследствие негативных зависимостей родителей. Все чаще ребенок воспитывается в неполной семье, видит отрицательный семейный опыт. В этой ситуации педагогу все труднее становится рассматривать семью как носительницу ценностей и традиций отечественной культуры.

С другой стороны, даже в относительно благополучных семьях отмечается пониженный интерес к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей. Социологическое исследование, проведенное В.С. Собкиным в 2013 году на базе Института социологии образования РАО, показало, что родители явно недооценивают значимость нравственно-патриотического воспитания детей в семье. Типичными являются высказывания: «Для меня это не самое главное в жизни», «Я не задумывалась о том, что такое патриотические ценности», «Патриотизм воспитывают в армии» и пр. [39, c. 27]. Результаты исследования говорят о том, что задача нравственно-патриотического воспитания детей ставится современными родителями на одно из последних мест в комплексе воспитательных задач семьи.

Подобный опрос мы провели среди студентов — бакалавров Уральского государственного педагогического университета очного и заочного отделения по профилю «Дошкольное образование», и получили сходные результаты (табл. 2).

 

Таблица 2

Распределение ответов студентов о наиболее важных качествах,
которые должна воспитывать в детях семья (%)

Нравственные качества и установки Выбор в %
Доброта, отзывчивость к людям 73,6
Волевые качества: настойчивость, выдержка, целеустремленность 44,7
Уважение к старшим 43,6
Стремление повышать образование и культурный уровень 37,0
Умение приспосабливаться к любой обстановке 30,2
Стремление развивать свои способности 29,5
Умение достичь материального положения 10,1
Патриотизм 4,4
Религиозность 3,4

Анализ, опроса показал, что студенты, в целом не проявляют интереса к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей, не осознают важность развития патриотических чувств, не связывают патриотическое воспитание с развитием качеств семьянина, с формирование направленности на «мир семьи» в ДОО и в семье. Более того, показательно, то что, студенты не всегда относят патриотизм к нравственным качествам: около 70% опрошенных студентов воспитание доброты, отзывчивости к людям поставили на одно из первых мест в предложенном списке, а патриотизм — на последнее место.

Эти данные говорят о необходимости развития компетентности педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания детей, понимания роли и значимости данного направления в воспитании, актуализация взаимодействия с семьей в организации данного процесса.

Содержательно-технологический компонент модели представляет содержание, формы и методы скоординированных между собой основных направленийдеятельности педагогов, родителей, детей в воспитательном процессе ДОО.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей выстраивается поэтапно как постепенный переход от сопереживания художественным образам при их восприятии (эмоционально-мотивационный этап) через выражение своих чувств в практической деятельности(деятельностно-ориентировочный этап) к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии (деятельностно-рефлексивный этап).

На эмоционально-мотивационном этапе ставится задача восприятия и эмоционального переживания детьми художественных образов — носителей нравственно-патриотических идей (методы демонстрации художественных произведений, визуализации нравственно-патриотических идей, эмоциональной драматургии занятия). Значимым моментом здесь является подбор произведений фольклорного и профессионального искусства, в которых запечатлены и в художественно-образной форме представлены модели нравственного поведения человека в семье, социальном окружении, мире природы. Это детские песни, пословицы, поговорки, образные истории, сказки, произведения изобразительного искусства, мультфильмы и кинофильмы, в которых действуют герои, бережно и внимательно относящиеся к миру родной природы, близким людям, способные защитить то, что для них дорого и любимо.

Приобщение к искусству — это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к нравственному «преображению». Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает ребенка к нравственным ценностям, заставляет с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, быть чутким к тем, кто с тобой рядом, указывает направление нравственного поступка. Образы, предлагаемые и демонстрируемые педагогом, должны увлекать детей, вызывать их эмоциональную реакцию. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят. Например, произведения русских художников и писателей раскрывают семейный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений на близких и понятных детям сюжетах. Классическая музыка привносит необходимую эмоциональную яркость, теплоту и задушевность в восприятие этих сюжетов. Разнообразные формы театрализованной деятельности детей на основе художественных произведений приводят к усилению эффекта вживания в образы и эмоционального принятия нравственных идей, носителями которой они являются.

Задачи деятельностно-ориентировочного этапа связаны с развитием умений у детей проявлять и выражать свои чувства к воспринимаемым образам в полихудожественной деятельности (рисование своих впечатлений, коллективные работы на нравственно-патриотическую тематику в технике коллажа, аппликации, бумагопластики, сюжетно-ролевые игры, театрализации и т.д.). Осмысление детьми нравственно-патриотических идей, воплощенных в художественных произведениях, реализуется через методы единства восприятия и созидания в каждом действии, сотворчества, диалогового обсуждения, идентификации с положительными героями в творческом самовыражении в полихудожественной деятельности, комментированном рисовании. Полихудожественная деятельность, основанная на органичной связи звуковых, двигательных, зрительных, тактильных ощущений со словом расширяет возможности детей в выражении своих чувств, в понимании собственного нравственного выбора при оценке героев произведений или в проблемных игровых ситуациях на занятиях.

Деятельностно-рефлексивный этап связан с задачей выработки личного отношения к образу-ценности методами создания ситуации ценностного выбора, образного моделирования собственной нравственной позиции (в индивидуальных и коллективных творческих заданиях). Полихудожественная деятельность этого этапа направлена на формирование у детей моделей нравственного поведения: бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающему миру природы и людей. Реализация этой задачи связана с целенаправленной работой педагога по перенесению сказочных и игровых сюжетов в различные смысловые контексты. Например, задание для детей «подобрать герою сказки подходящую для него пословицу»; «отгадать, про кого эта песенка (или чья это музыка, чей танец)»; придумывание с детьми сказок, где героями являются они сами; фантазирование на тему «что станет с каким-либо сказочным героем, если он попадет в другую сказку»; нахождение аналогий с художественными образами в окружающей ребенка реальности. Педагог имеет возможность изменить развитие сюжета в образной истории или сказке, чтобы подсказать детям выход из ситуации, сложившейся в реальной жизни. Игровые сюжеты развертываются совместными усилиями детей и педагога таким образом, чтобы дети имели возможность сравнить себя с хорошими героями, пытались подражать им в своих действиях, транслировать положительные образы сначала в ситуации игры, а затем и в ситуации реальной жизни.

Важной частью содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей является организация взаимодействия в воспитательном процессе детей, родителей и педагогов. Для этого используются следующие формы привлечения родителей к воспитательной работе в ДОО: проведение совместных праздников и мероприятий, родительские собрания, беседы, выставки семейного творчества, организация «методического уголка», в котором представлены методические рекомендации по комплектованию домашних библиотек, аудио- и видеоматериалов для детей, по просмотру телевизионных передач, программы и методические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей и пр.

В дополнение к перечисленным формам работы с родителями нами разработан лекторий и проведена серия мастер-классов для просвещения родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей в совместной художественно-практической деятельности. Мы выделили следующие направления воспитательной работы с детьми средствами искусства в условиях семьи:

− семейное чтение, укрепляющее и гармонизирующее духовные связи взрослых и детей с окружающим миром и внутри семьи;

− домашние театрализованные представления, развивающие ребенка в социально-нравственном плане и обладающие гармонизирующим воздействием на отношения между членами семьи;

− конструирование, изобразительная деятельность, совместный художественный труд родителей и детей с учетом национально-культурных и семейных традиций.

Заинтересованность родителей и их умение использовать художественные средства воспитательного воздействия на детей способствуют формированию у детей ценностного отношения к семье, развитию чувства ответственности за сохранение культурного достояния своего народа, национальных традиций.

Результативно-оценочный компонент заключает ожидаемые результаты работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОО.

Основываясь на выводах современных исследователей этой проблемы, мы определили критерии нравственно-патриотической воспитанности применительно к детям старшего дошкольного возраста: образно-содержательный, эмоционально-мотивационный, действенно-практический.

Образно-содержательный — предполагает наличие у детей эмоционально-образного тезауруса, воплощающего нравственно-патриотические ценности в художественных образах: представления о семейных ценностях, традициях и обычаях своего народа, истории своей страны, родного края.

Эмоционально-мотивационный — выражается в эмоциональной отзывчивости детей на художественные образы — носители нравственно-патриотических ценностей, в сформированности интереса к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой, в способности к нравственной оценке героев художественных произведений, в желании поддерживать семейные традиции и традиции ДОО, привносить в них творческие дополнения.

Действенно-практический — включает способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения нравственных чувств в делах и поступках.

В педагогической диагностике мы использовали следующие методики: творческие задания на решение проблемных ситуаций, опросы детей в этических беседах, наблюдение за детьми в полихудожественной, художественно-игровой деятельности, ролевых играх, при выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий и проектов, анкеты для детей и родителей.

 

Выводы по первой главе

1. Анализ литературы по проблеме исследования выявил, что в традиции российской философской и психолого-педагогической науки патриотическое развитие личности мыслится в неразрывной связи с ее нравственным становлением. Разделяя данные позиции, в своей работе мы опираемся на традиционную для отечественной философской и педагогической мысли трактовку понятия «патриотизм» как сущностной характеристики духовно-нравственной сферы личности, которая определяет уровень ее социальной активности и зрелости, лежит в основе нравственного выбора, саморегуляции поведения, является устойчивым внутренним законом деятельности.

В соответствии с данной позицией структура патриотизма рассматривается нами в системе нравственных качеств личности и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории своей страны, духовных и культурных традициях и достижениях ее многонационального народа; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине, уважением к своему народу, стремлением принимать судьбу отечества как свою личную; регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своей страны.

2. В дошкольном возрасте развитие патриотических чувств и представлений происходит в рамках «родовой формации» (по В.В. Соловьеву), связанной с влиянием семьи и родственного окружения. Очевидно, что патриотические идеи и ценности не могут существовать для ребенка в абстрактной форме. Семья выступает носительницей определенных национально-культурных традиций, в осознании принадлежности к которым «находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности» (Н.В. Микляева).

С учетом данных позиций мы считаем, что процесс патриотического развития в дошкольном детстве естественным образом связан с процессом нравственного становления личности ребенка, и в отношении дошкольников уместна и органична терминология «нравственно-патриотическое воспитание». Содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание» применительно к детям старшего дошкольного возраста понимается нами как процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, направленный на формирование у детей нравственно-патриотических ценностей на основе чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье и родному дому.

3. В основу процесса нравственно-патриотического воспитания детей положены аксиологический, культуроцентрический и полихудожественный подходы.

Аксиологический подход определяет характер взаимосвязи всех субъектов образовательной деятельности: 1) отношение к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную дошкольную организацию, 2) создание усилиями педагогов, детей и родителей культурно-смыслового контекста на основе базовых национальных ценностей, в котором происходит формирование нравственно-патриотических ценностей у ребенка.

Опора на аксиологический подход позволяет оптимизировать воспитательный потенциал искусства, связанный с совокупностью образных воплощений нравственно-патриотических ценностей и их трансформации в личностные ценности через переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности ребенка.

Культуроцентрический подход конкретизирует содержание нравственно-патриотических ценностей применительно к дошкольному возрасту, определяя их как «направленность на мир семьи», любовь к близким, родному городу, миру родной природы, уважение к истории своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре. В культуроцентрическом подходе акцентируется значение художественного переживания и художественно-практической деятельности в становлении ребенка как субъекта культуры. При этом педагоги и родители выступают в качестве посредников между ребенком и культурой, оказывая поддержку в его самоопределении в мире культурных ценностей.

Полихудожественный подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности различных видов художественно-творческой деятельности с целью глубокого, всестороннего, целостного восприятия детьми нравственно-патриотических идей и смыслов, воплощенных в образах произведений разных видов искусства. Полихудожественный подход открывает для ребенка возможности к деятельностному проявлению и визуализации собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества с помощью различных средств художественного самовыражения.

4. На основе аксиологического, культуроцентрического и полихудожественного подходов выстраивается модель нравственно-патриотического воспитания детей, которая представлена следующими взаимосвязанными компонентами: ценностно-целевым, теоретико-методологическим, содержательно-технологическим и результативно-оценочным.

Процесс нравственно-патриотического воспитания детей представлен в модели как постепенный переход от сопереживания художественным образам при их восприятии (эмоционально-мотивационный этап), через выражение своих чувств в практической деятельности(деятельностно-ориентировочный этап) к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии (деятельностно-рефлексивный этап). Для этого подобран комплекс методов, соотнесенных с задачами каждого этапа: от методов демонстрации художественных произведений, эмоционального погружения, эмоциональной драматургии занятия к методам единства и созидания в каждом действии и творческом самовыражении, сотворчества и методам визуализации, образного моделирования собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества.

ГЛАВА II

Экспериментальная работа

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

в полихудожественной деятельности

2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы
по нравственно-патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Во второй главе представлена экспериментальная работа, которая позволила на практике реализовать теоретические положения нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, обоснованные в первой главе, проверить их истинность и доказательность.

Экспериментальная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей осуществлялась в условиях естественного педагогического процесса в Негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Успешинка» — детский сад № 415» г. Екатеринбурга (экспериментальная группа в составе двух возрастных групп: старшей и подготовительной) и Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 196» г. Екатеринбурга (контрольная группа в составе двух групп: старшей и подготовительной) в течение 2013—2015 гг. В экспериментальной работе приняли участие: 42 ребенка, 60 родителей, 7 педагогов в экспериментальной группе и 49 детей, 55 родителей, 4 педагога в контрольной группе. Всего в экспериментальной работе приняли участие: 91 ребенок от 5 до 7 лет, 60 родителей и 11 педагогов.

Экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов:

1) констатирующий этап, на котором выявлялся уровень нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными критериями;

2) формирующий этап, на котором осуществлялась экспериментальная апробация разработанной методики нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности;

3) итоговый этап, на котором подводились итоги проведенной работы, подтверждалась эффективность методики нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.

Констатирующий этап экспериментальной работы включал в себя выделение критериев, показателей и уровневых характеристик, разработку диагностического инструментария нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: выявить начальный уровень нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Задачи констатирующего этапа экспериментальной работы:

1. Определить критерии и показатели нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать уровневые характеристики выделенных показателей нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и разработать диагностический инструментарий, позволяющий получить информацию о динамике нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести педагогическую диагностику по выявлению начального уровня нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, проанализировать ее результаты, сделать выводы.

При выделении критериев и показателей нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста мы основывались на анализе и обобщении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на поисковых и экспериментальных материалах кандидатских и магистерских исследований по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Педагогика духовно-нравственного воспитания»), а также на личном опыте преподавания учебных дисциплин в вузе, таких как, «Педагогика духовно-нравственного воспитания», «Современные технологии развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста», «Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста». Анализа результатов педагогической практики студентов УрГПУ Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «УрГПУ» в ДОО г. Екатеринбурга, работы базовых площадок в направлении «Духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей периода детства» в г. Алапаевске, г. Ревде, г. Верхотурье и других городов Свердловской области.

Для диагностики нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста нами были отобраны и изучены методики, наиболее близкие направлению нашего исследования: «Диагностика направленности ребенка на мир семьи» О.В. Дыбиной [5], диагностическая беседа с детьми 3—7 лет по курсу пропедевтики «Истоки» И.А. Кузьмина [6], мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой [10], беседы о нравственно-патриотических ценностях по картинам художников (модифицированная методика Л.Б. Фесюковой «Беседы по картинкам»), диагностика социально-коммуникативного развития дошкольников в полихудожественных играх Н.Г. Куприной [160], тестовые задания для диагностики нравственной сферы дошкольников М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой [8]. На основе отобранных методик и в дополнение к ним нами разработаны авторские игры-тесты и этические беседы, выявляющие уровень нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на материале полихудожественной деятельности.

При разработке диагностических заданий учитывались особенности детей старшего дошкольного возраста, а именно:

− художественно-эстетическая восприимчивость, преобладание образных форм познания ценностей окружающего мира;

− потребность в совместной деятельности (познавательной, художественно-продуктивной, игровой) со сверстниками и взрослыми;

− стремление к подражанию взрослым в освоении моделей нравственного поведения;

− потребность в эмоциональной поддержке близких взрослых в оценке своих действий, нравственных выборов в проблемных игровых ситуациях, продуктов художественной деятельности;

− значимость родителей, семьи в усвоении правил и норм поведения принятых в обществе, в формировании ценностного отношения к традициям своего народа, страны.

На основе анализа и обобщения литературы по проблеме исследования мы выделили следующие критерии и показатели нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности (таблица 3).

Таблица 3

Критерии и показатели нравственно-патриотической воспитанности
детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели Диагностические методики
Образно-содержательный − наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего нравственно-патриотические ценности в художественных образах классического искусства и народного творчества; − знание пословиц, поговорок, сказок, песен, современных произведений для детей, в которых в художественно-образной форме выражены нравственно-патриотические ценности: забота о близких людях, выполнение обязанностей в семье, бережное, заботливое и ответственное отношение к окружающим близким людям и родной природе, значимость родного дома, родственных связей, друзей в жизни человека, ценность подвига во имя своего народа и отечества; − наличие представлений о родственных связях, об истории, достижениях, культурных традициях своей семьи, своего рода, народа, национальных и государственных праздниках. Диагностическая беседа с детьми 3—7 лет по курсу «Истоки» И.А. Кузьмина.     Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой.
Эмоционально-мотивационный − эмоциональная отзывчивость на художественные образы — носители нравственно-патриотических ценностей (сопереживание героям произведений, выражение к ним своего отношения в полихудожественной деятельности, стремление подражать им); − сформированность интереса к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой на основе соотнесения содержания художественных произведений с событиями своей семьи, своей жизни; − желание поддерживать семейные традиции и традиции ДОО, умение рассказывать о них, привносить в них творческие дополнения, устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории своей семьи и истории страны, народа. Диагностика направленности ребенка на мир семьи О.В. Дыбиной.   Беседы о нравственно-патриотических ценностях по картинам художников (модифицированная методика Л.Б. Фесюковой «Беседы по картинкам»).
Действенно-практический − способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственно-патриотической проблематикой; − способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества; − активное участие в мероприятиях, укрепляющих традиции семьи и ДОО (при подготовке праздников, театрализованных представлений, изготовлении праздничных подарков, поделок для украшения дома, костюмов и атрибутов праздника). Тестовые задания для диагностики нравственной сферы дошкольников М.В. КорепановойЕ.В. Харламповой Диагностика социально-коммуникативного развития дошкольников в полихудожественных играх Н. Г. Куприной

 

На основе совокупности выделенных критериев и показателей мы определили уровни (высокий, средний, низкий) и разработали уровневые характеристики показателей нравственно-патриотической воспитанности старших дошкольников.

Высокий уровень — ребенок обладает значительным багажом художественных впечатлений, связанных с образами классического искусства (музыкального, изобразительного, литературного и поэтического) и народного творчества, воплощающими нравственно-патриотические ценности, проявляет интерес, эмоциональную отзывчивость к образам произведений с нравственно-патриотической проблематикой, демонстрирует способность соотнесения ценностно-смыслового содержания произведений с личностным опытом, умеет выразить свои чувства к воспринимаемым образам и визуализировать собственную позицию в полихудожественной деятельности, отличается развернутыми высказываниями и рассуждениями об истории и традициях своей семьи, родственных связях, национальных и государственных праздниках, принимает активное участие в поддержании и творческом развитии этих традиций в мероприятиях ДОО.

Средний уровень — у ребенка ограничен круг художественных впечатлений, связанных с образами — носителями нравственно-патриотических ценностей, проявление любознательности и позитивной эмоциональной реакции к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой сочетается с недостаточной инициативностью и эмоциональной вовлеченностью в выражение своих чувств и собственной позиции в полихудожественной деятельности, освоение ценностно-смыслового содержания художественных произведений происходит с помощью подсказок и наводящих вопросов педагога, в проблемных игровых ситуациях ребенок действует по подсказке или по подражанию другим, проявляет инертность, неопределенность (или, наоборот, прямолинейность) в высказываниях и суждениях о традициях своей семьи, затрудняется в объяснении содержания национальных и государственных праздников, проявляет старательность в подготовке мероприятий ДОО, но отличается отсутствием творческой инициативы.

Низкий уровень — произведения с нравственно-патриотической проблематикой не входят в круг интересов ребенка — художественные впечатления в этой сфере фрагментарны, поверхностны или отсутствуют вообще, ребенок не проявляет интереса к полихудожественной деятельности как способу выражения своих нравственных чувств, в проблемных игровых ситуациях переключается на занятия своими делами, не участвует в обсуждении тем, связанных с семейными традициями, не знает названий и содержания национальных и государственных праздников, не стремится участвовать в коллективной деятельности при подготовке мероприятий в ДОО, проявляет эмоциональную замкнутость, пассивность, безответственность, непослушание.

Экспериментальная работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников проводилась с 2013 г. по 2015 г. За это время была апробирована авторская методика нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности на базе Центра развития ребенка «Успешинка» — детский сад № 415 г. Екатеринбурга. Педагогическая диагностика в контрольной группе проходила на базе МБДРУ «Детский сад № 196» г. Екатеринбурга.

Обе образовательные организации реализуют программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). В содержании вариативной части приоритетное направление образовательной деятельности в обеих организациях отдается экологическому, здоровьеориентированному и гендерному воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание детей на момент проведения экспериментальной работы было определено в обеих организациях как перспективное, ставились задачи по подбору материала и разработке методического обеспечения воспитательной работы в данном направлении.

Для выявления исходного уровня нравственно-патриотической воспитанности старших дошкольников нами были проведены диагностические задания по отобранным диагностическим методикам и разработанным нами этическим беседам и играм-тестам на материале полихудожественной деятельности. Приведем примеры авторских диагностических заданий.

По образно-содержательному критерию на констатирующем этапебыли разработаны следующие диагностические задания: «Семья», «Кто Я?», «Угадай загадку».

1. Диагностическое задание «Семья».

Цель: выявить наличие у ребенка знаний и представлений о понятии «семья», о составе своей семьи.

Материал: репродукции картин Б. М. Кустодиева «На террасе», И. С. Куликова «Семья за столом», схематическое изображение модели семьи (выполненное в виде солнца: в центре солнца написано имя ребенка, лучи — члены семьи).

Содержание: педагог организует беседу по картинам, акцентируя внимание на составе семьи, родственных связях, отношениях, затем предлагает ребенку назвать членов своей семьи. Ребенок называет, а педагог записывает на «лучах» солнца имена членов семьи ребенка. Затем ребенку предлагается, глядя на рисунок, ответить на вопросы: «Как можно назвать рисунок?», «Почему ты думаешь, что все эти люди — твоя семья?», «У тебя большая семья?», «Что такое семья?».

Таблица 4


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!