Сущностная характеристика понятий «нравственное» и «патриотическое» воспитание дошкольников



ФГБОУ ВО

«Уральский государственный педагогический университет»

БОРОДИНА Е.Н.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Монография

 

 

Екатеринбург – 2015

 

 

УДК 373. 216 37.034 (035.3)

ББК Ч 410. 051

Б 83

 

Рекомендован Ученым советом ФГБОУ ВПО «УрГПУ» в качестве научного издания (решение от 02.11.2015 г. № 423)

 

Научный редактор: Куприна Н.Г., д-р педагогических наук, профессор

 

Рецензенты:

Тагильцева Н.Г., д-р педагогических наук, профессор;

Ширшов В.Д., д-р педагогических наук, профессор;

Зуев П.В., д-р педагогических наук, профессор.

 

Б 39 Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н. Бородина, ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – 192 с.

ISBN 978-5-7186-0709-3

Монографическое исследование посвящено проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Разработана модель организации процесса нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, описана авторская методика, представлен диагностический инструментарий, разработаны оригинальные творческие задания для детей, основанные на методах постановки эмоционально-отношенческих задач, создания проблемных игровых ситуаций, образного моделирования и визуализации собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества.

Книга адресована студентам педагогических вузов – будущим педагогам периода детства, родителям, педагогам дошкольных образовательных организаций, преподавателям системы дополнительного образования.

УДК 373. 21 : 37.034 (035.3)

ББК Ч 410. 051

Б 83

 

ISBN  978-5-7186-0709-3                                 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015

© Бородина Е.Н., 2015

Оглавление

 

Введение 4
Глава I . Теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности 11
1.1. Сущностная характеристика понятий «нравственное» и «патриотическое» воспитание дошкольников 11
1.2. Методологические подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 28
1.3. Обоснование модели нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности 51
Глава II . Экспериментальная апробация методики по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности 71
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 71
2.2. Содержание экспериментальной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста   100
2.3. Результаты экспериментальной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на итоговом этапе 118
Заключение 140
Библиография 142
Приложение 175
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. В программных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» 2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ», Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011—2015 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016—2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025») проблема воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации и социально-экономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательной деятельности, выдвинут принцип взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее ДОО) с семьей как основополагающий в построении образовательной деятельности.

Целевые ориентиры, заданные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями. Согласно выводам ученых, в дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят, прежде всего, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории и традициям своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре, «направленность на мир семьи» (Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина). С позиции культуроцентрического подхода нравственно-патриотическое воспитание дошкольников рассматривается в исследованиях Ю.А. Гладковой, М.Н. Дудиной, О.А. Еник, Н.В. Микляевой.

Идея патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций, обоснована в трудах философов С.С. Аверинцева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, М.К. Мамардашвили, в работах отечественных педагогов П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, а в последующий период — С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Значимость семьи как «со-бытийной общности» взрослых и детей в нравственном становлении личности исследовал В.И. Слободчиков.

В то же время в современной педагогической практике педагогу все труднее становится опираться в образовательной деятельности на семью как носителя ценностей и традиций отечественной культуры. Негативные тенденции, которые переживает современная семья, приводят к значительному росту семей с низкой культурой взаимоотношений, потерей родственных связей или их разгармонизацией. Результаты социологических исследований говорят о том, что даже в относительно благополучных семьях задача нравственно-патриотического воспитания занимает одно из последних мест в комплексе воспитательных задач семьи (В.С. Собкин).

Особую роль в создании единого смыслового пространства семьи и ДОО в нравственно-патриотическом воспитании ребенка играет искусство. Возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через активное взаимодействие с художественными образами. В работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С. Мухиной, Л.Г. Савенковой, Г.А. Урунтаевой, Л.В. Школяр отмечается особая эстетическая восприимчивость старших дошкольников, особая значимость художественно-образных средств в усвоении образцов поведения, развитии нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства — носителям нравственных ценностей.

В современных исследованиях отмечается значение полихудожественной деятельности в личностном развитии ребенка. Раскрываются различные аспекты обращения к полихудожественному подходу в развитии ребенка: как основание для художественного освоения мира и вхождения ребенка в культурную среду общества (Е.А. Ермолинская, И.А. Лыкова, Л.Г. Савенкова, И.Б. Шульгина, Б.П. Юсов), как взаимосвязь методов художественной педагогики в развитии ребенка (В.И. Волынкин, Е.И. Зуйкова, Е.П. Кабкова, И.Н. Клюева, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Пеня, Т.И. Сухова), как интеграцию искусств в развивающей художественно-эстетической среде образовательной организации (И.Э. Кашекова, С.И. Назарова, Т.М. Сорочан, И.Б. Шульгина), как расширение возможностей ребенка в художественно-творческом самовыражении (Е.А. Заплатина, Т.С. Комарова, Е.Ф. Командышко, Н.Г. Куприна, Н.Г. Тагильцева, Е.М. Торшилова, Т.Э. Тютюнникова, Н.П. Шишлянникова) и др. Однако в работах, посвященных полихудожественному подходу в личностном развитии ребенка, не рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами полихудожественной деятельности.

В педагогической практике произведения искусства чаще всего используются в качестве иллюстрации к беседам с детьми на нравственно-патриотические темы. Воспитательный потенциал искусства, связанный с переживанием нравственно-патриотических ценностей и их предметным воплощением в полихудожественной деятельности ребенка, недостаточно реализуется в образовательной деятельности дошкольной организации.

Вышесказанное позволяет утверждать, что сложился ряд противоречий:

– на социально-педагогическом уровне — между потребностью общества в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения и недостаточной готовностью семьи и педагогов ДОО к реализации этого процесса;

– на научно-педагогическом уровне — между признанием значимости аксиологического, культуроцентрического и полихудожественного подходов к нравственно-патриотическому воспитанию детей и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к образовательной деятельности ДОО;

– на научно-методическом уровне — между востребованностью воспитательного потенциала полихудожественной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения этого процесса в практике современного дошкольного образования.

Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в поиске путей нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности».

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации методики нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования служатидеи русской философской (труды Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского) и педагогической (Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) мысли о развитии нравственной сферы личности; теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачёв, С.А. Рачинский, Г.К. Селевко, Е.Н. Степанов), о взаимодействии семьи и детской образовательной организации в нравственно-патриотическом развитии детей (Г.В. Лунина, И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Т.И. Петракова, О.М. Потаповская, Л.В. Сурова, В.М. Холмогорова, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, А.Д. Леонтьев, Н.О. Лосский, В.А. Сластенин, Н.Л. Худякова и др.); положения о воспитательном потенциале искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович, А.В. Федоров); концепции полихудожественного воспитания (Е.П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов).

Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:

теоретические методы исследования: а) анализ нормативно-правовых документов об образовании применялся для обоснования актуальности сформулированной нами проблемы; б) теоретико-методологический анализ позволил определить исходное положение настоящего исследования; в) понятийно-терминологический анализ использовался для составления понятийного аппарата сформулированной нами проблемы; г) системный анализ являлся основой целостного рассмотрения вышеуказанной проблемы исследования; д) метод моделирования использовался для построения педагогической модели нравственно-патриотического воспитания дошкольников в полихудожественной деятельности;

–  эмпирические методы исследования: а) эксперимент по оценке степени нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста; б) наблюдение, беседа, анализ продуктов полихудожественной деятельности дошкольников; в) анализ результатов экспериментального исследования, статистическая обработка и интерпретация данных.

Научная новизна исследования заключается:

1) Доказана необходимость и возможность обращения к полихудожественной деятельности, развивающей эмоциональную отзывчивость детей на художественные образы – носители нравственно-патриотических ценностей, представления о традициях своего народа, истории своей страны, отраженных в образах искусства, способность к визуализации собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества.

2) Обоснована теоретико-методологическая основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, представляющая соединение аксиологического, культуроцентрического и полихудожественного подходов, на основании которых спроектирована модель, содержащая ценностно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и результативно-оценочный компоненты.

3) Разработана и экспериментальным путем проверена методика нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, включающая этапы: эмоционально-мотивационный (предполагающий формирование эмоционально-положительного отношения к художественным образам – носителям нравственно-патриотических ценностей), деятельностно-ориентировочный (включающий развитие у детей умений проявлять и выражать свои чувства к воспринимаемым образам), деятельностно-рефлексивный (ориентированный на выработку умений самостоятельного ценностного выбора в проблемных игровых ситуациях).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– конкретизировано понятие «нравственно-патриотическое воспитание» применительно к дошкольному возрасту, определяемое как процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю;

– комплексно реализованы аксиологический, культуроцентрический и полихудожественный подходы к решению исследуемой нами проблемы, дополняющие методологические основы теории нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

– определены и теоретически обоснованы принципы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в полихудожественной деятельности: эмоциональной включенности в восприятие художественных образов, целостности, культуросообразности и проблемности образовательной деятельности, со-бытийной общности взрослых и детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

– разработана и внедрена в практику ДОО парциальная программа «Наследие», направленная на освоение детьми художественных образов – носителей нравственно-патриотических ценностей – в различных видах полихудожественной деятельности (рисование музыки, коммуникативные игры и танцы, цветовое, графическое, пластическое фантазирование, сочинение образных историй и сюжетов для рисунков, театрализованных игр, коллективных аппликаций и коллажей);

– созданы методические рекомендации для педагогов и родителей, позволяющие расширить возможности выбора форм воспитательной работы в ДОО и видов совместной с детьми полихудожественной деятельности, повысить уровень нравственно-патриотической воспитанности детей;

– разработан диагностический инструментарий оценки уровня нравственно-патриотической воспитанности дошкольников: критерии (образно-содержательный, эмоционально-мотивационный, действенно-практический), показатели и их уровневые характеристики, диагностические задания.

Материалы исследования по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в полихудожественной деятельности могут быть использованы в практике работы педагогов ДОО и учреждений дополнительного образования, семейном воспитании.

ГЛАВА I

Теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
в полихудожественной деятельности

 

Сущностная характеристика понятий «нравственное» и «патриотическое» воспитание дошкольников

Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в отечественной системе образования всегда имело приоритетное место. На протяжении всей истории наше общество нуждалось в людях не просто интеллектуально грамотных, но прежде всего обладающих гражданской позицией, высокими нравственными качествами. Глобальные социально-политические изменения в современном обществе повлекли за собой перемены и в человеческом сознании, и во всем государственном укладе. Нарушено духовное единство общества, наблюдается оскудение такого глубокого нравственно-патриотического чувства, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к Отечеству. В результате общество переживает системный кризис, поскольку мировоззренческие изменения затронули все стороны общественного и государственного устройства: экономику, политику, демографию, систему образования.

В современной ситуации проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения выходят на первый план. В современном общественном сознании укрепляется убежденность в том, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защите интересов России невозможно выработать достаточно плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на верность и служение Отечеству. Без уважения к истории и культуре своей страны, достижениям старших поколений невозможно вырастить нравственно здоровое подрастающее поколение.

Развитие и воспитание личности, укорененной в национальной культуре, духовных и культурных традициях, ответственно относящейся к судьбе своей страны, выступает актуальным направлением современной российской образовательной политики. Эти задачи сформулированы в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки РФ: (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2011—2015 гг., «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2016—2020 гг. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.).

В связи со сложившейся ситуацией возникла необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы нравственного и патриотического воспитания личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного возраста. Распространенная педагогическая практика в данном направлении, расширение деятельности социальных институтов, изучающих проблему нравственного и патриотического воспитания среди подрастающего поколения всех возрастов, не дала к настоящему времени улучшения ситуации. Вопросы нравственно-патриотического развития и воспитания личности гражданина России сегодня особенно остры и актуальны. Необходимо осмысление проблемы воспитания патриотизма в современных условиях, начиная с периода детства.

В отечественной философской и педагогической традиции понятия «нравственное» и «патриотическое» воспитание личности всегда рассматривались в соотношении и сопряжении друг с другом. Отметим, что в настоящее время отмечается размытое, нечеткое и неоднозначное определение понятия «патриотизм», размыты границы его смысловой и предметной основы, отсутствует единая мировоззренческая позиция исследователей в данной области. В то же время, содержательное наполнение понятия «патриотизм» в русской истории всегда осмысливалось в контексте нравственного становления личности. Так, в период зарождения русского государства в X—XV веках, в условиях междоусобных войн идея патриотизма зарождалась в контексте духовно-нравственных основ православия — как выражение духовного единства нации. Далее, начиная с XV века, патриотизм отождествлялся с государствообразующей идеей (быть патриотом означало — поддерживать власть в укреплении государственных земель, их расширении, объединении и защите). В период петровских реформ, когда активно осваивались международные связи, патриотизм рассматривался как особый тип общественного сознания, от сформированности которого зависело реальное положение России на международном уровне и стабильность внутри страны. В советский период истории в послевоенные годы и до начала перестроечных процессов в 80-е годы, патриотизм понимался и рассматривался как идеологическая позиция, лежащая в основе морального кодекса строителя коммунизма.

В современный период в научной литературе встречается неоднозначное отношение к самому понятию «патриотизм» и достаточно многогранная его трактовка. Однако во всех трактовках данного понятия присутствуют аспекты нравственной характеристики личности. Так, в ряде толковых словарей, патриотизм рассматривается, как нравственный принцип, нравственное чувство, нравственная норма; патриот — человек, переживающий глубокое чувство любви и уважения к истории и культуре своего Отечества, к достижениям народа. В толковом словаре В.А. Даля патриотизм характеризуется как «любовь к Отчизне». Быть патриотом — значит «любить Отечество, быть ревнителем о его благе» [78, c. 578]. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» говорит о патриотизме не только с позиции любви, но и с позиции «преданности своему Отечеству, народу» [213, c. 457]. В «Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре» дается следующее определение патриотизма: «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [208, c. 544]. «Российская педагогическая энциклопедия» представляет следующую трактовку данного понятия: «Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» [235, с. 110].

Пожалуй, наиболее конкретизировано и определенно нравственная позиция в отношении содержательного наполнения понятия «патриотизм» выражена в определении, которое дано в «Педагогическом энциклопедическом словаре»: «патриотизм — любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [215, с. 185].

Отношение к патриотизму как добродетели, духовно-нравственному чувству свойственно выдающимся отечественным мыслителям, философам, педагогам. Так, понятие «патриотизм», в определении Н.М. Карамзина, — это «любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [129, с. 6]. О патриотизме как добродетели говорил В.С. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма» [263, с. 35]. В.Г. Белинский, рассуждая о патриотизме, отмечал: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [20, с. 131]. По убеждению В.В. Розанова, «цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло» [234, с. 117]. В высказывании Д.С. Лихачева патриотизм — «это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа» [167, с. 281].

Все приведенные выше определения говорят о высоте и важности патриотического чувства, указывают на нравственную, духовную культуру человека. Обобщая данные высказывания, сформулируем собственную позицию. В рамках нашего исследования понятие «нравственность» первично к понятию «патриотизм», смысловая нагрузка сущности и значения понятия «нравственно-патриотическое» ложится на термин «нравственное». Более того, «патриотизм» как абсолютно нравственное чувство входит в категорию нравственности является частью нравственного в человеке (рис. 1).

                                                                                                                                 Рис. 1.

В соответствии с обозначенной позицией, обратимся к более развернутому анализу понятия «нравственность».

В самом первом словарном определении В.И. Даля, отсутствует понятие «нравственность», оно выступает как лексическое образование от слова нрав, в форме корня. «Нрав», в словаре В.И. Даля, — это «одно из основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух; ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму — рассудок, разум, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность и совершенство духа; разлад этих начал ведет к упадку» [78, с. 558]. Определение В.И. Даля в полной мере раскрывает сущность понятия «нравственность». В структуре этого понятия определены три компонента: когнитивно-смысловой («ум» — рассудок, разум, память), эмоционально-ценностный («сердце» — любовь, милосердие, сопереживание), регуляторно-волевой («воля» — нравственное поведение).

В словаре С.И. Ожегова мы видим, что «нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [213, с. 420]. По сравнению с определением В.И. Даля, это определение несколько редуцировано: значение нравственности раскрывается через внутренний потенциал человека. По С.И. Ожегову, нравственность — это, прежде всего, внутренние правила и нормы, переходящие в духовные качества человека. Близкая к данному определению трактовка понятия «нравственность» представлена в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова: «совокупность норм, определяющих поведение человека», «моральные свойства», «самое поведение человека» [280].

В словарях советского периода понятие нравственность полностью отождествляется с понятием «мораль». В философском словаре И.Т. Фролова дается определение морали как одной из форм общественного сознания — «социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни» [294, с. 292]. В «Словаре по этике» от 1983 года под редакцией И.С. Кона понятие «нравственность» синонимично понятию «мораль»: это есть «форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования человека» [256, с. 188]. Такой подход сохраняется и во многих современных словарях. Например, в кратком словаре, составленном И.В. Гребенниковым и Л.В. Ковинько, понятие «нравственность» выступает как синоним понятию «мораль».

В современных исследованиях намечается тенденция к смысловому разделению данных понятий по их мировоззренческой основе: нравственность связывается с концепцией духовности (в светском или религиозном значении), а мораль — с материалистической философской концепцией. Так, в исследовании Е.В. Чекиной подмечено, что традиция, связывавшая в русской философской мысли понятия «нравственность» и «духовность» с контекстом православной культуры, привела к сознательному вытеснению понятия «нравственное воспитание» из педагогической литературы советского периода вплоть до 50-х годов ХХ века. «В рассуждениях о нравственных категориях — добре, совести, милосердии, жалости, сострадании — долго виделся оттенок религиозного подхода. Понятие «нравственное воспитание» было надолго заменено иными обозначениями стоящей за ним педагогической реальности: «коммунистическое воспитание», «воспитание коммунистической морали», «воспитание в духе коммунизма» [308, с. 23].

Как самостоятельное понятие «нравственность» чаще всего рассматривается в контексте понятия «нравственное воспитание». Например, в Этимологическом словаре русского языка 2003 года под редакцией В.И. Семенова нравственность раскрывается в поведенческом аспекте — как «стремление, добродетель» [331]. В подробной словарной статье по данной проблематике указывается, что нравственность основывается на «долге, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородстве в отношении Родины, окружающих людей и самого себя» [244, с. 157].

Рассмотренный перечень словарных определений «нравственность» дает нам основание упорядочить и структурировать содержание словарных определений в соответствии с основными компонентами данного понятия. В выделении основных компонентов понятия «нравственность» мы опираемся на исследование К.В. Зелинского, Т.В. Черниковой, которые определяют следующие компоненты: когнитивно-смысловой (область знания), эмоционально-ценностный (область отношений), регуляторно-волевой (область поведения).

                                                                                                 Таблица 1


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!