Словарные определения понятия «нравственность»



Авторы-составители словарей Область знания (когнитивно-смысловой компонент) Область отношений (эмоционально-ценностный компонент) Область поведения (регуляторно-волевой компонент)
В.И. Даль Разум, рассудок, память Любовь, милосердие, страсти Воля
С.И. Ожегов Этические нормы Внутренние качества как результат интериоризированных этических норм Правила поведения
Д.Н. Ушаков Совокупность норм поведения, моральные свойства   Поведение
И.Т. Фролов Форма общественного сознания   Регулятор поведения
И.С. Кон Форма общественного сознания   Регулятор поведения
И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько   Качества личности: гуманность, справедливость, честь, благородство  
А.В. Семенов   Добродетель Стремление

 

Материалы, представленные в таблице 1, наглядно отражают недостаточную трактовку содержательного наполнения понятия «нравственность». В большинстве определений отсутствует один или два компонента. Наименее полно охарактеризовано содержательное наполнение эмоционально-ценностного компонента. Как мы видим, в большинстве словарных определений нравственность представляется как следование общепринятым правилам и нормам поведения, а регуляция поведения выступает как социальное требование в соответствии с заданными общественными нормами.

Все три компонента присутствуют лишь в определениях В.И. Даля и С.И. Ожегова, но, по мнению К.В. Зелинского, Т.В. Черниковой, приведенные определения не отражают всей полноты современной ситуации нравственного бытия [104, с. 124]. Мы полностью согласны с данной научной точкой зрения. Что касается варианта И.В. Гребенникова, Л.В. Ковинько, то возникает парадоксальный пробел в смысловой и поведенческой составляющей сфере нравственности. Авторы считают нравственным социально-ориентированное поведение, наполненное «справедливостью, честностью, благородством и гуманностью», но при этом не включают понятие «нравственность» в область когнитивно-смысловой сферы бытия человека.

В научной литературе последних лет происходит интенсивная содержательная разработка понятия «нравственность» как внутреннего регулятора поведения, область свободных ответственных поступков личности. При этом происходит осмысление неравнозначности понятий «нравственность» и «мораль» (С.К. Бондырева). Мораль трактуется как внешний регулятор социальной жизни, который согласуется с понятием закона и права и предъявляется индивиду в виде норм и правил поведения от имени социума [33]. По мнению современных исследователей, нравственность — более детальная и тонкая регуляция поведения, требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию [158]. Б.Т. Лихачев, указывает на особый вид нравственности — «конкретную нравственность» — как явления не только социального, но и психологического, связанного со всеми сферами человеческой организации: рациональной, потребностной, мотивационной, волевой, эмоциональной, нервно-психической, сексуальной. Данные сферы не определяют содержания нравственности, ее императивов и принципов, но индивидуально окрашивают нравственные проявления личности, влияют на характер протекания борьбы мотивов, способы осуществления нравственного решения» [165, с. 24].

Нравственные качества, определяя направленность всех отношений человека, являются основными, системообразующими компонентами в структуре личности человека, выступая как интегративные психологические образования, внутренне обусловливающие социальную сущность человека, его поведение и деятельность. По словам А.А. Ухтомского, нравственная сфера личности человека, отражая феномен личностной направленности человека на внутренний и внешний мир, является доминантой его поведения, отношений к себе и окружающему миру [286]. А.А. Корзинкин сравнивает нравственность с высокой позицией устроения человеческой природы, так как в поведении и при совершении поступков человек опирается на свои внутренние убеждения [146].

Таким образом, нравственность определяется как индивидуальное социально-психологическое образование, как качество личности, которое лежит в основе нравственно-ценностного выбора и саморегуляции поведения, определяет уровень социальной активности и зрелости человека, является внутренним законом деятельности, устойчивым в любых кризисных и экстремальных ситуациях. Если мораль — это совокупность норм и требований, устанавливаемых обществом для индивидов, внешние регулятивы, то нравственность — это совокупность глубоко внутренних требований, которые индивид предъявляет к себе сам. Главным вектором нравственности выступает совесть «духовное свойство» побуждающее человека делать добро и уклоняться от зла. Совесть, это критерий нравственной самооценки выражающий «ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей» [215, с. 265].

Обретение человеком собственного нравственного начала как внутреннего закона повседневного поведения и деятельности возможно на пути освоения личностью смысложизненных (духовных) ценностей. «Духовность» лежит в основании нравственности, «одухотворяет» нравственную сферу личности человека. По определению Т.И. Петраковой, духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. «До недавнего времени достаточно полно были исследованы социальные аспекты нравственности, интерес к ее метафизическим корням усилился в последние годы. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность — нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности» [219, с. 97].

Данная позиция, широко представленная в современных исследованиях, побуждает нас к анализу понятий «нравственность» и «духовность» в их сопряжении и неразрывной связи.

Большой вклад в разработку понятий «дух», «духовность» в соотнесенности с понятием «нравственность» внесли отечественные философы конца XIX — начала XX веков («мировая душа», по B.C. Соловьеву, «дух и реальность», по Н.А. Бердяеву, «духовное обновление», по И.А. Ильину, определение «человеческого в человеке», по В.И. Слободчикову). И.О. Лосский был убежден, что «духовность проявляется в стремлении к добру, истине, красоте», а это самые значимые нравственные категории. В его учении «духовно насыщенная» личность — это «существо, осознавшее абсолютные ценности и долженствование руководствоваться ими в своём поведении, откуда и идёт интенсивный духовный рост личности» [170, с. 234]. Духовность, по Н.А. Бердяеву, «означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека» [22, с. 84], «совокупность нравственных качеств и этических ценностей как синтез высших гуманистических качеств личности, реализуемый в единстве материального и духовного: чувств, помыслов, деяний» [22, с. 16].

В.С. Соловьев — один первых русских философов, кто рассматривал нравственность как категорию духовности. В своем определении нравственности В.С. Соловьев обращается ко всей широте отношения человека с миром, рассматривая пространство и окружение бытия человека как условие зарождения нравственных отношений, где происходит «должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою, обнимающее все области бытия» [Цит. по: 104, с. 51]. В.С. Соловьев полагал, что нравственное совершенствование синонимично личному достоинству: «действительное личное достоинство каждого, несомненно, выражается и воплощается в его отношениях к тому, что его окружает» [там же, с. 51].

Русский мыслитель и патриот И.А. Ильин утверждал, что человеку от природы свойственна способность реализовывать духовное: «И вот воспитатель (мать или отец) имеет великую и ответственную задачу пробудить детскую душу при первой возможности лучом Божественной благодати и красоты, любви и радости... Ласковый взор и голос матери уже начинает это дело» [115, с. 19]. Нравственность, по И.А. Ильину, духовна, и оба эти понятия рассматриваются как цельное явление. В бытийном взаимодействии индивида с окружающим его миром И.А. Ильин различал «духовный ранг жизненных содержаний», представляя процесс его изменений в возрастающей по значимости этапов последовательности: «почувствовать сердцем» — «сосредоточиться созерцанием» — «зажить им как драгоценным и самым главным» [Цит. по: 104, с. 52]. В этом личностном нравственном самосовершенствовании главным ориентиром выступает духовный ориентир: «Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое «самое главное», и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке…» [114, с. 234]. Результатом нравственного воспитания русский философ называет «духовное пробуждение» стремление к норме, идеалу, эталону, «вечному Божественному началу».

Несомненный вклад в изучение проблемы нравственности как категории духовности внес П.Ф. Каптерев. В отличие от других ученых, П.Ф. Каптерев не сводил духовность человека почти исключительно к религиозной сфере, а видел ее гораздо шире. Не отвергая религиозного понимания духовности, П.Ф. Каптерев ясно видел главную ее суть в интеллектуальном развитии личности, а также в тесной связи нравственности и ума. Так, П.Ф. Каптерев указывал на изначально присущую личности определенную связь между умственной и нравственной сферами, составляющими мир ее духовности.

Идеи русских философов о ментальной нераздельности «духовности» и «нравственности» в человеке, нашли свое воплощение в трудах ученых-педагогов русского зарубежья ХХ века С.И. Гессена, А.В. Ельчанинова, В.В. Зеньковского, С.И. Карцевского, С.С. Куломзиной, Н.Е. Пестова. В частности, идеи В.С. Соловьева и И.А. Ильина развивал В.В. Зеньковский, который видел процесс нравственного развития в соединении духовного и эмпирического опыта человека, развитии души и тела в слитной и нераздельной связи с духом. По мнению ученого, духовное начало пронизывает всего человека, духовность есть «живая сердцевина» жизни человека, определяющая логику и ритм его духовного развития. При этом «развитие начала личности, развитие духовных ее сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции» происходит с самого раннего детства. В учении В.В. Зеньковского человек наделен целостным духовно-душевно-телесным сознанием, которое взращивается, питается, преобразовывается, возделывается на основе духовного (религиозного, в понимании В.В. Зеньковского) ориентира в процессе всей жизни. Эти идеи ученый теоретически обосновывает в концепции воспитания целостного человека [107, с. 105].

История отечественной и зарубежной педагогики свидетельствует, о том, что не существовало ни одной педагогической системы, которая бы не испытывала на себе влияния мировоззренческих и педагогических идей христианства. В контексте идей христианского учения развертывали свои педагогические концепции педагоги-ученые Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Гербарт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский и др. Православная культура сыграла решающую роль в интеллектуальном, духовном и культурном развитии российского общества. Это определило и сферу отечественной педагогики как сферу духовного, как «высшую форму человеческого мышления», которая, по словам Ш.А. Амонашвили, «имеет универсальный, многогранный, интегрированный характер» [9, с. 185].

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования приводит нас к выводу, что в традиции российской философской и психолого-педагогической науки проблема патриотического воспитания и развития личности всегда рассматривалась в неразрывной связи с проблемой совершенствования всей духовно-нравственной сферы личности, в контексте с базовыми национальными ценностями и традиционными христианскими представлениями о человеке, семье, окружающем мире. Анализ понятий «патриотизм» — «нравственность» — «духовность» выявил их теснейшую мировоззренческую взаимосвязь. В традициях отечественной культуры и в русском сознании эти понятия мыслились в совокупности, в нераздельной связи, осознавались как ценностно-смысловая основа русского менталитета и мироощущения.

На эмпирическом уровне это подтверждается широким использованием в педагогической практике понятия «нравственно-патриотическое воспитание личности». На законодательном уровне неразрывная связь понятий «духовное», «нравственное» и «патриотическое» зафиксирована в определении данных понятий, сформулированных в государственных документах. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал: «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [79, с. 11]. В данной формулировке духовно-нравственные и патриотические ценности предстают в единстве, как взаимодополняющие и взаимообуславливающие друг друга.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года» стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, является звеном системы духовно-нравственных ценностей России, сложившейся в процессе культурно-исторического развития, и находится на ряду, с такими ценностями как, человеколюбие, честь, совесть, воля, вера в добро. Формирование высокого уровня духовно-нравственного развития и чувства причастности к историко-культурной общности народа и судьбе России, является одной из главных задач современного образования.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотическое воспитание представлено как системная и целенаправленная деятельность всех субъектов образования по формированию высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству. Целью патриотического воспитания является «укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью» [74]. В контексте данного документа «патриотизм» представлен как осознанное нравственное переживание, нравственное чувство. В данном документе указываются пути нравственного и патриотического развития и воспитания подрастающего поколения, актуализируется значимость «повышения в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, гражданского общества, что является стратегической задачей нашего государства» [74]. Проявления патриотизма видятся в поступках человека, патриотизм всегда конкретен и безусловен. Зарождаясь из любви к своей семье, к родным и близким, к «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через множество этапов на пути к своей зрелости, возвышаются до патриотического самосознания, до осознанной, действенной любви к своему Отечеству.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» содержание патриотического воспитания представляется основой общего процесса нравственного становления и развития личности. Понятие «патриотизм» в данном документе трактуется следующим образом: «сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества». Патриотизм представляется основой нравственного поведения граждан в окружающем социуме. Нравственно-патриотическое воспитание и развитие личности мыслится как «целенаправленный и систематический процесс в деятельности государства, общественных организаций, социальных мероприятий, формирующий у подрастающего поколения высокий уровень к готовности выполнению гражданского долга перед отечеством, исполнению конституционных обязанностей, чувству верности Родине» [145]. В задачи нравственно-патриотического воспитания и развития подрастающего поколения входят: развитие в обществе духовности, гражданской идентификации, ответственности, стремление к социальной активности, дальнейшему проявлению нравственных качеств, становление и укрепление государства, обеспечение процесса устойчивого развития Отечества, служение его интересам. «Фундаментом патриотического воспитания является идея служения Родине, что неразрывно связано с гражданским участием каждого в деле экономического, политического, социального, духовно-нравственного возрождения страны» [145].

В документе подчеркивается, что наиболее восприимчивыми к нравственно-патриотическому воспитанию являются дети. Именно в дошкольном и школьном возрасте формируются духовные ценности, усвоенная в детстве информация отличается хорошей психической устойчивостью. Поэтому дошкольным и школьным образовательным организациям отводится особая роль в развитии у детей нравственно-патриотических качеств: гражданской идентичности, сознательности, ответственности за свои поступки, целеустремленности в достижении результата, национальной гордости и достоинства. Концепция является основой для построения программ воспитания, разработки структуры и содержания методического материала, форм, методов, приемов и средств преподнесения информации, системы требований и педагогических условий реализации поставленных задач.

Для нашего исследования важно, что задачи нравственного и патриотического воспитания детей рассматриваются в данном документе в единстве на уровнях формирования личностной культуры (свобода воли, способность делать осознанный выбор духовно-нравственных ценностей, целеустремленность в достижении результата, способность нести ответственность за свои поступки), семейной культуры (отношение к семье как основе общества), социальной культуры (ознакомление с этническими и культурно-историческими ценностями своего народа, уважение к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России, культура межэтнического общения, пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество).

Подытоживая сказанное, сделаем следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме исследования выявил, что в традиции российской философской и психолого-педагогической науки патриотическое воспитание мыслится как процесс, находящийся в неразрывной связи с нравственным становлением личности. Нравственные характеристики в отношении содержательного наполнения понятия «патриотизм» отражены в словарных определениях («Толковый словарь» В.А. Даля, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь», «Российская педагогическая энциклопедия», «Педагогический энциклопедический словарь» и др.). Отношение к патриотизму как к добродетели, нравственному чувству, соотнесенному со смысложизненными (духовными) ценностями, свойственно выдающимся отечественным мыслителям, философам (Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, И.А. Ильин, Н.М. Карамзин, Д.С. Лихачев, И.О. Лосский, В.С. Соловьев, В.В. Розанов и др.), педагогам (Ш.А. Амонашвили, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и др.). На законодательном уровне неразрывная связь понятий «нравственное» и «патриотическое» развитие и воспитание зафиксировано в определениях данных понятий, сформулированных в государственных документах («Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»).

Разделяя данные позиции, в своей работе мы опираемся на традиционную для отечественной философской и педагогической мысли трактовку понятия «патриотизм» как сущностную характеристику духовно-нравственной сферы личности, которая определяет уровень ее гражданской идентичности, социальной активности и зрелости, лежит в основе нравственного выбора, саморегуляции поведения и поступков, является устойчивым внутренним законом деятельности.

Структура патриотизма в системе нравственных качеств личности включает следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории своей страны, духовных и культурных традициях и достижениях ее многонационального народа; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине, уважением к своему народу, стремлением принимать судьбу отечества как свою личную; регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Опираясь на материалы «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», мы рассматриваем задачи нравственного и патриотического воспитания в единстве на уровнях формирования личностной культуры (свобода воли, способность делать осознанный выбор духовно-нравственных ценностей, целеустремленности в достижении результата, способности нести ответственность за свои поступки), семейной культуры (отношение к семье как основе общества), социальной культуры (гражданская идентичность, ознакомление с этническими и культурно-историческими ценностями своего народа, уважение к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России, культура межэтнического общения, пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество).

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!