Главное угощение ломовской «особки» - пирог «Курник»



                                           

Шошина Ольга Семеновна                           Зарубина  (Савинова) Надежда Семеновна

            1923 г.р. с.Ломовка, ул.Дорожная, д.39                         1935 г.р. с.Ломовка, ул 1-Набережная, д.18

 

              

              Шошина О.С. показывает, как готовили      Пирог «Курник» приготовленный

                     пирог «Курник» в с. Ломовка                                 Зарубиной Н.С.

Записано со слов Зарубиной Надежды Семеновны, 1935 г.р.

(проживающей в с.Ломовка, ул.1-Набережная, д. 18, Белорецкого района, Республики Башкортостан)

 

«Когда я была молодая, мы всегда справляли Кузьмин и Михайлов дни. Платили гармонисту деньги, он играет, а мы пируем. В особках сидели. С парнями ночевали. У каждой девушки был свой кавалкр.. В особке настелим и спали. В особках занимались делом, кто прял, кто вязал. И пели песни. Парни придут и смотрят, как мы работаем, приглядывая себе девушку поработящей и повеселее. Ссыпались в особках по 10 человек. Парни с гармонью придут, а мы на лавку встанем и вот поем. С собой в особку все свое приносили. Я с отруба дрова носила .Накладу их в мешок и в гору несу . Дрова носили все по очереди. На Кузьму или Михайлов день я сама или мама испечет пирог «Курник» и я его несу в особку. Сейчас такого нет. Отошло все. К Кузьмину дню прибирали птицу, а к Михайлову дню все старались заколоть крупнорогатую скотину».   

Дата: 17 февраля 2009 года               С моих слов записано «верно»: _________ Зарубина Н.С.

Записано Шошиной Кристиной, ученицей 6 «А» класса МОБУ СОШ с. Ломовка.

 

 

Видеозапись приготовления пирога смотри  в электр.  варианте на диске, приложенном к работе.                                                                        

Записано со слов Шошиной Ольги Семеновны,  1923 г.р.

 (проживающей в с.Ломовка, ул Дорожная, д. 39,  Белорецкого района, Республики Башкортостан, )

 

   «Родилась в селе Ломовка , в 1923 году, в рабочей семье. Отец – Шошин Семен Филиппович, работал на Белорецком металлургическом заводе, мать- Прасковья Гавриловна была домохозяйкой. Детей в семье было четверо: Николай, Ольга, Надежда, Петр. Жили по улице Люксембург, когда в 1927 году был сильный пожар в Ломовке, наш дом сгорел тоже и мы переехали в Белорецк на Егоровы печи. Егоровы печи были, где большая гавань. От Тирляна плыли дрова, их скидывали в реку Белая, потом на плотах привозили в гавань, там в печах дрова жгли на угли, а уголь использовали на заводе. Бывало, люди на плотах спускаются, поют, гармонь играет. Под Белорецком на Егоровых печах работали в основном раскулаченные люди. Потом снова переехали в Ломовку.

Когда была молодая, работала в артели. Отработаю смену и иду в особку на ссыпку.  Ну как сказать, особкой называли дом, в котором жила либо вдова, либо одинокая женщина. Изба эта была, особая или особенная. Все стремились в нее попасть и девушки, и парни.  У нее и Кузьму и Михайлов день справляли. Конечно по ее желанию и за небольшую плату. Не каждая хозяйка разрешала в своей избе ссыпаться. Ну а, ссыпаться, значит собраться вместе. Так как уже зима была, то каждый нес с собой кто дрова, кто что. Я носила керосиновую лампу «Молния». Ею освящали избу. В особках не просто веселились, а занимались еще и каким-то делом, кто с прялкой, кто с вязелькой, сидели и занимались делами. Парни ходили из одной особки в другую. Так сказать мимоходом, выбирали себе девушку. Парни придут в нашу «особку», пошутят: И огонь светлый, и девки хорошие», посидят и уйдут. Девушки тоже разговаривали, шутили, пели песни  за делом. Особок в Ломовке было много. Так и проводили время. Парни могли остаться в особке переночевать с девушкой. Ложились спать вместе с кавалером. Все было хорошо, Плохое в уме никто не держал.  На Кузьму и Михайлов день ссыпались, собирались, значит, это были большие праздники, пекли пироги «Курники». «Курник» считался в Ломовке главным пирогом на праздничном столе, потом его стали печь не только на Кузьму и Михайлов день, а на другие праздники. Бывало, праздники справляли и старинные, и современные, например – 7 ноября День Октябрьской революции. Пекли «Курник» не всегда с курицей, а чаще с мясом.

 К Михайлову дню ставили скотину.   Коровы уже  не доились –отдыхали, отдыхали и хозяйки. К этому дню старались заколоть скотину в зиму на мясо, потому что наступали первые заморозки. Праздников Кузьмина и Михайлова дня люди ждали. Готовились к ним: всё мыли (потолки, стены, окна), сменяли шторы, сами наряжались, что бы торжественно встретить праздник. Бывало Николу – праздник, справляли в городе. А Михайлов день у нас в Ломовке. Из города ездили к нам праздновать. Престольный это праздник, главный значит. В нашу Ломовскую церковь приезжали много народу с разных краев. Всегда на праздник ходили в церковь. На Пасху ходили с иконами вокруг церкви и пели «Христос Воскресе». На 9 пятницу после православного праздника Пасхи забирали иконы из церкви и ходили на родник, батюшка освещал воду».

Раньше делали все строго и духовно. Дела все делали легко без принуждения. Не было тяжести, что не охота ничего делать. Работали хорошо, дружно, пили вино только по праздникам.»

Дата: 23 января 2009 года                           С моих слов записано «верно» ______ Шошина О.С

Записано Шошиной Кристиной , ученицей 6 «А» класса, МОБУ СОШ с.Ломовка

 

Приложение № 5

Народные ремесла


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!