История  первых осенне-зимних праздников



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МОБУ СОШ СЕЛА ЛОМОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Исследовательская работа        

«Первые   

Осенние праздники

В  селе Ломовка»

                         Автор: Коткина Виолетта Максимовна, учащаяся 10 класса

                                                                            Шошина Кристина Павловна, выпускница-2011г

                                                                             МОБУ СОШ с. Ломовка Белорецкого района РБ

 

                                                                

                                                               Научный руководитель:                                             

                                                               Власова Лариса Федоровна, учитель

                                                      «Истории и культуры Башкортостана», высшей категории

                                                               «Основ духовно-нравственной культуры народов России»

                                                               МОБУ СОШ с. Ломовка Белорецкого района РБ

 

с.Ломовка - 2020 год

 

Содержание

 

                                                                                                                         

страницы

I. Введение………………………………………………………………………… 2-3

II. Основная часть

1. История первых осенне-зимних праздников………………………. 4-7

2. Празднования Кузьмина дня и Михайлова дня в селе Ломовка..… 7-10

3. Осенне-зимние праздники в русских селах Белорецкого района и  других народов ……………………………………………………. 10-12

4. Народные праздники и традиции в селе Ломовка – сегодня….….. 12-13

 III. Заключение ………………………………………………………………… 14-15

IV. Списки источников ……………………………………………………….. 16

V. Словарь терминов   ………………………………………………………… 17

VI. Словарь лексиконов ……………………………………………………… 17

VII. Приложение ……………………………………………………………. 18-42  

 

Введение

   Интерес к изучению народных традиций родного села Ломовка появился у меня в прошлом году, во время сбора фольклорно-этнографического материала у жителей села. Односельчане с таким оживлением рассказывали о своей молодости, о посиделках, о встрече первых  осенне-зимних праздников Кузьмин и Михайлов дни, что  это не могло не вызвать у меня интереса подробнее узнать об этих праздниках,  о народных традициях, связанных с ними.

 Мое старинное русское село Ломовка, издавна, славится своими народными традициями, обычаями, умельцами. До сих пор приезжают в село научно- этнографические экспедиции из г. Магнитогорска и г. Уфы, чтобы записать  старинные обычаи, обряды, песни, стихи, заговоры, сохранившиеся в селе. В моей школе уже несколько лет работает историко-краеведческий музей, в котором собран большой материал по истории и жизни моего села. Особенно интересна экспозиция «Народные традиции», в которой выставлены материалы по народным умельцам, ремеслам, подворью, народным праздникам. Мне захотелось дополнить материалы музея, внеся свою лепту в сохранение культурного богатства жителей моего родного села.

Более подробное изучение и исследование осенне-зимних народных праздников помогут мне объяснить мое предположение об их происхождении, о связи их с календарными праздниками, приуроченными к временам года. Помогут  определить значимость этих праздников для людей, подтвердить, действительно ли у русского и башкирского народов заготовка мяса птицы и крупнорогатого скота связаны с наступлением первых заморозков.    

 В связи с поставленной цельюработы, сразу стало ясно, что предстоит решить много задач. В первую очередь необходимо было найти и прочитать научную литературу об этих праздниках. Во-вторых, поработать в школьном музее, встретиться со старейшими людьми села, которые знают и поддерживают народные традиции, соблюдаемые в эти дни. Записать их рассказы и воспоминания на цифровой фотоаппарат, сделать видео и фотоматериалы. Посетить церковь в Ломовке или в г.Белорецке, пообщаться с их настоятелями. Узнать, как праздновали эти дни в других русских селах Белорецкого района, по возможности побывать в них. Сравнить проведение первых осенне-зимних праздников русского народа с осенне-зимними праздниками и обычаями башкирского народа.

Выполняя работу, я просмотрела много литературы по данной теме, которая имеется в библиотеках села и г. Белорецка и с.Ломовка, проработала компьютерный вариант «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Также просмотрела и изучила исследовательскую работу Шошиной Кристины «Когда начинаются осенние праздники в моем селе», в которой она встретилась с руководителем школьного музея Масленникова Т.А., которая помогла  ознакомиться с документами основания села Ломовка. Большой заряд положительных эмоций получила от встреч с жителями села Ломовка, от поездки и общения с жительницами села Каги.  Неизгладимое впечатление осталось от посещения Свято-Троицкой церкви в г. Белорецке и беседы с иереем Виталием Новокрещенным. Много нового о башкирских осенне-зимних праздниках и обрядах рассказали мне ведущий библиотекарь модельной библиотеки «Родники» в с.Ломовка Чекалкиной А.Г.. Сделала ряд интересных фото и видеоматериалов, отражающих историю села. Записала на аудиофайлы голоса жителей села, исполняющих старинные народные русские песни и частушки. Погостила в Центре русской культуры «Родники» в мини-музее «Русская изба», записала у бабушек на видео их рассказы о молодых годах жизни, чтобы сохранить в сельском архиве. Интересно было изучить и сохранить эти рассказы для себя, для школьного музея, для истории села. Считаю, что сохранение культурного наследия жителей моего родного села Ломовка, является важным и необходимым делом.

 

История  первых осенне-зимних праздников

  Мое исследование связано с праздниками. Работу  я начала с изучения самого слова «праздник».В словаре С.И. Ожегова я нашла определение этого слова. Слово это многозначно, но для моего исследования подходит как «день, особо отмечаемый обычаем или церковью, день радости торжества по поводу чего-нибудь» 1.

  Изучив  различную литературу о традициях русского народа, я поняла, что, большое место в  его жизни занимали народные праздники. Они являются специфическим видом культуры, и многие из них уходят своими корнями вглубь веков. Большинство народных праздников и обрядов носили земледельческий характер, это были календарные праздники. Они давали крестьянину ощущение полного слияния с природой.

С принятием Русью христианства, появились  особые праздничные дни, посвященные святым, чудотворным иконам, событиям священной истории. Многие из них совпадали с древнеславянскими календарными праздниками. В эти дни устраивались большие  празднества.  Вот что это за праздники и как их праздновали, мне стало интересно   исследовать подробнее.

Рассмотреть эту тему я решила на примере своего родного старинного русского села Ломовка. Очень интересно  узнать, как образовалось   мое село, что за люди проживают рядом и, конечно же, ответить на вопрос: «Какие старинные праздники любили праздновать в моем  селе и почему?».

  Чтобы изучить материалы об образовании села Ломовка, я отправилась в школьный музей. По истории села в нашем  школьном музее собрано много материалов и все они выставлены в экспозиции «Из истории родного села». Руководитель школьного музея Татьяна Александровна Масленникова внимательно меня выслушала и предоставила материалы. Из подлинных  материалов В.Бондарева, которые он прислал из Куртамышского краеведческого музея им. Н.Д.Томина в 1965году и выписки из архивных материалов «Переселение ломовских крестьян», присланной в школу в 1971 году из Уфы Гореловым И.Ф., я узнала много интересного об образовании своего села.   Годом основания села  считается   1772 год. В этот год «порутчица Д.И.Пашкова переселила 287 душ крестьян из нескольких деревень Унжинского воеводства Приволжской губернии в Оренбургскую губернию на купленные ею земли на реке Белой, в предписанную деревню Ломовку». См. приложение  № 1. «Основной род занятий жителей был исключительно ломовой извоз, они поставляли на Белорецкий  железоделательный завод сырье, материалы»2. По мнению местных краеведов и название Ломовка село получило из-за рода деятельности его жителей. Жители Ломовки были глубоко верующими в Бога Иисуса Христа и поэтому чтили и соблюдали все православные традиции и праздники. См. приложение № 3 .  Особенно был почитаем праздник Михаила – Архангела, т.к. в селе находится Михаило - Архангельская церковь. Как вспоминает жительница села Шошина О.С., это был престольный праздник – значит главный. На празднование дня святого Михаила Архангела верующие со всей округи шли в Ломовку в церковь, а на праздник день Святого Николая Угодника все ходили в город Белорецк, в Свято – Троицкую церковь.  

 

1  С.И. Ожегов.  Словарь русского языка, Москва, «Русский язык, 1987 с.

      Изучая историю своего села, я узнала, что мои односельчане  любили встречать первые осенне-зимние праздники: 14 ноября - Кузьмин день   и 21 ноября - Михайлов день.  Жители села занимались земледелием, держали в каждом дворе много скотины. При встрече, старейший учитель школы, Ларина Надежда Федоровна рассказала, что, «раньше в Ломовке в каждом доме держали корову ( и не одну,) лошадь, 6-10 голов овец, до 20-30 голов разной птицы.» См. приложение № 6.  И конечно же, поздней осенью, с наступлением первых морозов все стремились прибрать живность, сделать соответствующие запасы на зиму и весело отдохнуть. Как рассказала Шошина О.С., что праздники Кузьмин и Михайлов дни люди ждали, готовились к ним: все мыли (потолки, стены, окна), сменяли шторы, сами наряжались, чтобы торжественно встретить праздник.   А Добрынина Е.П. рассказала, что к этому дню старались заколоть скотину в зиму на мясо. К Михайлову дню скотина была уже в запуске. Коровы не доились - отдыхали, отдыхали и хозяйки. См. приложение № 2 .

 А кто же они - эти святые люди, в честь которых весь народ собирается на праздник и отдает им дань памяти?  Подробнее об этом я расспросила батюшку в Белорецкой Свято-Троицкой церкви иерея Виталия Новокрещенова. Он мне и поведал об этих святых. От батюшки я узнала, что «со времен Киевской Руси возникает понятие «Святая Русь», которая обычно связывают со святыми, пролагавшими духовные пути для народа, открывавшими ему Небо. В «Святцы» записаны несколько сотен имен христиан, причисленных Церковью к лику святых. Но при этом народ хотел не столько личной святости, но преклонения и благоговения перед нею, почитание святых». Батюшка показал мне церковную книгу «Жития Святых»,  в которой  и описаны жизни людей причисленный к лику Святых. См. приложение № 3.

 Также от батюшки я узнала, что «Михаила Архангела называют Воеводой. Считается, что он возглавил армию ангелов против сатаны. За это народ его считает защитником и почитает как святого. А вот что касается Кузьмы и Демьяна, то батюшка мне пояснил: «С точки зрения церкви правильно этих святых называют Косма и Дамиан, два брата. Они были врачами. Родились от отца язычника и матери Благочестивой христианки. К святым были причислены за их милосердные поступки и помощь больным и немощным людям». См. приложение № 3.

Батюшка разрешил посмотреть книгу «Жития Святых» и показал икону Михаила Архангела. См. приложение № 3 .  Я поблагодарила его за интересный рассказ. Встреча с батюшкой, посещение церкви оставила во мне неизгладимое впечатление от увиденного и услышанного. 

  Теперь мне стало совершенно ясно, откуда появились эти праздники в моем селе и почему народ их любит и празднует. Думаю, может от того, что святые Косма и Дамиан помогали больным и немощным народ, подражая святым, стал помогать друг другу в работе, может отсюда и идут различные помочи. Эту тему я рассмотрю  подробнее в дальнейшем.

  И все же, как связаны простые православные люди и святые? Ответ на этот вопрос я нашла в книге Д. И. Латышиной  «Традиции воспитания детей у русского народа».

 

 2 А.Ткачев «Белорецк - страницы истории», г. Белорецк, 2007 г.

 

Автор поясняет, что «к святым у крестьянина установилось отношение как к разумным существам, способным помочь им за их почитание. Святых наделяли определенными «обязанностями»: заботиться о хозяйстве, здоровье людей, помогать сельскохозяйственной работе. Их можно было отблагодарить, но также и попенять им, пристыдить. Святые и чудотворцы были переведены народным сознанием на крестьянское положение».3 

В народе старался жить проще и поэтому название праздников в честь святых Космы и Дамиана,  14 ноября называют просто: Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Конечно же, с этим праздником народ связывает определенные события в природе, которые выражаются в пословицах и поговорках, с некоторыми меня познакомила Ларина Н.Ф. Приложение № 6 .

   А вот 21 ноября - Михайлов день  описывается в литературе, как наступление короткосрочных Михайловских оттепелей. Михайловские грязи. Народ и здесь проявляет свое красноречие. Говорили: « С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет», «День Михаила - с полумостом», но оттепели случались не каждый год, и тогда: «Со дня Михаила Архангела зима морозы кует», « Михайло мосты мостит», «Если Михайло Демьянов мост порушит – не жди его до зимнего Николы», «Коли на Михайлов день иней – жди больших снегов, а коли день зачнется с туманом – ростепели быть», 4

     В дни празднования святых сложились определенные народные   традиции, например на Кузьмин и Демьянов день,  в селе ходили в церковь, носили кур, пекли пироги «курники», собирались «ссыпались» на посиделки. Да к этому дню наступали первые морозы, и крестьяне стремились убрать в хозяйстве мелких животных -  птицу. Поэтому Кузьму и называют в народе – куриный бог. В честь праздника пекли первые сытные пироги с куриным мясом. Думаю отсюда и пошло название пирога «курник». И впоследствии, все сытные пироги, даже мясные, стали называть в народе «курниками».

   Эти праздники были сытными пиршествами с песнями, танцами, шутками, потому, что уборка урожая закончена, хлеба пока еще много, скотина поставлена на зимний корм, наступало время отдыха.

   Также эти праздники слыли, как девичьи праздники. Девушки устраивали ссыпку (складчину) снимали помещение – дом или избу у какой - нибудь одинокой женщине, платили ей за это, и приглашали туда парней. Девушки приносили с собой рукоделье, что показать парням свое мастерство. В избе молодежь не ограничивалась угощением. Непременно звучали песни, разыгрывались поцелуйные игры.  Если девушка понравится парню, он мог остаться в этой избе с ней и ночевать, это не осуждалось окружающими,  но при этом была исключена интимная  близость. Девушка блюла свою честь, если же она оказывалась обесчещенной или оставалась с внебрачным ребенком, ее сторонились и осуждали. Поэтому самые дерзкие шутки парней находили отпор у девушек, заставляя их помнить о своем поведении. Но при

 

3 Д. И. Латышина «Традиции воспитания детей у русского народа». М.: Школьная Пресса,2004

этом ухаживания за девушкой были открытыми. Парни ходили по избам и выбирали

себе будущую невесту. После таких посиделок образовывались пары и игрались свадьбы.

    Да, праздники эти были интересные, веселые, а для молодежи так особенно. Конечно же, мне стало очень интересно узнать, а как же справлялись эти праздники в моем селе.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!