Народное ремесло «Обработка шерсти»



                                                  

Ларина Надежда Федоровна

1937 г.р., с Ломовка, ул.Пролетарская, д.9.

 

  

                                                       Историко-краеведческий музей школы с. Ломовка.

                                           Экспозиция «Народные традиции», «Народные ремесла».                    

                                                                  Обработка шерсти в Ломовке.

Записано со слов Лариной Надежды Федоровны, 1937 г.р.

(проживающей в с Ломовка, ул. Пролетарская, д. 9, Белорецкого района, Республики Башкортостан)

 

«В Ломовке издавна занимались скотоводством, выращиванием картофеля, льна, конопли. Выращивание льна и обработка конопли ушло в былое. Но вот осталось, думаю, навсегда мастерство вязания носков, варежек, теплых вещей из шерстяных ниток. Раньше в Ломовке в каждом дворе держали корову, а то и не одну две, лошадь и обязательно овец. Отарами овец не держали, достаточно было 5-6 голов, до 20-30 голов разной птицы. Так как овца – это неприхотливое животное, то она могла легко прокормиться рядом с коровой и лошадью. Издавна считали (а так оно и есть), что без овцы, (вернее без овечьей шерсти) , не пережить суровые уральские зимы.

  Чтобы получить овечью шерсть необходимо ее с овцы остричь. Для этого использовали и сейчас используют специальные ножницы для стрижки овец. Остригали овец два раза в году: осенью и весной. Осенняя стрижка проходила в конце августа начале сентября, так как нужно было, чтобы овечки успели «ОБАЛЯТЬСЯ», то есть обрасти шерстью до наступления морозов. Осенняя шерсть легко скатывалась в кошму, поэтому из осенней шерсти катали валенки. В Ломовке жил знаменитый пимокат Сентябов Федот Потапович. Вся Ломовка ходила к нему катать валенки.

   А вот в конце апреля начале мая стриглась шерсть весенняя. В Ломовке она называется «ВЕШНИГА». С молодых ягнят шерсть особенно ценится. И название у неё красивое «ПОЯРОК» Она очень мягкая, хорошо пушится, поэтому хозяйки стремились из неё связать вещи для маленьких ребятишек.

  Остриженную шерсть сначала сортируют, отбирая более длинные волокна для прядения. Отобранную шерсть необходимо сначала очистить от мусора, перебрав ее руками, то есть шерсть надо растеребить, выбрав из шерсти наиболее крупный мусор, потом ее необходимо расчесать. Расчесывали шерсть по-разному. Более мягкую, «ПОЯРОК», чесали с помощью гребней. Она была не сильно «свалена», то есть, не скатана и поэтому легко чесалась. Хозяйки чесали шерсть так как им было удобно, кто на большом гребне, а кто ручным гребнем.  Шерсть со старых овец и осеннюю шерсть чесали с помощью чесалок с металлическими крючками. Они появились позже. На одну пластину чесалку накладывали немного шерсти и другой расчесывали. Расчесанную шерсть сворачивали в аккуратные кудели и привязывали к лопасти прялки, для того чтобы из шерсти получить нити. Опытная пряха может привязать кудель и к березе на покосе, и к спинке стула, и к кровати, куда ей будет удобно. Но обычно, хозяйки пряли пряжу на прялке с помощью веретена. В каждой ломовской избе обязательно должна была быть прялка. В старину девушка получала прялку, ещё будучи, невестой, от своего жениха как знак общей нити судьбы. Так как из шерсти делали жизненно важные предметы и вещи, то прялки в доме особо оберегали.

       Долгими зимними вечерами собирались  в Ломовке девушки в избах «особках»,  да рукодельничали.  Вещи получались нарядные, теплые, удобные. В Ломовке это народное ремесло обработки шерсти сохранилось и думаю, что сохранится на века, потому что мастерство прядения и вязания передается из поколения в поколения. Ты, Кристина, наверное, тоже умеешь прясть, прабабушка Лена научила, поди?

     Я всю жизнь более 40 лет проработала в Ломовской школе, преподавала русский язык и литературу, сейчас по состоянию здоровья не работаю. Но вот могу тебе назвать несколько пословиц про Кузьму и Михайлу.

 - Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.

 - Кузьминки-курьи именины, девичий праздник.

 - На Кузьму-Демьяна курицу на стол.

  Устанавливается первый непрочный зимний путь.

- Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье.

- Закует Кузьма –Демьян , до весны не расковать.

- Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются.

- Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна.

- Кузьма закует, а Михайло раскует.

« С Михайла скот загоняют на зимний корм».

   Да, праздники  Кузьмин и Михайлов дни в Ломовке были любимыми, праздновали весело . Хорошо, что ты этим занимаешься. Ломовка богатое село народными умельцами. Надо сохранять.».

 

Дата: 12 ноября 2007 года.   С моих слов записано «верно» ________ Ларина Н.Ф.

Записали учащиеся 5 «А» класса, МОБУ СОШ с.Ломовка, Шошина Кристина и Костенкова Марина.

 

Приложение № 7

                             Песни в ломовских «особках». Ломовские  песельницы

 

                                         

 

  Кожина Ольга Николаевна                                                    Климина Надежда Михайловна

1938 г.р. с.Ломовка, ул. Масленникова д.92                                  1941 г.р., с.Ломовка, ул. Масленникова д.67.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 513; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!