Народные  праздники и традиции в селе Ломовка – сегодня



                                                                           Чем дальше в будущее выходим,

                                                                           Тем больше прошлым дорожим,

                                                                           И в старом красоту находим.

                                                                           Хоть новому принадлежим.

                                                                                                            Вадим Шафнер.

  У каждого народа есть множество традиций и обычаев. Также в каждом селе есть свои традиционные народные праздники, которые народ любит, помнит и сохраняет.

   Конечно, празднование осенне-зимних праздников в той степени, как их праздновали раньше постепенно уходит в прошлое, но все же в моем селе люди стараются сохранить самобытность села, записать и возродить некоторые народные обычаи, обряды, праздники..

  Хочу отметить, что большое значение по сохранению истории села имеет созданный в школе историко-краеведческий музей. См.приложение № 14. Хранительница всех старинных экспонатов музея, Масленникова Татьяна Александровна, старается приобщить всех детей школы к народной культуре,

 

5 Л.Х.Самситова. Реалии башкирской жизни. Уфа, «Китап», 1999 с. 28.

 

6  Р.Г. Давлетбаева. Лингво-культурологический словарь. Уфа., 2003 с.17

традициям родного села. Ребята с большим интересом изучают историю родного края, его культуру, собирают новые интересные материалы о жизни села в прошлом. Школьный музей стал своего рода визитной карточкой школы. Мы с удовольствием показываем его гостям, жителям, ходим в него на экскурсии, проводим в нем уроки по культуре Башкортостана. Выездные выставки музея ежегодно представляют русский быт села на межрайонном весеннем празднике «Сабантуй». Также экспонаты музея всегда являются замечательным украшением в оформлении любого школьного фольклорно-этнографического праздника.

   «Сохраним традиции родного  народа!» - под таким девизом работает детское фольклорно-этнографическое объединение, участником которого я тоже являюсь. За десять лет его существования ребята вместе с руководителем Власовой Ларисой Федоровной собрали и записали у жителей много интересного материала по истории, народному творчеству, фольклору. См. приложение №14.

  Для сохранения, возрождения и развития народного творчества и традиций села в школе ежегодно проводится детский фольклорно-этнографический праздник «Русской народной песни».  В этом году праздник проходил  8-ой раз. Праздник проводится в форме осенних посиделок в «особке», с песнями, конкурсами по рукоделью, с веселыми частушками, играми, хороводами и плясками. В празднике участвуют все дети с 1-11 классы, учителя, родители. Почтенные гости праздника – народные умельцы села рассказывают о народных промыслах, сохранившихся в Ломовке, поют старинные русские народные песни, исполняемые в родном селе. Все участники праздника звонко поют частушки, сохраняя обряд,  во время исполнения ходить по кругу, дружно играют в русские народные игры, отгадывают загадки, составляют пословицы, демонстрируют знания старинных русских праздников, обычаев, обрядов, весело пляшут «Барыню». На праздник в ломовскую «особку» приезжают ребята из соседнего русского села Узяна и села  Железнодорожный.

Все собранные материалы по фольклору села ребята прослушивают, записывают, а затем, разучив, исполняют на городских смотрах художественной самодеятельности. Фольклорная программа к 245-летию дня города Белорецка состояла только из песен и частушек, собранных у жителей села Кожиной О.Н. и Климиной Н.М., фольклорная  военно-патриотическая постановка, посвященная Дню Победы в Вов, была основана на материалах, собранных у жителей моего села. В работе нашего объединения меня привлекает то, что мы с ребятами не только собираем, но и  разучиваем старинные обряды, песни, записываем и запоминаем частушки о своем родном селе. Наш коллектив стал визитной карточкой Ломовки. Нам оказали доверие встречать в селе высокого гостя – Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова. См.приложение № 14.

 Мне приятно осознавать, что мое село богато традициями, народным творчеством, и я своей работой помогаю сохранить это богатство.

 

 

        Заключение

 

         С большим интересом я выполняла свое исследование первых осенне-зимних народных праздников, посвященных святым Косме,  Демиану и Михаилу. Чем больше я получала информации, чем чаще встречалась и общалась с людьми, тем тверже убеждалась в том, что все, что я делаю очень важно и актуально в наши дни. Время бежит не останавливаясь. Уходят из жизни люди, знающие традиции и сохраняющие самобытность культуры родного села, уходят в прошлое и постепенно забываются старинные народные праздники, обычаи, обряды, песни, стихи и многое другое.  Именно поэтому, в деле сохранения культурного наследия села нельзя откладывать на завтра то, что необходимо сделать сегодня, сейчас.

   Важным результатом своей работы, я считаю сохранение рассказов, исполнение народных песен, частушек в аудио и видеоматериалах. Сохраняется звучание живого голоса людей, уникальность ломовского говора на «О», отражается эмоциональный характер старинных народных песен, «улышных» частушек. Собирая и записывая этнографический материал у жительниц родного села Ломовка, я сохранила историю своего села Ломовка.

  В заключение своей работы, хочется сказать, что я многому научилась, получила огромный заряд положительных эмоций от общения с людьми. Открыла для себя уникальность села, уникальность людей живущих в нем. Узнала много нового и интересного из истории родного края, о жизни Ломовки в прошлые времена.  От сторожительниц научилась сама приготавливать старинный ломовский пирог «курник», прясть пряжу на прялке, вязать на спицах носки и варежки.       

Сравнивая проведение осенне-зимних праздников русского и башкирского народов, я поняла, как близки традиции и культура, и что связано это, прежде всего с образом жизни, общественной значимостью праздников, связанных с окончанием осенних работ, подготовкой к зиме.

   Изучая первые осенне-зимние праздники, обычаи, связанные с ними, я узнала много интересного о жизни своих прабабушек, об их посиделках в «особках», о нравах жизни в те времена. Поняла, насколько люди любили эти праздник, ждали их прихода, готовились к ним. Конечно же, есть о чем подумать и чему поучиться. Эта работа научила меня умению отбирать нужный материал в справочной и научной литературе, научила делать сравнения, анализировать полученную информацию и факты, правильно их оформлять, что пригодится мне в дальнейшей работе. Также я получила опыт общения с людьми, особенно пожилого возраста, которые очень добродушные и простые люди.

К сожалению, многое уже утеряно безвозвратно. Многие жительницы села с сожалением говорили о том, что многих традиций уже нет. Отошло все. Меняются времена, меняются и нравы. Раньше люди жили и дружнее, и веселее. Как сказала Шошина О.С. «все было, и вино было, но пили только по праздникам, не как топереча». См.приложение № .

   Моя исследовательская работа будет храниться в школьном музее и мини-музее «Русская изба» в ЦРК «Родники» Белорецкого района. Все собранные материалы, оказались большим подспорьем для меня на уроках Культуры Башкортостана, когда нужно было представить и защитить материальную и духовную культуру своего села. Я поделилась с ребятами своими исследованиями, и им тоже стало интересно узнать о нашем селе, каким оно было в далеком прошлом. Материалы этой работы были использованы также для  составления экскурсий по школьному музею, в экспозиции «Традиции и быт села Ломовка».

В дальнейшей своей работе, я хотела  бы больше узнать, как сохранились традиции празднования первых осенне-зимних праздников в русских селах Белорецкого района Верхнем Авзяне и Узяне. Для этого постараюсь обязательно побывать в них, пообщаться с жителями.

А вот для дальнейшего исследования меня заинтересовала тема о взаимопомощи. В народе такая форма взаимопомощи называется - помочь. Это деревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке. Так как в помочах переплетаются трудовые и праздничные элементы, то в жизни народа существуют различные виды помочей. Как я уже выяснила в работе, у башкирского народа есть осенние помочи. У русского народа тоже существует немало поводов для помочей: сеновницы (помощь в заготовке сена), дровяница (помощь в рубке леса), вздымки (помощь при возведении сруба), капустницы – при засолке капусты, помощи при осеннем убое скота.  Думаю, что в исследовании темы о помочах можно узнать много нового и восстановить что-то забытое.

 

 

Списки источников

Научные

1. А. Ткачев. «Белорецк – страницы истории» (книга вторая), Белорецк – 2007

2. Русский дом. Ташкент ККЖИ «Правда Востока», 1993

3. Научно-популярный журнал «Народное творчество», № 5 , 2008, стр.38

4. С.И.Ожигов Словарь русского языка, Москва, «Русский язык», 1987

5. Л.Х. Самситова Реалии башкирской жизни. Уфа, «Китап»,1999

6. Р.Г.Давлетбаева Лингво-культурологический словарь. Уфа, 2003

7. Д.И.Латышина Традиции воспитания детей у русского народа. Москва, 2004

8. Родной Башкортостан. Учебник для 5 класса. – Уфа: Китап, 2005.

9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004тм. (электронный вариант)

 

Краеведческие

1. Зарубина Н.С. , 1935 г.р. с.Ломовка, ул.1-ая Набережная, д.18

2. Шошина О.С., 1923 г.р. с.Ломовка, ул.Дорожная, д.39

3. Горелова А.В.,1912 г.р. с.Ломовка, ул К-Либтнехта, 34

4. Артемьева В.П.,1923 г.р., с.Кага, ул.Мостовая, д.6

5. Андреева К.Г., 1935г.р. с.Кага, ул.Чапаева, д.21

6. Чекалкина А.Г, 1971 г.р. г Белорецк, ул.К-Маркса,54, к.315

7. Бурлакова Л.Н., 1936 г.р. с.Ломовка, ул.2-ая Набережная, д.101.

8. Костенкова Н.И., 1928 г.р. с.Ломовка, ул.Овражная, д. 11.

9. Климина Н.М. 1941 г.р. с.Ломовка. ул.Масленникова, д. 67.

10. Кожина О.Н. 1938 г.р., с.Ломовка, ул. Масленникова, д.92.

11. Дахтин Г.А. 1935 г.р. с Ломовка, ул.Больничная, д. 7.

12. Харькина А.Г. 1929 г.р. с Ломовка, ул.2-Забельская, д.3.

13. Иерей Виталий Новокрещенный, 1977г.р., г.Белорецк, Свято-Троицкая церковь.

14. Ларина Н.Ф., 1937 г.р., с.Ломовка, ул.Пролетарская, д.9.

15. Добрынина Е.П., 1936 г.р. с. Ломовка, ул.Пролетарская, д.2.

16. Бурлакова Е.А., 1964 г.р. с.Ломовка, ул.Клубная, д.4.

 

Словарь терминов

Посиделки – зимняя вечеринка молодежи в старой русской деревне.

Праздник – День особо отмечаемый обычаем или церковью.

Хугым аши – семейный праздник по случаю осеннего убоя скота.

Курник – пирог с картофелем и курятиной .

Помочь – помощь или взаимопомощь соседям, родственника, нуждающимся.

Аулак-ой, ултырма – посиделки у башкирской молодежи

 

 

Словарь лексиконов.

Особка –дом одинокой женщины для посиделок молодежи. Особая, особенная изба.

Ссыпаться – собраться,( ссыпать вместе угощение).

Сластничать – обедать, кушать

Укортомиться – поселиться

Скондобить – сэкономить

Потчевать – кормить, угощать

Выкомаривать – веселиться

Престольный – главный

Коровод – хоровод

Чаво – чего

Неладно – неправильно

Огнище – костер

Оттоль – оттуда

Обойки – вышитое или выбитое полотно (типа занавески), которыми  украшали 

             кровать.

Тырырыкать – музыкальное сопровождение песни голосом, вместо музыкального

                      инструмента

поярок – вид овечьей шерсти, состриженной с молодого ягненка.

вешнига – вид овечьей шерсти, состриженной с овцы весной.

Топереча - теперь

Коковка – женская прическа, заплетенная коса, закручена назад.

Гужевать – веселиться, праздновать

 

 

Приложение

 

 

Приложение № 1  


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!