Празднование первых осенне-зимних праздников в селе Ломовка



    Интересно то, интересно узнать об этих праздниках, но к кому пойти? Я подумала, а ведь мои  прабабушки, тоже были молодыми, и решила наведаться к ним в гости.

 Первым делом, решила пойти к самой старшей из родственников Шошиной Ольге Семеновне. Она родилась  в Ломовке в 1923 году, ей уже исполнилось 86 лет. Встретила меня  баба Оля, приветливо. Я ее попросила  рассказать: как в Ломовке праздновали Кузьмин и Михайлов дни. Ну и, конечно же, как они проводили досуг в молодости, что делали, чем занимались. См.приложение № .

 Ольга Семеновна рассказала, что на эти праздники молодежь собиралась, то есть «ссыпалась» в дома одиноких женщин, вдов. Избы эти назывались в Ломовке – «особками». «Особка», потому что особая или особенная изба, в которую стремились попасть молодые девушки и парни. Не каждая вдова или одинокая женщина разрешала проводить в своей избе посиделки.  Девушки  заранее договаривались с хозяйкой, платили ей за избу небольшую плату. Так как была уже зима, то каждый нес с собой дрова. Для освещения использовали керосиновую лампу «Молния».

      Ольга Семеновна вспоминает: «В «особках» не просто веселились, а занимались еще и каким-либо делом. Кто с прялкой, кто с «вязелькой», сидим и разговариваем, поем, парней поджидаем. Парни ходили из одной «особки»  в другую, так сказать «мимоходом». Ну парни придут, пошутят:   «И огонь светлый и девки хорошие». Девушки тоже разговаривали, шутили за делом. Парни посидят и уйдут. «Особок» в Ломовке в то время было много. Так и проводили время. Плохое в уме никто не держал. На стол угощения приносили все кто что мог. Но главным на столе был пирог «КУРНИК». Его не всегда пекли с курицей. Бывало, праздники справляли и старинные и современные, но пирог «курник» всегда был главным блюдом. И пекли его в основном с мясом».   Приложение №4.

  Да от бабы Оли я узнала много интересного о празднике, о жизни в родном селе. Она рассказала и показала, как стряпали  и пекли пирог «КУРНИК» в Ломовке. Технология изготовления пирога оказалась не такой уж и сложной. Я научилась от бабы Оли сама приготавливать такой пирог. Приложение № 4 .

 Затем я сходила в гости к бабе Наде, с целью,  чтобы она мне тоже рассказала как жила в молодости. Баба Надя - этоЗарубина НадеждаСеменовна. См. приложение №4 .

 

 

4 Русский дом. Ташкент ККЖИ «Правда Востока», 1993

 

   Надежда Семеновна вспоминает: « Когда я была молодая, мы всегда справляли Кузьму и Михайлов день. И в «особках» сидели.  Платили гармонисту деньги. Он играет, а мы пируем. С парнями ночевали. У каждой был свой парень. В «особках» кто прял, кто вязал. Парни приглядывали себе девушку, поработящей и повеселее. В «особках» «ссыпались» по 10 человек. Парни придут, а мы на лавку встанем да поем. С собой в «особку» все своё  приносили. Все по очереди  носили дрова. На Кузьму или Михаилу я сама испеку или мама испечет пирог «Курник» и я его уносила в «особку». Все девушки рукодельничали. Каждая девушка считала своим долгом уметь вязать и вышивать. В «особках» было очень весело». См. приложение №4.

  От руководителя фольклорно-этнографического кружка нашей школы  Власовой Л.Ф. я узнала, что в одной из этнографических экспедиций по селу у Шалимовой Клавдии Егоровны, они с ребятами записали интересную игру, в которую играли наши прабабушки и прадедушки в «особках». Называется эта игра «Дремушка».           См. приложение № 8.  Из слов и правил этой игры понятно, что  и в ломовских  «особках» играли в поцелуйные игры. Так молодежь развлекалась, веселилась. Анна Васильевна вспоминала, что парень выбирал девушку, которая ему поглянулась, таким образом, они знакомились, а остальные парни знали, что эта девушка уже не свободная.

     На посиделках в «особках» девушки рукодельничали. Кто вязал, кто вышивал, кто занимался шитьем, кто прял шерсть. Ларина Надежда Федоровна рассказала мне, как в Ломовке сохранилось народное ремесло по обработке овечьей шерсти, объяснила, как использовали весеннюю шерсть «вешнигу» и шерсть молодых ягнят «поярок», а также как обрабатывали осеннюю шерсть. См. приложение № 6 . Во время посиделок многие девушки пряли пряжу из шерстенной кудели, а некоторые вязали из готовой шерстенной пряжи варежки, носки и другие теплые вещи.

  Всему этому мастерству девушки учились от бабушек,  от матерей, мастерство оттачивали, учась друг у друга.  Девушки должны были показать свое мастерство не только для подруг, но прежде всего для парней. И ко всему еще девушка должна была приготовить себе приданное к свадьбе (вышить занавески и шторы, а к ним подшторки, выбить накидки ( по-ломовски «обойки») на кровати и наволочки на подушки, и главное приготовить свадебную одежду невесты).  Девушки с детства учились  и овладевали различного рода рукодельем.

   В нашем селе многие женщины умеют: и прясть, и вязать,  и вышивать, и выбивать, да к тому еще во время работы замечательно петь старинные народные песни. Материалов об умельцах села в нашем школьном музеи собрано очень много. Но все же с некоторыми из жительниц я встретилась и побеседовала лично. Все эти люди очень добродушные, приветливые, гостеприимные. 

   Вот я в гостях  у Костенковой Надежде Ивановне. Надежда Ивановна рассказала, что вышивать научилась сама, узоры для своих работ придумывала тоже сама. Приданое для замужества начала готовить еще на посиделках в «особках». В результате трудной, кропотливой работы получались изящные изделия. С мужем своим Николаем познакомилась в «особке», так и поженились потом. Как вспоминает Надежда Ивановна, муж говорил, что поглянулась она ему за красивые вышивки.     (См. приложение № ) .

  Очень понравилось мне в гостях у  Бурлаковой Лилии Николаевне. Лиля Николаевна рассказывает: «Родилась в большой бедной семье. Жили тяжело. Всякому мастерству учились с охоткой. В молодости ходила в «особки». Все делали в «особках» - и шили, и вышивали, и вязали, и с ребятами дружили. В 15 лет мне купили балалайку. С того времени начала петь. Очень нравилось петь песни с подругами во время посиделок. Бывало, я на балалайке играю, а девчата вот напевают. Ребята любили к нам в «особку» ходить».

   На мой вопрос: «Какие песни пели  в «особках»?», Лиля Николаевна ответила, что, когда девушки сидели без парней, то в основном пели лирические протяжные песни о несчастной любви, об обманутых чувствах. См. приложение № 5 .  Но когда в избу заходили ребята, то настроение у всех поднималось, и девушки начинали петь веселые частушки. В Ломовке их называют «улышные».  Девушки поют про ребят, шутят, а ребята тоже не молчат, шутками да смешкам и отвечают. Ох, и весело было. См. приложение № 5 .   

О том, что с молодых лет умеет играть  на балалайке, что сидела в «особках»  и была первой запевалой,  мне рассказала Харькина Анна Гавриловна. Анна Гавриловна вспоминает: «Если в «особках» не было гармониста или никто не умел играть на балалайке, девушки во время исполнения «улышных» частушек подпевали себе сами. Одни поют слова, а другие напевают мелодию  «тырырыкая»». См.приложение № 8.

Изучая свое родное село, я познакомилась с удивительными людьми. Меня поразило то, сколько они знают песен, частушек, шуток, прибауток. А с какой любовь они рассказывают о родном селе. Большое впечатление произвели на меня  две удивительные женщины, две подруги Кожина Ольга Николаевна и Климина Надежда Михайловна. См.приложение № 7 . Две веселые, заводные, оптимистичные женщины обладают тонким чувством юмора и умеют красиво и с душой исполнять русские народные песни, а уж частушки «льются»  из их уст и счету нет. Разнообразие тематики частушек удивляет. Как рассказывает Ольга Николаевна: «Когда парни приходили в «особки», всегда хотелось как-то пошутить, посмеяться над ребятами. Пели шуточные частушки про «залёточку», про милого друга, очень любили петь шуточные частушки про гармониста, конечно же, много частушек пели о родном селе: «Ой Ломовочка, Ломовочка, красивое село. О тебе поем мы песни, от того нам весело». Ольга Николаевна и Надежда Михайловна мне рассказали, что когда на посиделках и в гулянках начинали исполнять частушки то все участники, всегда ходили по кругу. Поэтому частушки в селе называют еще и «Круговые частушки». 

  Исконно ломовским считается  наигрыш с названием «74-ая». Такой наигрыш можно услышать только в Ломовке. Этот наигрыш я впервые услышала на школьном детском фольклорно-этнографическом празднике «Русской народной песни» в исполнении лучшего гармониста села Дахтина Геннадия Алексеевича. См. приложение № 9 .

    Да, творчество жителей села Ломовка богато и разнообразно. Жители родного села умеют хорошо трудиться, весело отдыхать, чтят и сохраняют народные традиции предков. Ко всему же они настолько добродушные и гостеприимные люди, что мне стало радостно на душе о того, что я живу среди этих людей. Для себя я сделала очень важный вывод: необходимо сохранить историю села, обычаи и народные традиции пока живут эти люди. А  кто же это сделает, если не я? Думаю, я на правильном пути.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!