Конец «коллективного художника»
Глава первая
Книппер-Чехова, ч. 1, с. 310, 367 – 369, 374, 376, 377.
ИП, т. 1, с. 315, 316, 319, 358 – 360, 367, 368, 370, 375, 379, 382, 385; 548, 555 (комментарии); т. 2, с. 262.
Горький, т. 28, с. 180, 215, 267, 306, 332.
КС‑8, т. 7, с. 293, 298, 299, 305, 309.
Переписка Горького, т. 1, с. 166, 245, 325.
Чехов, т. 11, с. 294.
Летопись Н‑Д, с. 196.
Мария Федоровна Андреева. М., «Искусство», 1961, с. 78.
1. Письмо С. Т. Морозова к Господам пайщикам Товарищества Московского Художественного театра от 21 декабря 1904. — ВЖ № 2250.
2. Протокол заседания пайщиков Товарищества МХТ от 16 апреля 1904. — КС № 4089.
3. Отчет Товарищества МХТ с 15 июня 1903 по 15 июня 1904. — КП 360/39‑6, л. 9.
{440} 4. Переписка Чехова и Книппер, т. 3, верстка, с. 693. — К‑Ч № 8633/2.
5. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7958, л. 14.
6. Записка Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 8288/2.
7. Письмо С. Т. Морозова к Вл. И. Немировичу-Данченко от 30 апреля 1904. — ВЖ № 2246.
8. Письмо С. Т. Морозова к Вл. И. Немировичу-Данченко от 30 апреля 1904. — ВЖ № 2247.
9. Н‑Д № 8288/2.
10. ВЖ № 2247.
11. Цит. по статье Г. Бродской «Горький и Станиславский», «Театр», М., 1991, № 10, с. 96.
12. Бертенсон С. Л. Дневник пребывания Вл. И. Немировича-Данченко в Америке, 1927. — А № 7083/4, л. 77 – 78.
13. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7959, л. 4 об.
14. Письмо А. М. Горького к Вл. И. Немировичу-Данченко от 11 августа 1904, фотокопия. — Н‑Д № 3783.
15, 16. Письмо А. А. Стаховича к Вл. И. Немировичу-Данченко от 30 августа 1904. — Н‑Д № 5770.
|
|
17. Телеграмма А. М. Горького к К. С. Станиславскому от 2 декабря 1904. — КС № 7918.
18, 19, 20, 21. Немирович-Данченко Вл. И. Господам участникам Товарищества Московского Художественного театра. — Н‑Д № 8289.
22, 23, 24. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7961, л. 30.
25. Сохранились два экземпляра письма С. Т. Морозова к пайщикам от 29 ноября 1904, адресованные К. С. Станиславскому (КС № 9594) и А. А. Стаховичу (ВЖ № 2248).
26. ВЖ № 2250.
27, 28. Протокол общего собрания Товарищества МХТ после [21 декабря 1904]. — ВЖ № 2.
29. Стенограмма режиссерского совещания 6 апреля 1936. — Н‑Д № 7549, л. 32.
30. Письмо К. С. Станиславского к В. В. Котляревской от 3 января 1905. — КС № 4903.
Глава вторая
ИП, т. 1, с. 236, 379, 380, 388, 389, 391, 394 – 398, 401, 404, 405, 407 – 410, 415, 416; 574 (комментарии).
{441} Книппер-Чехова, ч. 2, с. 64.
Мария Петровна Лилина. М., ВТО, 1960, с. 180, 251.
Переписка Мейерхольда, с. 45, 48 – 50, 55.
Встречи с Мейерхольдом. М., ВТО, 1967, с. 31.
Статьи Мейерхольда, ч. 1, с. 88 – 90, 116, 117.
КС‑8, т. 1, с. 281; т. 7, с. 300.
Летопись КС, т. 1, с. 475, 476.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к [В. В. Лужскому] от середины лета 1906. — Н‑Д № 2649.
2, 3. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 12 августа 1907. — Н‑Д № 2095.
4, 5, 6. Н‑Д № 2649.
|
|
7, 8. Станиславский К. С. Проект 1 [«Маленькое дело, близко связанное с Художественным театром»]. — КС № 3815.
9. Бертенсон С. Л. Дневник пребывания Вл. И. Немировича-Данченко в Америке, 1927. — А № 7083/5, л. 2.
10. Фрагмент рабочей тетради Вл. И. Немировича-Данченко. — Ф. 4, л. 13 об.
11. Станиславский К. С. [Проект сметы, труппы, репертуара и предполагаемого расписания занятий «Театра Исканий»]. — КС № 14553.
12. КС № 3462.
13. Программа драматических классов. — КС № 848, л. 3.
14. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [23 августа 1899]. — Н‑Д № 1561.
15. Протоколы общих собраний МХТ 15 – 27 февраля 1908. — ВЖ № 7, л. 41 – 42.
16. Там же, л. 52.
17. Стенограмма беседы народных артистов Республики и режиссеров МХАТ с народным артистом Республики К. С. Станиславским 13 апреля 1936. — Н‑Д № 7552, л. 23 – 24.
18. Фрагмент рабочей тетради Вл. И. Немировича-Данченко. — Ф. 4, л. 15 об.
Глава третья
ИП, т. 1, с. 350, 387, 391 – 392, 401, 405, 409, 410, 417 – 419; 574, 575 (комментарии).
КС‑8, т. 5, с. 261, 265, 266, 268, 270; т. 7, с. 307, 308.
КС‑9, т. 6, с. 448.
Из зап. кн. КС, т. 1, с. 189.
{442} 1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому до 10 сентября 1904. — Н‑Д № 1604.
2. Фрагмент рабочей тетради Вл. И. Немировича-Данченко. — Ф. 4, л. 11.
Глава четвертая
|
|
Горький, т. 28, с. 367.
КС‑8, т. 1, с. 387; т. 7, с. 313, 325 – 326, 329, 339.
Мария Федоровна Андреева, с. 80.
Переписка Горького, с. 284, 285.
ИП, т. 1, с. 421 – 423, 425, 427; 574, 578 (комментария).
Книппер-Чехова, ч. 2, с. 68, 73 – 75.
Из прошлого, с. 210, 211.
Летопись Н‑Д, с. 209.
Переписка Мейерхольда, с. 58, 60.
Ульянов Н. П. Мои встречи. М., изд‑во Академия художеств СССР, 1952, с. 200 – 202.
О Станиславском, с. 345, 361.
КС‑9, т. 5, кн. 1, с. 411; т. 7, с. 603, 610.
Илларион Николаевич Певцов. 1879 – 1934. Л., Изд. Гос. акад. театра драмы, 1935, с. 53.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1632.
2. Дневник В. В. Лужского. — А № 5097, л. 52.
3, 4. Н‑Д № 1632.
5. Бертенсон С. Л. Дневник пребывания Вл. И. Немировича-Данченко в Америке, 1927. — А № 7083/4, л. 79.
6. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7960, л. 5 об.
7. Режиссерский план К. С. Станиславского пьесы «Дети солнца». — КС № 18855, л. 6, 11.
8. А № 5097, л. 46.
9. Н‑Д № 7960, л. 5 об.
10. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21545, л. 8.
11. ВЖ № 2011, фотокопия.
12. Станиславский К. С. [Проект создания музыкального кружка на базе оркестра и хора распускаемого Театра-Студии]. — КС № 14673.
13, 14. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 8292/3.
|
|
{443} Глава пятая
Из прошлого, с. 243, 262, 263.
КС‑8, т. 7, с. 336 – 338.
КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 257 – 258.
ИП, т. 1, с. 445, 446; 585 (комментарии).
1. Письмо К. С. Станиславского к А. А. Стаховичу от мая 1906. — КС № 5634.
2. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к [В. В. Лужскому] от середины лета 1906. — Н‑Д № 2649.
3. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от [1 апреля 1907]. — Н‑Д № 2087.
4. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1632.
5. Московский Художественный театр за границей. 1906. — «Русские ведомости», М., 1913, 22 дек.
6. «Der Tag», Berlin, 1906, 21 Febr.
7, 8. Н‑Д № 2649.
9. Альбом рецензий о гастролях МХТ в 1906 году. — Ф. 1, рецензия № 35.
10. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21545, л. 41.
11. Записная книжка К. С. Станиславского. — КС № 763, л. 19.
12, 13. Неотправленное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 20 апреля 1906. — Н‑Д № 1619.
14. Дневник В. В. Лужского. — А № 5097, л. 39 об.
15. Н‑Д № 1619.
16, 17, 18, 19. «Театр», М., 1990, № 12, с. 136, 138 – 140.
20, 21. Станиславский К. С. [Заметки и наброски. 1904 – 1905]. — КС № 1028/6.
22, 23, 24. «Театр», М., 1990, № 12, с. 139.
25, 26. Там же, с. 141.
27. А № 5097, л. 39 об.
28, 29, 30, 31. Рабочая тетрадь К. С. Станиславского. — КС № 3464/1‑2, л. 7 – 7 об.
32. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 8026, л. 1.
Глава шестая
КС‑8, т. 1, с. 297, 306; т. 7, с. 323, 339 – 341, 367.
КС‑9, т. 1, с. 551, цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 12, л. 1; т. 4, с. 61, 65, 75, 79, 80, 155; т. 5, кн. 1, с. 493.
ИП, т. 1, с. 399, 400, 403, 413, 414, 416, 429, 430, 436.
{444} Мария Петровна Лилина, с. 203.
Из зап. кн. КС, т. 1, с. 184, 212, 213.
«Горе от ума» на сцене Московского Художественного театра.
Опыт четырех редакций. М., ВТО, 1979, с. 22, 163, 285.
Из прошлого, с. 73.
Летопись Н‑Д, с. 222.
1, 2. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от начала июля 1906. — Н‑Д № 1621.
3, 4. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7962, л. 9 об.
5. Станиславский К. С. Опыт руководства для изучения драматического искусства. — КС № 1247/1, л. 2.
6. Там же, КС № 1247/7, л. 1 – 2.
7. Там же, КС № 1247/8, л. 2 – 3.
8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к [В. В. Лужскому] от середины лета 1906. — Н‑Д № 2649.
16, 17. Н‑Д № 7962, л. 32.
18. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от августа 1906. — Н‑Д № 1623.
19. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [25 мая 1905]. — Н‑Д № 1620.
20, 21. Стенограмма беседы Вл. И. Немировича-Данченко с молодежью МХАТ 19 января 1939. — Н‑Д № 146, л. 4.
22. Н‑Д № 7962, л. 42.
23. «Речь», Спб., 1907, 28 апр.
24, 25. Немирович-Данченко Вл. И. [«Имею ли я нравственное право оставить Художественный театр?»]. — Н‑Д № 7734.
26. Неотправленное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Стаховичу [1915]. — Н‑Д № 1500.
Уроки новой жизни
Глава первая
ТН, т. 2, с. 274 (цитируется по подлиннику: Н‑Д № 828), 275, 276.
ИП, т. 1, с. 430, 431, 433, 435, 438 – 440, 442 – 445, 447, 449; 581, 582, 585 – 590 (комментарии).
КС‑8, т. 5, с. 666; т. 7, с. 323, 361, 363, 364.
Бердяев Николай. Самопознание. М., «ДЭМ», 1990, с. 124.
КС‑9, т. 5, кн. 2, 280 – 282, 283 (цит. по подлиннику: КС № 746, л. 33 об.), 284, 286, 290.
{445} Илья Сац. М.‑Пг., Гос. изд‑во, 1923, с. 91.
Режиссерские экземпляры, т. 5, с. 77, 89, 101, 121, 233, 275, 281.
Летопись КС, т. 2, с. 44.
Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М., СТД РСФСР, 1987, с. 23.
Летопись Н‑Д, с. 224, 270.
1. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7962, л. 43.
2. «Товарищ», Спб., 1907, 26 мая.
3. «Театр и искусство», Спб., 1907, 6 мая, № 18, с. 304.
4. «Петербургская газета», Спб., 1907, 5 мая.
5. «Товарищ», Спб., 1907, 27 мая.
6, 7, 8. Станиславский К. С. Обращение к артистам и сотрудникам, участвующим в «Драме жизни». — КС № 1310.
9. Н‑Д № 7962, л. 29.
10. Письмо А. А. Стаховича к К. С. Станиславскому от 17 октября 1906. — КС № 10508.
11. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7962, л. 14 об.
12. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к О. Л. Книппер-Чеховой после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 828.
13. «Московский еженедельник», М., 1907, 6 янв., № 1, с. 47, 48.
14. Н‑Д № 7962, л. 14.
15. Станиславский К. С. Наша связь [Анализ писем Вл. И. Немировича-Данченко от 7 и 9 февраля 1908]. — КС № 21503.
16. Автограф Вл. И. Немировича-Данченко в режиссерском плане В. В. Лужского к «Бранду». — А № 6213, л. 103.
17. А № 6213, л. 30 об.
18. Ф. 1, оп. 93, ед. хр. 884.
19. Н‑Д № 7962, л. 59.
20. Станиславский К. С. Замечания на репетиции третьей картины «Бранда». — КС № 1267, л. 4 об.
21. Стенограмма беседы народных артистов и режиссеров МХАТ с народным артистом Республики Вл. И. Немировичем-Данченко 29 апреля 1936, — Н‑Д № 7556, л. И.
22. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Л. М. Леонидову между 18 декабря 1906 и 7 января 1907. — Н‑Д № 6447.
23. Письмо А. А. Стаховича к О. Л. Книппер-Чеховой от 1 ноября 1906. — К‑Ч № 5162.
24, 25, 26, 27, 28, 29. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому до 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1637.
{446} Глава вторая
КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 284.
КС‑8, т. 7, с. 361.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 17/30 сентября 1913. — Н‑Д № 2373.
2, 3, 4, 5, 6. Неотправленное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1632, фрагмент II.
7. Там же, фрагмент I.
8. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 30 октября 1909. — Н‑Д № 7163.
9. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7961, л. 50 об.
10, 11. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от [29 марта 1907]. — Н‑Д № 2084.
12, 13, 14. Протоколы общих собраний членов Товарищества МХТ с 5 марта по 5 января 1913. — ВЖ № 8, л. 25.
15. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [мая 1908]. — Н‑Д № 1644.
16. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому до 28 июля 1908. — Н‑Д № 1647.
Глава третья
ИП, т. 1, с. 442, 451.
Ходасевич Владислав. Колеблемый треножник. М., «Советский писатель», 1991, с. 614, 615.
Летопись Н‑Д, с. 228.
1, 2, 3. Неотправленное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1632, фрагмент I.
4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Там же, фрагмент II.
11, 12. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от [1 апреля 1907]. — Н‑Д № 2087.
13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Немирович-Данченко Вл. И. [«Имею ли я нравственное право оставить Художественный театр?»]. — Н‑Д № 7734.
23. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7961, л. 34.
24. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 3 апреля 1907. — Н‑Д № 2088.
25. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 14 [августа 1907]. — Н‑Д № 2096.
{447} Глава четвертая
Александр Павлович Ленский. Статьи. Письма. Записки. М., «Искусство», 1950, с. 274.
КС‑9, т. 5, кн. 1, с. 335, 365, 366, 386 (цит. по подлиннику: КС № 773, л. 86).
КС‑8, т. 1, с. 11; т. 5, с. 264; т. 7, с. 361, 376, 377.
Летопись КС, т. 2, с. 82, 113 – 114.
Из зап. кн., т. 1, с. 259 – 262; 547, 548, 550, 551 (комментарии).
ИП, т. 1, с. 590 (комментарии).
1. Письмо А. А. Стаховича к К. С. Станиславскому от 9 января 1908. — КС № 10512.
2, 3. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от [26 августа 1907]. — Н‑Д № 2102.
4, 5. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [17 августа 1907]. — Н‑Д № 1642.
6. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от 22 ноября 1907. — КС № 5197/1.
7. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [23 ноября 1907]. — КП 20594/9.
8. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 28 [августа 1907]. — Н‑Д № 2103.
9. «Исторический архив», М., 1962, № 2, с. 42 (дата письма исправляется по подлиннику — 23 ноября 1907, КС № 5152). Поступившая в Музей МХАТ в 1979 году ранее неизвестная часть переписки Станиславского и Немировича-Данченко 1907 – 1908 годов позволила правильно прочесть дату и установить отношение письма к эпизоду разбирательства конфликта между М. Н. Германовой и О. В. Гзовской.
10. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [24 ноября 1907]. — КП 20594/11.
11. Немирович-Данченко Вл. И. [«Имею ли я нравственное право оставить Художественный театр?»]. — Н‑Д № 7734.
12. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от 23 ноября 1907. — КС № 5193/2.
13, 14, 15, 16. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [25 ноября 1907]. — КП 20594/12.
17, 18. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от 26 ноября 1907. — КС № 21502/1.
19. Письмо В. А. Нелидова к Вл. И. Немировичу-Данченко от 22 февраля 1907. — Н‑Д № 5094.
{448} 20. Письмо В. А. Нелидова к К. С. Станиславскому от 26 октября 1907. — КС № 9540.
21. Дневник репетиций в сезоне 1907/1908 года. — РЧ № 135, л. 26 об.
22, 23. Письмо В. А. Нелидова к К. С. Станиславскому от 5 февраля 1908 — КС № 21560.
24. Станиславский К. С. Наша связь [Анализ писем Вл. И. Немировича-Данченко от 7 и 9 февраля 1908]. — КС № 21503.
25, 26, 27, 28. «Исторический архив», М., 1962, № 2, с. 42.
29. Листы из дневника В. В. Лужского. — А № 5085, л. 2 об.
30. Письмо В. А. Нелидова к К. С. Станиславскому от [7 февраля 1908]. — КС № 9541.
31. «Московские ведомости», М., 1908, 14 февр.
32. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 14 февраля 1908. — КП 20594/18.
33. Письмо В. А. Нелидова к Вл. И. Немировичу-Данченко от 21 марта 1908. — Н‑Д № 5095.
Глава пятая
Летопись КС, т. 2, с. 45.
Из зап. кн., т. 1, с. 552 – 556 (комментарии).
КС‑8, т. 5, с. 361, 362.
ИП, т. 1, с. 458.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Станиславский К. С. «Наша связь». — КС № 21503.
8, 9, 10, 11, 12, 13. Протоколы заседаний комиссии пайщиков и Правления МХТ с 15 февраля по 28 мая 1908. — ВЖ № 7, л. 48, 51 – 53, 62, 63.
14. Журнал заседаний Дирекции и Правления МХТ. — ВЖ № 1126, л. 44.
15. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 1 марта 1908. — КП 20594/19.
16, 17, 18, 19. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7961, л. 74 об.
Глава шестая
КС‑8, т. 5, с. 363, 364; т. 7, с. 343, 371, 375, 383, 385, 386, 395, 396, 404, 405, 415.
Летопись Н‑Д, с. 227, 228, 230, 233 – 236, 240, 242.
КС‑9, т. 5, кн. 1, с. 328, 366, 401 – 403, 435; кн. 2, с. 345.
Летопись КС, т. 2, с. 79, 85, 87, 88, 114, 130, 132, 136.
Из зап. кн. КС, т. 1, с. 208, 253.
ИП, т. 1, с. 392, 456, 467.
{449} ТН, т. 1, с. 375.
И. М. Москвин. Статьи и материалы. М., ВТО, 1948, с. 290.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от декабря 1908. — Н‑Д № 1650.
2. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Л. Н. Андрееву после 12 апреля 1907. — КП 9825, л. 21.
3, 4. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от [4 апреля 1907]. — Н‑Д № 2089.
5, 6. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7962, л. 44, 18.
7. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Л. Н. Андрееву не ранее 14 апреля 1907. — КП 9825, л. 22.
8. «Столичное утро», М., 1907, 6 окт.
9. Письмо А. Н. Лаврентьева к Н. А. Подгорному от 10 сентября 1907. — А № 5341.
10. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 7 [сентября 1907]. — Н‑Д № 2108.
11, 12, 13. «Столичное утро», М., 1907, 6 окт.
14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. «Театр», М., 1907, № 131, с. 14.
24. «Обозрение театров», Спб., 1908, 20 янв.
25. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7963, л. 42.
26. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [26 марта 1908]. — КП 20594/20.
27. Н‑Д № 7963, л. 44.
28, 29. «Утро России», М., 1907, 2 окт.
30. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 21 [августа 1907]. — Н‑Д № 2099.
31. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от [3 августа 1907]. — Н‑Д № 2090.
32. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 24 [августа 1907]. — Н‑Д № 2101.
33, 34, 35. «Столичное утро», М., 1907, 11 окт.
36. Немирович-Данченко Вл. И. [Заметки к режиссерскому экземпляру В. В. Лужского «Борис Годунов»]. — Н‑Д № 22, л. 4.
37. Немирович-Данченко Вл. И. Борис Годунов. [Трактовка роли в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»; 1935, декабрь]. — Н‑Д № 23, л. 2 об.
38. «Столичное утро», М., 1907, 11 окт.
39. «Горьковец», М., 1937, 9 февр. — Н‑Д № 24.
{450} 40. Н‑Д № 7963, л. 36.
41, 42, 43. Из дневника [репетиций] Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 99, л. 1.
44. Станиславский К. С. [Замечания на репетициях «Росмерсхольма»]. — КС № 1347, л. 10 об.
45. Письмо В. И. Качалова к Н. А. Подгорному от 10 марта 1908. — А № 9700.
46. Зап. кн. К. С. Станиславского. — КС № 764, л. 53 об.
47. Н‑Д № 2099.
48. КС № 764, л. 41.
49, 50, 51. Станиславский К. С. Режиссерский экземпляр «Синей птицы». — КС № 18942, л. 37, 39 об., 39.
52. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Л. Н. Андрееву от [30 сентября 1908]. — КП 9825, л. 4.
53. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 14 [сентября 1908]. — Н‑Д № 2141.
54, 55. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 8 августа [1908]. — Н‑Д № 2116.
56. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 26 августа [1908]. — Н‑Д № 2130.
57, 58, 59. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 27 августа [1908]. — Н‑Д № 2131.
60. Н‑Д № 2141.
61, 62, 63. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 5 – 6 июля [1908]. — Н‑Д № 1646.
64, 65. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 18 [августа 1908]. — Н‑Д № 2124.
66, 67. Журнал репетиций «Ревизора». — РЧ № 122, л. 35 об., 29 об.
68, 69. Записная книжка К. С. Станиславского. — КС № 545, л. 54.
70. Н‑Д № 1650.
71, 72. «Русское слово», М., 1908, 18 ноября.
Глава седьмая
Летопись Н‑Д, с. 242.
КС‑9, т. 5, кн. 1, с. 329, 387 (цит. по подлиннику: КС № 545, л. 2), 389, 390, 394, 395, 402, 609.
КС‑8, т. 5, с. 386 – 388, 390, 391, 393, 395, 412, 414, 415.
ИП, т. 1, с. 464 – 466.
1. «Русское слово», М., 1908, 14 окт.
2. «Раннее утро», М., 1908, 15 окт.
{451} 3. «Голос Москвы», М., 1908, 15 окт.
4. Рабочая тетрадь Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7964, л. 38.
5. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 5 – 6 июля [1908]. — Н‑Д № 1646.
6. Немирович-Данченко Вл. И. [«Я не могу отделаться от одной мысли <…>». Фрагмент доклада на праздновании 10‑летия Художественного театра]. — Н‑Д № 7700.
7, 8, 9. Журнал репетиций «Ревизора». — РЧ № 122, л. 76 об., 77, 80 об.
10. Протоколы заседаний Правления [и общих собраний Товарищества МХТ] со 2 августа 1908 по 22 мая 1909. — ВЖ № 158, л. 48 – 49.
11, 12. Н‑Д № 7964, л. 49 об.
13, 14. Станиславский К. С. Письмо к некоторым из товарищей артистов. Караул!!! — КС № 3612.
15. См. «Разделение власти», гл. 1, примеч. 2.
16. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от декабря 1908. — Н‑Д № 1650.
17. ВЖ № 158, л. 54 – 55.
{452} Указатель имен
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Адашев (Платонов) А. И. 51, 67, 68, 82, 262, 334
Айзман Д. Я. 249
Акимов Н. П. 9
Алексеев И. К. 356
Алексеев С. В. 367
Алексеева Е. В. 348
Алексеева П. А. 165
Алексеевы 14, 15, 17 – 19, 143, 192, 225
Александр III 184
Александров Н. Г. 214, 226, 233, 262, 276, 285, 308, 349, 363, 366, 407
Аллерс 37
Алперс Б. В. 146, 147
Амфитеатров А. В. 23
Андреев Л. Н. 141, 143, 256, 360, 386 – 388, 391, 392, 403
Андреев П. Н. 276
Андреев-Бурлак В. Н. 32
Андреева М. Ф. 51, 84, 127, 128, 132, 137, 144, 240, 241, 247, 250 – 252, 254, 256, 281, 282, 286, 292, 355, 364
Антокольский М. М. 146
Антуан А. 7, 36, 43, 146
Арбатов Н. Н. 292
Артем А. Р. 217, 219 – 221, 226, 349
Байрон Дж. 142, 372
Бакалович С. В. 186, 188
Балиев Н. Ф. 303
Баранов Н. А. 131
Барановская В. В. 73, 392
Бебутов В. М. 8, 100, 208, 270
Белый А. 389
Бенар Л. 25, 26
Бенуа А. Н. 11, 422
Бердслей О. 391
Бердяев Н. А. 323
Бернар С. 20
Бертенсон С. Л. 128, 249, 263, 284, 285
Бертолини Ф. 180
Бессонов С. П. 39
Блок А. А. 11, 409
Боборыкин П. Д. 128
Бокшанская О. С. 195
Бородай М. М. 20
Боткин С. С. 186, 188
Брам О. 302
Брюсов В. Я. 292, 293
Булгаков М. А. 9, 274
Бунин И. А. 231, 247
Бурджалов Г. С. 135, 137, 138, 171, 180, 255, 262, 345
Бутова Н. С. 262, 334, 340
Бьернсон Б. 145
Вагнер Р. 149
Ван-Зандт М. 20
Васильев П. В. 93
Васнецов В. М. 188
Вахтангов Е. Б. 7
Верцингеториг 187, 188
Веригина В. П. 177, 189, 262, 275, 296
Вильгельм II 300
Вишневский А. Л. 52, 67, 84, 95, 121, 137, 144, 205, 217, 219, 232, 255, 257, 272, 301, 304, 339, 346, 356, 360, 362, 365, 395, 396, 398, 412
Волькенштейн В. М. 8
{453} Гаазе Ф. 302
Гамсун К. 267, 307, 310, 322, 323, 341 – 343
Гандурина Н. А. 82
Гарденины 143
Гауптман Г. 22, 27, 47, 49, 101, 125, 291, 301, 302
Гельцер Е. В. 318
Геннерт А. И. 352
Геннерт И. И. 314
Германова (Красовская) М. Н. 64, 259, 262, 266, 310, 314, 316, 326, 328, 340, 363 – 367, 385, 398, 416, 421
Гзовская О. В. 356, 361 – 369, 377, 378, 380, 398, 416, 422
Гиляровский В. А. 154, 155, 159
Глаголь С. 328, 339
Гоголь Н. В. 16, 308, 411
Гойя Ф. 391
Гольдони К. 66
Горбунов И. Ф. 266
Горев А. Ф. 407
Горчаков Н. М. 61
Горький М. (Пешков А. М.) 11, 70, 74, 105, 111, 112, 126, 128 – 130, 141 – 143, 153 – 161, 164 – 166, 168 – 170, 190, 196, 201, 204, 240, 241, 244 – 256, 258, 262, 266, 281 – 284, 286, 291, 296, 308, 309, 355, 379, 414, 416
Гославский Е. П. 107
Грибоедов А. С. 315, 317
Грибунин В. Ф. 257, 340
Грубе М. 180
Гуревич Л. Я. 40, 81, 322, 323
Гюго В. 26, 32, 141, 165, 166
Д’Аннунцио Г. 141, 262
Дарский (Псаров) М. Е. 51
Добужинский М. В. 11, 422
Долгоруков П. Д. 318
Дорошевич В. М. 124, 158, 225
Достоевский Ф. М. 254, 350
Дузе Э. 63, 64, 141
Дункан А. 400
Дюпон Э. 356
Егоров В. Е. 346, 388, 398, 401, 404
Ермолова М. Н. 20, 43, 112, 223, 360, 412
Есаков В. Д. 9
Жорж М.‑Ж. 26
Завадский Ю. А. 9
Золя Э. 102
Ибсен Г. 27, 28, 39, 49, 51, 65, 84, 112, 113, 125, 136, 145, 153, 169, 172, 182, 208, 209, 263, 301, 307, 322, 329, 386, 387, 397, 399
Иванов-Козельский М. Т. 32
Иержабек Л. 300
Каллаш В. В. 309
Карпов Е. П. 237
Качалов В. И. 72, 105, 112, 113, 115, 123, 128, 170, 200, 210, 232, 252, 271, 283, 304, 322, 326, 328 – 334, 336, 337, 340, 342, 373, 374, 398, 399
Квапил Я. 119, 120
Керр А. 298, 301, 302
Кириллов В. С. 180, 401
Книппер-Чехова О. Л. 58, 63, 65 – 68, 74, 96, 97, 99 – 112, 117, 118, 120, 123, 127 – 129, 132, 135, 137, 139, 143, 144, {454} 148, 149, 160, 163, 166, 168, 171, 172, 174 – 176, 179, 192, 194, 196, 197, 201 – 205, 211, 213, 214, 218, 221, 222, 227, 230 – 232, 238, 241, 243, 248, 258, 259, 261, 266, 276, 283, 297, 311, 326, 339, 343 – 346, 360, 364, 391, 398, 399, 405, 412, 417
Коклен-старший 20
Колупаев Н. А. 70, 275, 310
Комиссаржевская В. Ф. 64, 80, 143, 271, 381, 387 – 389
Комиссаржевский Ф. П. 20
Коонен А. Г. 392
Корнель П. 32
Косминская Л. А. 73, 262, 313
Кронек Л. 7, 38, 180
Кропивницкий М. Л. 319
Крэг Г. 11, 270, 335, 422
Кугель А. Р. 322, 391
Куприн А. И. 231
Лаврентьев А. Н. 389
Левитан И. И. 237
Левицкий Ф. Ф. 19
Лейн Я. Л. 276
Ленский А. П. 19, 20, 30, 43, 63, 111, 165, 166, 210, 340, 360, 362, 412
Лентовский М. В. 22, 37, 43, 46, 83, 106
Леонидов Л. Д. 8
Леонидов Л. М. 72, 105, 200, 210, 214, 221, 226, 227, 232, 233, 310, 326, 334, 342, 343, 384, 392, 393, 398, 417, 420
Лепковский Е. А. 172
Ливен 318
Лилина М. П. 68, 72, 73, 82, 83, 121, 126, 144, 221 – 223, 251, 255, 258 – 261, 284, 288, 304, 305, 306, 311, 313, 327, 331, 332, 364, 412
Литовцева Н. Н. 84, 127, 262
Лопе де Вега 32
Лось А. П. 73
Лужский (Калужский) В. В. 50 – 52, 68, 87, 102, 112, 116, 117, 130, 133, 135, 136, 154, 155, 159, 171, 184, 190, 191, 205, 207, 209, 213, 232, 240, 241, 258, 260, 281, 282, 284, 285, 287, 288, 298, 304, 306 – 310, 338 – 340, 348, 360, 376, 381, 382, 394 – 396, 398, 401, 407, 419, 422
Мазырин В. А. 37
Максимов В. В. 73, 338, 344
Мамонтов С. С. 39
Маркс А. Ф. 99
Мелик-Захаров С. В. 9
Мейерхольд Вс. Э. 7, 8, 11, 50, 57, 60, 62, 63, 66, 68, 71 – 74, 84, 86, 87, 91, 100, 112, 127, 128, 132, 135, 137 – 142, 200, 208, 218, 236, 257, 261 – 265, 267 – 269, 271, 275, 276, 278, 287 – 290, 292 – 296, 302, 309, 328, 338, 356, 381, 387 – 391, 415
Менье К. 300
Метерлинк М. 114, 140 – 142, 236, 262, 265 – 267, 272, 274, 275, 289, 302, 386, 388, 401, 402, 404, 405
Миллер И. П. 390, 400
Михальский Ф. Н. 9
Мольер Ж.‑Б. 25, 26
{455} Морозов С. Т. 70, 105 – 107, 111, 116, 124, 128, 132, 133, 135, 144, 146, 148, 162, 170, 203 – 205, 207 – 210, 212, 234, 240, 241, 243 – 246, 251 – 256, 258, 259, 347, 348, 355, 370, 411, 412
Морозова З. Г. 347, 349, 350, 354
Москвин И. М. 52, 53, 55, 139, 144, 168, 170, 171, 219, 255, 281, 304, 318, 326, 345, 346, 360, 375, 382, 395, 396, 401, 403, 407, 422
Музиль Н. И. 18, 19
Мунт Е. М. 132, 135, 292
Муратова Е. П. 221, 226, 398,
Найденов С. А. 241, 252, 352, 386
Нелидов В. А. 356, 359, 362, 363, 369 – 378, 380, 382, 383, 416
Немирович-Данченко Вас. И. 44
Немирович-Данченко Е. Н. 345, 350, 394
Николай II 184
Нильский А. А. 93
Ницше Ф. 140
Орлов 402
Островский А. Н. 16, 27, 222, 223
Павлова Т. П. 199
Певцов И. Н. 293
Петрова В. А. 266, 305
Петровский А. П. 400
Писемский А. Ф. 317
Подгорный Н. А. 326, 330, 338, 345, 373
Подольский С. С. 9, 10
Полевицкая Е. А. 282
Полунин И. М. 161
Помялова А. И. 339
Попов Н. А. 31, 40
Попов С. А. 289, 290, 292, 294
Правдин О. А. 19
Пронин Б. К. 262, 292
Пушкин А. С. 16, 27, 45, 146, 308, 386, 395, 397, 411
Пчельников П. М. 42
Пшибышевский С. 262
Радлов С. Э. 297
Раевская Е. М. 106, 144, 261, 339
Рафаэль С. 329, 340
Репин И. Е. 146, 188
Репман Вл. Э. 288
Роксанова М. Л. 63 – 66, 80, 128, 135
Росси Э. 20, 91
Ростоцкий Б. И. 55
Рудницкий К. Л. 60
Румянцев Н. А. 383, 418
Савина М. Г. 22
Савинская Т. А. 392
Савицкая М. Г. 65, 135, 262, 344, 364
Садовская О. О. 19
Садовский Н. К. 319
Салтыков В. А. 418
Сальвини Т. 20, 24, 31 – 34, 40
Самарова М. А. 109, 349, 412
Самойлов В. В. 93
Санин А. А. 50, 52, 55, 86, 87, 89, 90, 102, 109, 111, 115, 116, 135 – 137, 142, 154, 219, 292, 355
Сапунов Н. Н. 289, 290
Сахновский В. Г. 216, 404
Сац И. А. 293, 329, 342, 345, 401
Свободин М. П. 35
Симов В. А. 54, 60, 70, 71, 82, 135, 155, 159, 180, 181, 202, {456} 215, 217, 218, 220, 227, 228, 234, 266, 275, 310, 327, 328, 395, 398
Скиталец С. Г. 143, 235
Слепцов В. А. 266
Соболев Ю. В. 224
Солодовников А. В. 9
Сосницкий И. И. 14
Средин Л. В. 262, 281
Стахович А. А. 148, 153, 186, 187, 251, 252, 255, 258, 261, 296, 318, 324, 325, 333, 334, 339, 343, 345, 349, 355, 356, 360, 362, 369, 370, 372, 373, 375, 376, 378, 379, 396
Стаховичи 143
Стрепетова П. А. 43, 222
Стриндберг А. 107, 387
Суворин А. С. 247
Судейкин С. Ю. 289, 290
Судьбинин С. Н. 123
Сулержицкий Л. А. 121, 171, 194, 195, 211, 270, 281, 329, 333 – 335, 339, 340, 342, 347, 356, 363, 401, 402, 405
Сургучев И. Д. 256
Суреньянц В. Я. 70, 71
Сурков Е. Д. 9
Таиров А. Я. 7
Тарасов Н. Л. 303
Теляковский В. А. 354, 358 – 362, 383
Титова О. А. 287
Тихомиров И. А. 121, 130, 136, 262
Толстой А. К. 50, 53, 54, 91, 93
Толстой Л. Н. 27, 44, 108, 153, 161, 308
Толубеев Ю. В. 9
Топорков В. О. 9
Трубецкой С. Н. 74
Тургенев И. С. 200, 204
Ульянов Н. П. 289 – 293, 342
Уралов И. М. 407
Фальке Я. 184
Федотов А. Ф. 20, 35, 36, 39, 224, 225
Федотова Г. Н. 19, 20, 43, 354, 360, 362
Федотовы 19
Фессинг Л. А. 376
Флеров (Васильев) С. В. 28, 85, 91
Халютина С. В. 226, 233
Ходасевич В. Ф. 357
Хрущев Н. С. 9
Чайковский П. И. 95, 236, 237
Черкасов Н. К. 9
Чехов А. П. 11, 29, 30, 40, 41, 51, 56 – 64, 66 – 70, 72 – 76, 78, 80 – 82, 84, 86, 87, 94 – 99, 102, 105, 107, 108, 110, 111, 113, 116 – 119, 121 – 127, 129, 131, 132, 134, 135, 137, 143 – 145, 148, 153, 158, 160, 163, 166, 168, 169, 172, 175, 179, 184, 188 – 190, 195, 196, 198 – 203, 209, 211 – 224, 226 – 239, 241, 243, 248 – 250, 255, 256, 259, 265, 266, 271, 275, 282, 283, 286, 301, 308, 319, 333, 357, 411, 412, 414, 416
Чехов М. А. 10
{457} Чехова М. П. 108, 339
Чириков Е. Н. 143, 252, 256
Чуковский К. И. 9
Чушкин Н. Н. 55
Чюмина О. Н. 143
Шамшины 305
Шаров П. Ф. 270
Шекспир У. 21, 22, 24, 25, 27, 36, 38, 101, 147, 176, 180 – 183, 185, 188 – 190, 192, 194, 195, 197, 225, 301
Шиллер Ф. 27, 38, 141, 299
Шостакович Д. Д. 9
Штраух М. А. 199
Шумский С. В. 91, 93
Щепкина-Куперник Т. Л. 231
Щукин Я. В. 104, 105
Эренбург И. Г. 9
Эркман-Шатриан (Э. Эркман и А. Шатриан) 22
Эфрос Н. Е. 24, 39, 40, 55, 85, 136, 156, 158, 161, 164 – 166, 168 – 170, 194, 195, 198, 202, 214, 253, 390, 391, 396, 397, 399, 410, 411
Южин А. И. 29, 52, 63, 87, 125, 210, 352, 360, 363, 383, 413, 422
Юрьев Ю. М. 32
Юшкевич С. С. 256
Яблочкин А. А. 19
Яблочкина А. А. 19
Якунчиковы 143, 217
Ярцев П. М. 256, 259, 266
Ярцева М. Г. 249
{458} Указатель драматических произведений[48]
А Б В Г Д Ж З И К Л
М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Ю
«Авдотьина жизнь» С. А. Найденова 252
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстому 103
«Бесприданница» А. Н. Островского 223
«Борис Годунов» А. С. Пушкина 360, 365, 386, 393 – 397
«Бранд» Г. Ибсена 307, 310, 311, 321 – 333, 337 – 341, 345, 355, 357, 370, 379, 411
«Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому 108
«Варвары» М. Горького 27
«Венецианский купец» («Шейлок») У. Шекспира 37, 46, 56, 83, 225
«Вишневый сад» А. П. Чехова 69, 82, 105, 171, 198 – 204, 206, 211 – 222, 226 – 239, 245, 248, 253, 260, 274, 287, 316
«Власть тьмы» Л. Н. Толстого 117, 152 – 154, 159 – 163, 169, 178, 222
«В мечтах» Вл. И. Немировича-Данченко 125 – 129, 137, 139, 140, 154, 179, 351
«Возчик Геншель» («Геншель») Г. Гауптмана 85
«Гамлет» У. Шекспира 16, 20, 21, 197, 270
«Ганнеле» Г. Гауптмана 22, 23, 37, 41, 43, 44, 46, 56, 83, 139, 289
«Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева 107, 200
«Гедда Габлер» («Эдда Габлер») Г. Ибсена 84, 85, 145
«Горе от ума» А. С. Грибоедова 260, 272, 273, 296, 297, 308 – 310, 313 – 320, 325, 330, 350, 415
«Горькая судьбина» А. Ф. Писемского 35, 39, 222
«Горящие письма» П. П. Гнедича 39, 41
«Гувернер» В. А. Дьяченко 46
«Дачники» М. Горького 247 – 250, 252 – 255, 258, 282
«Двенадцатая ночь» У. Шекспира 46
«Дети солнца» М. Горького 74, 281 – 287, 292, 307, 309, 314, 355
«Дикая утка» Г. Ибсена 125, 126, 136, 145
«Доктор Штокман» Г. Ибсена 105, 110, 112, 113, 116, 118, 140, 145, 153, 296, 298, 301
«Дон Жуан» Ж.‑Б. Мольера 16
«Драма жизни» К. Гамсуна 267, 268, 272 – 274, 284, 300, 307, 309, 311, 318, 321 – 333, 337, 338, 340 – 346, 354, 356, 357, 370, 379, 406
«Дружки» М. Горького 252, 253
«Дядя Ваня» А. П. Чехова 69, 85, 87, 90, 94 – 101, 104, 108, 111, {459} 118, 122, 171, 174, 175, 188, 214, 287, 298, 299
«Женщина с моря» («Эллида») Г. Ибсена 51, 65, 387
«Жертва политики» Б. Бьернсона 145
«Жизнь Человека» Л. Н. Андреева 318, 360, 363, 386 – 388, 390 – 393, 395, 397, 400, 406, 409
«Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева 46
«Заговор Фиеско в Генуе» («Заговор Фиеско») Ф. Шиллера 37
«Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю 32
«Злоумышленник» («Пестрые рассказы») по А. П. Чехову 108, 265
«Золото» Вл. И. Немировича-Данченко 21, 28, 31, 52
«Иван Мироныч» Е. Н. Чирикова 252, 270
«Иванов» А. П. Чехова 29, 30, 69, 201, 209, 214, 257, 259, 272, 275, 355, 393
«Каин» Дж. Байрона 270, 360, 372, 387, 388, 416
«Калхас» А. П. Чехова 107
«Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Г. Ибсена 101, 105, 110, 112 – 115, 118, 145, 153, 182
«Комедия любви» Г. Ибсена 289
«Кориолан» У. Шекспира 180
«Кровавая свадьба» А. Линднера 37
«Лагерь Валленштейна» Ф. Шиллера 37
«Леший» А. П. Чехова 29, 30
«Макбет» У. Шекспира 20
«Мария Тюдор» В. Гюго 26
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова 16
«Мертвые души» по Н. В. Гоголю 108
«Мещане» М. Горького 125, 128 – 131, 159 – 161, 163, 164, 169
«Микаэль Крамер» Г. Гауптмана 100, 125 – 127
«Много шума из ничего» У. Шекспира 22, 38, 40, 45, 46
«Монна Ванна» М. Метерлинка 141, 145, 149
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина 270
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского 270
«На дне» М. Горького 153, 155 – 160, 163 – 170, 177 – 179, 205, 216, 221, 246, 249, 298, 321, 355
«Непрошенная» М. Метерлинка 114, 265
«Не так живи, как хочется» А. Н. Островского 222
«Новобрачные» Б. Бьернсона 46
«Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко 21, 28, 29, 31
«Нора» Г. Ибсена 28
«Одинокие» Г. Гауптмана 101 – 104, 111, 139, 175, 200, 263
«Орлеанская дева» Ф. Шиллера 37
{460} «Отелло» У. Шекспира 23 – 25, 34, 38, 40, 44, 46, 58, 83, 184, 270
«Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка 388
«Пестрые рассказы» («Злоумышленник», «Хирургия», «Унтер Пришибеев») по А. П. Чехову 107, 134
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого 44, 83
«Поздняя любовь» А. Н. Островского 46
«Польский еврей» Эркмана-Шатриана (Э. Эркмана и А. Шатриана) 22, 38, 41, 441
«Последняя воля» Вл. И. Немировича-Данченко 22, 27, 28, 46, 52
«Потонувший колокол» Г. Гауптмана 41, 46, 47, 49, 56, 67
«Привидения» Г. Ибсена 28, 39, 270, 273, 275 – 278
«Провинциалка» И. С. Тургенева 107
«Ревизор» Н. В. Гоголя 360, 386, 387, 400, 401, 405 – 407, 409 – 411, 415, 417, 418
«Роза и Крест» А. А. Блока 12
«Росмерсхольм» Г. Ибсена 208, 209, 369, 385, 386, 397 – 400, 403, 411
«Рубль» А. Ф. Федотова 35
«Русское Богатырство» А. Л. Полевого 289
«Рюи Блаз» В. Гюго 165
«Самоуправцы» А. Ф. Писемского 38, 44, 46, 56, 83
«Светит, да не греет» А. Н. Островского 223
«Свободный художник» Е. П. Гославского 107
«Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому 12, 270
«Сестра Беатриса» М. Метерлинка 389
«Синяя птица» М. Метерлинка 23, 171, 291, 335, 360, 376, 386 – 388, 400 – 407, 409, 419
«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина 45
«Слабая струна» пер. с франц. П. Баташова 18
«Слепые» М. Метерлинка 114, 265
«Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого 85, 86, 89 – 94, 96, 100, 104, 111, 136, 137, 184
«Смерть Тентажиля» М. Метерлинка 288, 289, 294, 302, 341
«Снегурочка» А. Н. Островского 105, 107, 109 – 112, 115, 116, 121, 134, 145, 162, 178, 180, 355
«Старые годы» И. В. Шпажинского 64
«Стены» С. А. Найденова 352, 386, 387
«Столпы общества» Г. Ибсена 153, 171 – 178, 196, 207, 269
«Счастливец» Вл. И. Немировича-Данченко 19, 27, 31, 52
«Счастье Греты» Э. Мариэтта 65, 66, 70, 83
«Тайна женщины» пер. с франц. К. А. Тарновского 18
«Там, внутри» М. Метерлинка 114, 265, 275
{461} «Темный бор» Вл. И. Немировича-Данченко 27
«Трактирщица» К. Гольдони 66
«Три сестры» А. П. Чехова 30, 69, 81, 105, 116 – 125, 139, 144, 145, 171, 174, 177, 188, 201, 228, 236, 249, 298, 319
«Укрощение строптивой» («Укрощение своенравной») У. Шекспира 46
«У монастыря» П. М. Ярцева 259, 265 – 267, 275
«Унтер Пришибеев» («Пестрые рассказы») по А. П. Чехову 108, 265
«Уриэль Акоста» К. Гуцкова 38 – 40, 44, 46, 58, 83
«Фома» по Ф. М. Достоевскому 83
«Хирургия» («Пестрые рассказы») по А. П. Чехову 108, 265
«Хозяйка гостиницы» К. Гольдони 270
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого 49 – 58, 77, 83, 110, 111, 131, 180, 184, 346
«Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко 27, 28, 30, 52
«Чайка» А. П. Чехова 30, 40, 41, 51, 56 – 84, 94, 104, 111, 116, 118, 139, 184, 188, 201, 214, 237, 263, 270, 295, 305, 319, 320, 338, 355
«Черные маски» Л. Н. Андреева 403
«Шиповник» Вл. И. Немировича-Данченко 19
«Шлюк и Яу» Г. Гауптмана 288, 291
«Юлиан отступник» («Кесарь и Галилеянин») Г. Ибсена 387
«Юлий Цезарь» У. Шекспира 36, 69, 101, 145, 147, 176 – 197, 200, 203 – 206, 209, 214, 216, 217, 221, 232, 269, 274, 279, 289, 299, 300, 309, 315, 321, 355, 417
[1] Вл. И. Немирович-Данченко. Из прошлого. М., Гос. изд‑во «Художественная литература», 1938, с. 38.
[2] Подробности дела см. в статье В. Д. Есакова «О закрытии журнала “Исторический архив” в 1962 г.» («Отечественные архивы», 1992, № 4).
[3] Музей МХАТ, КП 33096.
[4] В настоящее время — Научно-исследовательский сектор Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова.
[5] Михаил Чехов. Литературное наследие. В 2‑х т. М., «Искусство», 1995, т. 2, с. 374.
[6] В 1925 году, читая рукопись первого издания «Моей жизни в искусстве» на русском языке, Немирович-Данченко посоветовал Станиславскому частично сократить главу о Сальвини, потому что «такая подробная характеристика Сальвини не интересна для специальной книги о Станиславском и много раз делалась раньше» Станиславский послушался и сделал большие вымарки Немирович-Данченко ошибался Станиславский писал о Сальвини не как все, а по-своему Теперь этот сокращенный текст печатается в собраниях сочинений Станиславского в качестве приложения или комментария (Здесь и далее при меч. автора).
[7] Работая в сезоне 1924/25 года над первым изданием «Моей жизни в искусстве» на русском языке, Станиславский употребил понятие «интуиция чувства» (Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 42, ед. хр. 70, л. 1, 7). Редактор книги Л. Я. Гуревич сочла, что «выражение “интуиция чувства” научно безусловно — неправильно», и предложила заменить его другим: «интуиция и чувство» (Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 110, лл. 559, 559 об.). Станиславский принял эту правку. Однако понятие «интуиция чувства» точнее передает его режиссерский прием при постановке «Чайки» Чехова. Тогда интуиция приводила к чувству, потому что другие методы овладения чувством еще не были им открыты.
[8] «Эллида» («Женщина с моря»).
[9] В приложениях к монографии Б. Ростоцкого и Н. Чушкина «“Царь Федор Иоаннович” на сцене МХАТ» (1940) прослеживаются все эти изменения.
[10] Этот экземпляр ошибочно принимается исследователями за режиссерский документ 1898 года (Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. 1898 – 1930. В 6‑ти т. Т. 2. М., «Искусство», 1981. Вступ. ст. К. Рудницкого.) Принадлежность его к возобновлению 1905 года доказывает использование в планировке декорации беседки (на месте дома в глубине сада, как было на премьере 1898 года) и камня для исполнения Ниной монолога. Эти детали совпадают с чертежами планировок декораций возобновления «Чайки», сделанными В. А. Симовым Рассказы о введении беседки в декорацию при возобновлении спектакля содержатся в мемуарах Симова «Моя работа с режиссерами» и в книге Вс. Э. Мейерхольда «О театре».
[11] Указаны страницы рукописи Станиславского.
[12] Вспоминая об этом, Немирович-Данченко писал еще категоричнее: «Астров 1‑я роль, когда Станиславский отдался мне» (Записной листок, Н‑Д № 7735/9).
[13] В первый раз имена трех режиссеров, Станиславского, Немировича-Данченко и Лужского, были указаны на гастролях МХАТ в 1922 – 1924 годах в Европе и Америке. Историческая оценка вкладов трех участников постановки опирается на мнение Немировича-Данченко, что лично он «заражал всех “душою Чехова”», а Станиславский создавал «все тело пьесы» (КС‑9, т. 1, с. 557).
[14] Мария Федоровна — Андреева; Мунт — Е. М. Мунт, свояченица Мейерхольда.
[15] Интригу с созданием корпорации Мейерхольд, со своей точки зрения, интерпретировал у себя в записной книжке «История возникновения корпорации Алексеев корпорацию задушил, как только почувствовал в ней силу.
Немирович — кулак. В то же время — писатель. Это социальное его положение заставляет считаться с культурными начинаниями. Корпорация, по его [мнению], нужна. Он и создаст ее, наверное, такую же, как она была в начале лета 1898 г. (июнь, июль) в Пушкине Корпорация как отвод глаз.
Правила, которые Немирович вывешивает, — бич. Правила касаются только артистов (очень строгие). “Вами они написаны”. Да, но при условии власти в руках артистов» (Мейерхольдовский сборник Вып. 1. Т. 1. М., Творческий центр им. Вс. Мейерхольда, 1992, с. 237).
[16] Эту мысль Станиславского Немирович-Данченко передает в своем изложении.
[17] Понадобилось время и наблюдение за процессом последующего поколения, чтобы оценить заслугу режиссуры Станиславского. Когда позади было целое столетие со дня рождения Станиславского, в 1963 году, одним из наиболее ясно сделавших это был Б. В. Алперс. Он писал: «Для Станиславского режиссер — это художник, который идет в своем замысле спектакля не только от драматургического произведения, но и от своего собственного — иногда более широкого и точного, чем у драматурга, — знания действительности, лежащей за этим произведением и определившей в свое время его создание. <…> Так рождается новое искусство современной режиссуры, не производное от драматургии, не играющее чисто служебную внутритеатральную роль, но искусство самостоятельное, поскольку оно имеет непосредственную связь с самой жизнью, в ее вечно меняющемся содержании, в ее движущихся формах» (Алперс Б. Искания новой сцены. М., «Искусство», 1985, с. 228 – 229).
[18] третье сословие (франц.)
[19] В подлиннике дарственной надписи Горького — «сердцу» и без восклицательного знака (Н‑Д № 1).
[20] 9 февраля 1903 года.
[21] Из Рима Немирович Данченко привез в подарок Станиславскому роскошную книгу «Stonadi Roma» Francesco Bertolim (Milano, Fratelh Treves Editori, 1890) — см.: Ф. 3, режиссерская библиотека Станиславского, КСА № 230.
[22] С. В. Халютина и Н. Г. Александров исполняли роли Дуняши и Яши.
[23] Это письмо Немировича-Данченко не сохранилось.
[24] Премьера «Дачников» состоялась 15 декабря 1904 года в Русском театре в Риге «под наблюдением автора и с участием артистки Андреевой». Премьера «Авдотьиной жизни» состоялась там же 15 ноября 1904 года. (Русский театр в Риге. Рига, Типо-литография Шнакенбург, 1913, с. 28).
[25] Апрель и май 1905 года.
[26] Доказательством их согласия в работе служат и поздние, уже после кончины Станиславского, деловые записочки Лилиной к Немировичу-Данченко о роли Графини-бабушки в «Горе от ума». Она с готовностью принимает советы Немировича-Данченко («Вы режиссер и Владыка») и обещает актерски оправдать «все, даже 6 переходов этой старухи, которая едва держится на ногах».
[27] В разной степени полноты подобные режиссерские записи будут сопровождать работу Станиславского над «Хозяйкой гостиницы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Моцартом и Сальери», «Каином» В отдельных случаях они будут поручаться помощникам Станиславского: Сулержицкому в работе над постановкой «Гамлета» с Гордоном Крэгом, В. М. Бебутову — над «Селом Степанчиковым», П. Ф. Шарову — над «Чайкой». Иные записи самого Станиславского превращаются в его рукописи по «системе».
[28] Самостоятельно Немирович-Данченко провел 16 репетиций, Станиславский — 14. Народную сцену холерного бунта репетировал Н. Г. Александров. Лужский в качестве режиссера в протоколах не значится.
[29] Вл. Э. Репман — актер и режиссер, в дальнейшем работал в МХТ с 1907 по 1910 год.
[30] КСА — так сокращенно Станиславский писал: Константин Сергеевич Алексеев.
[31] force majeure — чрезвычайные обстоятельства (франц.).
[32] Немирович-Данченко не написал, при каких обстоятельствах.
[33] Л. А. Косминская была дублершей Лилиной в роли Лизы.
[34] Фамилия М. Н. Германовой по отчиму.
[35] А. А. Стахович избирался третьим директором МХТ в сезонах 1905/06 – 1910/11 годов.
[36] Характеристика, данная М. Г. Савицкой Немировичем-Данченко (летопись Н‑Д, с. 270).
[37] А. Л. Вишневский исполнял роль Енса Спира, В. Е. Егоров — художник спектакля вместе с Н. П. Ульяновым.
[38] Один из учредителей и пайщиков Товарищества МХТ.
[39] Эрнестин Дюпон — гувернантка сына Станиславского, И. К. Алексеева.
[40] Сапожникова В. В., сестра С. В. Алексеева.
[41] Относительно датировки этого письма в разных изданиях существуют разногласия между отнесением его к сезону 1906/07 или к сезону 1907/08 года. Сравнение разных документов приглашения В. А. Нелидова в МХТ подтверждает принадлежность письма к сезону 1906/07 года. Оно относится к событиям первой попытки поступления Нелидова, окончившейся отказом Немировича-Данченко (см. письмо Нелидова к Немировичу-Данченко от 22 февраля 1907, Н‑Д № 5094). Вторая попытка была предпринята летом 1907 года через протекцию Станиславского и окончилась в марте 1908 года (см. письмо Нелидова к Немировичу-Данченко от 21 марта 1908 года, Н‑Д № 5095).
[42] «Юлиан отступник» («Кесарь и Галилеянин») Г. Ибсена.
[43] По мнению Станиславского, Немирович-Данченко без необходимости послал пьесу для цензуры в Синод, где ее и запретили.
[44] Эффект полета исполнялся «черными людьми» — актерами в черных костюмах, невидимыми на черном бархатном фоне и перемещавшими в воздухе предметы.
[45] В данном случае в квадратных скобках восстановлено вычеркнутое Станиславским по ошибке.
[46] Всего сохранилось три варианта текста, свидетельствующие, что Станиславский смягчал упреки, сокращал количество провинностей и не стал адресовать их поголовно всем, как сделал сначала.
[47] Публикации ранее неопубликованных писем Станиславского см. в 7 – 9 томах выходящего 9‑томного собрания его сочинений.
[48] В скобках даны названия спектаклей и неосуществленных постановок.
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!