Эпоха художественного директора 49 страница
Статьи Мейерхольда — Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2‑х ч. М., «Искусство», 1968.
ТН — Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. В 2‑х т. М., «Искусство», 1952 – 1954.
Чехов — Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. В 30‑ти т. Письма в 12‑ти т. М., «Наука», 1974 – 1983.
{425} Примечания
Ссылки на публикации в книгах даются с перечислением использованных источников с указанием страниц. Ссылки на неопубликованные документы[47] и периодические издания нумеруются.
Опубликованные тексты, имеющие разночтения с подлинниками, цитируются по подлинникам, о чем делаются указания.
Отдельные письма Вл. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, а также документы МХТ опубликованы в комментариях изданий: «Избранные письма» Немировича-Данченко и «Из записных книжек» Станиславского. В этих случаях ссылки даются с пометкой «комментарий».
Ссылки на документы, хранящиеся в Музее МХАТ, приводятся под шифрами: КП — книга поступлений; Ф. 1, ВЖ, БРЧ, РЧ — фонд МХАТ (1897 – 1986); Ф. 3, КС — фонд К. С. Станиславского; Ф. 4, Н‑Д — фонд Вл. И. Немировича-Данченко; «А» и др. буквенные шифры — личные фонды деятелей МХАТ.
Встреча
Глава первая
ТН, т. 2, с. 152, 153, 468.
КС‑8, т. 1, с. 21, 22, 32.
Летопись КС, т. 1, с. 84 – 85.
1. Немирович-Данченко Вл. И. Первые театральные воспоминания. — «Новый мир», М., 1943, № 1. Цит. по подлиннику: Н‑Д № 7256/1, л. 17.
2. Немирович-Данченко Вл. И. Обещанные воспоминания о Первой классической тифлисской гимназии. — Н‑Д № 7274, л. 10.
|
|
3. Н‑Д № 7256/1, л. 52.
4. Немирович-Данченко Вл. И. [«Меня просили из Тифлиса прислать воспоминания о тифлисских театрах <…>».] — Н‑Д № 7253, л. 8.
Глава вторая
Летопись Н‑Д, с. 76, 78, 101, 108, 114, 183.
Рецензии Н‑Д, с. 165.
{426} ИП, т. 1, с. 61.
Летопись КС, т. 1, с. 201.
КС‑8, т. 7, с. 115 – 116.
1. Станиславский К. С. Художественные записи, т. 2. — КС № 15381/262.
2. КС № 15381/260.
3. КС № 15381/234.
4. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского «Отелло», 1896. — КС № 18912, л. 50 об., 55.
5. КС № 15381/236.
6. КС № 18912, л. 90, 95.
7. КС № 15381/213.
8. Записная книжка. — КС № 745, л. 167 – 168.
9. Там же, л. 149 – 150.
Глава третья
Летопись Н‑Д, с. 115.
Рецензии Н‑Д, с. 161, 162.
ТН, т. 2, с. 64.
ИП, т. 1, с. 237.
Из прошлого, с. 14.
1. Коллекция печатных вырезок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 10251, л. 66.
2. Приветствие Вл. И. Немировича-Данченко ЦЕТЕТИС’у. — «Современный театр», М., 1929, № 8.
3. Н‑Д № 10251, л. 53 об.
4. Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с В. Я. Виленкиным о вступительной статье к сборнику своих пьес. — Н‑Д № 7258, л. 3.
5. Коллекция печатных вырезок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 10247, л. 8.
6. Немирович-Данченко Вл. И. [Курс сценического искусства в МХТ по программе «Что такое искусство театра Чехова»]. 1 лекция [15 ноября 1919]. — Н‑Д № 7245, л. 12.
|
|
7. Записной листок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7699/15.
Глава четвертая
О Станиславском. М., ВТО, 1948, с. 191.
Летопись Н‑Д, с. 88, 96, 112.
ТН, т. 1, с. 184; т. 2, с. 75.
Рецензии Н‑Д, с. 106, 110, 114, 170.
КС‑8, т. 1, с. 163; т. 5, с. 90, 91, 98, 102, 104, 115.
{427} КС‑9, т. 1, с. 534. Цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 27 об.
1. «Современный театр», М., 1929, № 8.
2. Немирович-Данченко Вл. И. Второй драматический курс. 1896/97. [Годовой балл] — Н‑Д № 7677/1.
Глава пятая
Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX – XX веков. Под ред. А. А. Гвоздева. М.‑Л., «Искусство», 1939, с. 91.
Рецензии Н‑Д, с. 126, 212.
КС‑8, т. 1, с. 149; т. 5, с. 109, 110, 112, 130, 134.
1. КС № 15381/356.
2. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского «Привидений». — КС № 18921/1, л. 95.
3. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского «Уриэля Акосты». — КС № 18951, л. 47 об.
4. КС № 15381/118.
Глава шестая
ТН, т. 2, с. 76.
Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра. М., «Искусство», 1963, с. 212.
КС‑8, т. 5, с. 133.
Рецензии Н‑Д, с. 137.
ИП, т. 1, с. 89, 119, 493 (комментарии).
Ежегодник за 1949 – 1950, с. 97.
Из прошлого, с. 89.
1. Н‑Д № 7692.
2. Записная книжка. — КС № 745, л. 70.
3. Записная книжка. — КС № 744, л. 30.
|
|
4. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [2 августа 1897]. — Н‑Д № 1527.
Разделение власти
Глава первая
КС‑8, т. 5, с. 175; т. 7, с. 126, 128 – 129, 136, 150.
Из прошлого, с. 89, 99.
ИП, т. 1, с. 114, 142.
Режиссерские экземпляры, т. 1, с. 77, 197, 207, 231.
{428} Статьи Мейерхольда, ч. 1, с. 69.
Переписка Мейерхольда, с. 20.
Ежегодник за 1945 – 1950, с. 123.
Летопись КС, т. 1, с. 247.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [2 августа 1897]. — Н‑Д № 1527.
2. Лужский В. В. [«Прошлое в настоящем — небылица <…>». Воспоминания]. — А № 6364, л. 1 – 2.
3. Там же, л. 3.
4. Воспоминания заслуженного артиста Московского Художественного академического театра А. Л. Вишневского к 30‑летию театра 27 октября 1928. — КП 4985/2, л. 8.
5, 6. Немирович-Данченко Вл. И. [Заметки по поводу пьесы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»]. — Н‑Д № 120/1, л. 3.
Глава вторая
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 108, 120.
ИП, т. 1, с. 102 – 105, 110, 120 – 122, 143 – 146, 149, 152 – 155, 161 – 164.
КС‑8, т. 7, с. 121, 141, 142, 146, 147, 149, 154.
Чехов, т. 2, с. 271; т. 7, 170, 319, 338.
ТН, т. 2, с. 140, 148.
Ежегодник за 1945 – 1950, с. 98.
Летопись КС, т. 1, с. 257.
1. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 60, л. 1 об.
2. «Московские ведомости», М., 1898, 3 дек.
3. «Русский листок», М., 1898, 5 дек.
4. «Новости дня», М., 1898, 4 дек.
5. «Курьер», М., 1898, 19 дек.
Глава третья
|
|
КС‑8, т. 7, с. 329.
1. Рабочая тетрадь. — Н‑Д № 8025, л. 15 об.
2. РЧ № 182, л. 8, 12 – 12 об.
3. Там же, л. 15 об.
4. Рабочая тетрадь. — Н‑Д № 7959, л. 4 об.
5. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21545, л. 13 об.
6. Там же, л. 15 об.
7. Замечания на репетиции «Чайки». — Н‑Д № 137, л. 21 об.
8. Рабочая тетрадь. — Н‑Д № 7960, л. 6 об.
{429} Глава четвертая
КС‑8, т. 1, с. 200, 201, 224; т. 5, с. 331; т. 7, с. 141, 142, 145.
Режиссерские экземпляры, т. 2, с. 55, 105, 121, 159.
«Чайка» в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского. Л.‑М., «Искусство», 1938, с. 19, 47 – 48.
ИП, т. 1, с. 145, 146.
Из прошлого, с. 122, 124, 132, 133.
КС‑9, т. 1, с. 557 (комментарии); цит. по подлиннику: Экземпляр Вл. И. Немировича-Данченко. — Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 102.
1. Экземпляр Л. Я. Гуревич. — Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 110, л. 501.
2. Там же, л. 571.
3. Недописанное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1632.
Глава пятая
Переписка Мейерхольда, с. 21, 22.
ИП, т. 1, с. 138, 168, 170, 171, 173, 178, 179, 187.
Эфрос Николай. К. С. Станиславский. Пг., «Светозар», 1918, с. 38.
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 116.
КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 113.
КС‑8, т. 7, с. 127.
Летопись КС, т. 1, с. 269.
1. ВЖ № 5531/1, с. 72.
2. Письмо А. А. Санина к Вл. И. Немировичу-Данченко после 20 августа 1899. — Н‑Д № 5626/2.
3. Письмо А. А. Санина к Вл. И. Немировичу-Данченко от начала лета 1899. — Н‑Д № 5626/1.
4. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 23 июля [1899]. — Н‑Д № 1553.
5. Там же.
6. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 9 июня [1899]. — Н‑Д № 1549.
7. Приложение к письму Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 21 августа [1899]. — Н‑Д № 1559.
8. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 21 августа [1899]. — Н‑Д № 1560.
9. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Санину от 17 августа [1899]. — Н‑Д № 1402.
{430} 10, 11. Н‑Д № 1553.
12. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Санину от 20 августа 1899. — КП 5323/2199‑а.
Глава шестая
КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 116, 122, 124.
ИП, т. 1, с. 189 – 191.
Режиссерские экземпляры, т. 1, с. 271, 273, 413, 419.
КС‑8, т. 7, с. 163.
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 119 – 120.
Чехов, т. 8, с. 278.
1. «Московские ведомости», М., 1899, 1 окт.
2. Там же, 1899, 4 окт.
3. Немирович-Данченко. [«История моей драмы “В мечтах” <…>»]. — Н‑Д № 7261, л. 11.
4. «Новости дня», М., 1899, 4 окт.
5. Художественный реализм. По поводу постановок Художественно-Общедоступного театра. Опыт критики Пр. Пр. М., тип. газ. «Театральных известий», 1899, с. 17.
6. «Будильник», М., 1899, 28 ноября.
Глава седьмая
КС‑8, т. 1, с. 230, 231; т. 5, с. 338, 342, 618.
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 117, 118.
КС‑8, т. 1, с. 231.
Режиссерские экземпляры. 1898 – 1930. Театральное наследие. «Дядя Ваня» А. П. Чехова. М.‑СПб., Atheneum-Феникс, 1994, с. 149.
Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 82.
Чехов, т. 8, с. 272.
ИП, т. 1, с. 195 – 196, 202.
Книппер-Чехова, ч. 1, с. 102, 103.
1. Протоколы репетиций с 8 апреля по 30 мая 1899. — Ф. 1, сезон 1898/99.
Глава восьмая
Режиссерские экземпляры. 1898 – 1930. Театральное наследие.
«Дядя Ваня» А. П. Чехова. М.‑СПб., Atheneum-Феникс, 1994, с. 39, 89.
Чехов, т. 8, с. 194, 200.
ИП, т. 1, с. 194, 197, 199, 200, 203 – 206.
{431} КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 114, 118, 121.
Книппер-Чехова, ч. 1, с. 96.
Переписка Мейерхольда, с. 23.
Статьи Мейерхольда, ч. 2, с. 31.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 31 июля [1899]. — Н‑Д № 1555.
2. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [15 августа 1899]. — Н‑Д № 1558.
3. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского пьесы Г. Гауптмана «Одинокие». — КС № 18911/1, л. 6 об.
4. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21543, л. 41.
5. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому до 6 сентября 1899. — Н‑Д № 1565.
6. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому [1899?]. — Н‑Д № 1562.
Глава девятая
ИП, т. 1, с. 210 – 212, 215, 216, 224, 229, 260, 279; т. 2, с. 272.
КС‑8, т. 7, с. 166, 168, 180 – 182, 184 – 187, 195, 198, 203.
ТН, т. 2, с. 196, 197.
Чехова М. П. Письма к брату А. П. Чехову. М., «Художественная литература», 1954, с. 152.
Книппер-Чехова, ч. 2, с. 16.
Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 175, 179, 210.
Ежегодник за 1949 – 1950, с. 179.
Летопись КС, т. 1, с. 310, 311, 319.
Переписка Мейерхольда, с. 27.
КС‑9, т. 1, с. 551, 554.
Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М., СТД РСФСР, 1987, с. 107.
Рецензии Н‑Д, с. 214; цит. по: «Русская мысль», 1900, № 9.
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 131 – 132.
1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [15 августа 1899]. — Н‑Д № 1558.
2, 3. Письмо А. А. Санина к К. С. Станиславскому от 10 августа 1900. — КС № 10182.
4. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 59, л. 1.
5. Стенограмма беседы народных артистов и режиссеров МХАТ с народным артистом Республики Вл. И. Немировичем-Данченко 29 апреля 1936. — Н‑Д № 7556, л. 19.
6. Режиссерский экземпляр Вл. И. Немировича-Данченко пьесы {432} Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». — Н‑Д № 5, л. 59 об.
7. Там же, л. 13 об.
8. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского пьесы Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». — КС № 18894, л. 34, 34 об.
9. Записной листок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7733/1.
Глава десятая
КС‑9, т. 1, с 557.
Режиссерские экземпляры, т. 3, с. 147, 187, 191, 231, 261, 289.
Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 227, 302, 436.
Из прошлого, с. 170.
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 139.
Чехов, т. 9, с. 117, 180, 184, 192.
КС‑8, т. 5, с. 349; т. 7, с. 199 – 201, 352.
Из зап. кн., т. 1, с. 151, 218.
Леопольд Антонович Сулержицкий. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л. А. Сулержицком. М., «Искусство», 1970, с. 397.
К. С. Станиславский. Материалы Письма. Исследования. М., изд‑во Академии наук СССР, 1955, с. 666.
ИП, т. 1, с. 230 – 232, 237.
1. Н‑Д № 8208/1, л. 11.
2. «Русское слово», М., 1900, 29 ноября.
3. «Московский листок», М., 1901, 3 февр.
4. «Россия», СПб., 1901, 1/14 марта.
Глава одиннадцатая
Ежегодник за 1944, т. 1, с. 139, 142.
КС‑8, т. 7, с. 185, 211, 217, 218, 220, 224, 243, 265.
ИП, т. 1, с. 240 – 241, 243, 265.
Чехов, т. 10, с. 84, 173.
Мария Петровна Лилина. М., ВТО, с. 185.
Ежегодник за 1943, с. 394.
Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 440; т. 2, с. 16, 190.
Переписка Мейерхольда, с. 33.
Горький, т. 28, с. 180, 194, 219 – 221.
Режиссерские экземпляры, т. 4, с. 93, 123, 125, 173.
{433} 1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. И. Южину от 16 июля 1901. — Н‑Д № 1884.
2. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского пьесы Г. Ибсена «Дикая утка». — КС № 18886, л. 176 об.
3. Там же, л. 182 об.
4. «Новости и биржевая газета», Спб., 1901, 26 февр.
5. Письмо М. Ф. Андреевой к К. С. Станиславскому от 26 ноября [1901]. — КС № 7018.
6. Н‑Д № 7261, л. 6.
7. Там же, л. 10.
8. «Новости дня», М., 1901, 24 дек.
9. Черновик ответа К. С. Станиславского В. Э. Мейерхольду на обороте его письма от 26 января 1902. — КС № 9829.
10. Н‑Д № 7261, л. 3.
Эпоха художественного директора
Глава первая
Переписка Чехова и Книппер, т. 2, с. 35, 41, 199, 272, 286.
КС‑8, т. 1, с. 251.
Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898 – 1938, изд. МХАТ СССР им. Горького, 1938, с. 707, 708.
КС‑9, т. 1, с. 557 (комментарии); цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 105.
ИП, т. 1, с. 122, 205, 247, 254, 258 – 260, 273, 281.
Переписка Мейерхольда, с. 19, 20, 29, 31, 32, 34, 37, 41.
Статьи Мейерхольда, ч. 1, с. 76, 77.
1. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от [14 января 1904]. — КС № 5178.
2. Дневник В. В. Лужского. — А № 5084, л. 8.
3. «Новости дня», М., 1901, 26 сент.
4, 5, 6, 7. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21543, л. 35 об. – 38.
8, 9. Письмо А. А. Санина к К. С. Станиславскому от 21 декабря 1901. — КС № 10183.
10. Ф. 1, сезон 1898/99, ед. хр. 1.
11. Протокол собрания труппы артистов Художественно-Общедоступного театра 5 декабря 1898. — ВЖ № 5150.
12. КС № 13193.
{434} 13, 14. ВЖ № 5150.
15. Записная книжка. — КС № 753, л. 46 об.
16, 17. Неотправленный вариант письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 4 – 5 июля 1902. — Н‑Д № 1586.
Глава вторая
ИП, т. 1, с. 248, 256, 258, 259, 261, 269, 271, 281, 297, 302, 343.
КС‑8, т. 7, с. 223, 234 – 235, 241, 242, 244.
КС‑9, т. 5, кн. 1, с. 131.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Неотправленный вариант письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 4 – 5 июля 1902. — Н‑Д № 1586.
10. Записная книжка. — КС № 757, л. 2 об.
11. Там же, л. 8.
12. Там же, л. 4, 5.
13. Там же, л. 10 об.
14. Там же, л. 3 об.
15. Там же, л. 7.
16. Там же, л. 8.
17. Там же, л. 21 об.
18, 19. Там же, л. 22 об.
20, 21. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [9 августа 1902.] — Н‑Д № 1589.
22. Н‑Д № 1586.
Глава третья
ИП, т. 1, с. 192, 249, 251, 275, 283 – 285, 304 – 308, 310, 314, 318, 319, 347, 556 (комментарии); т. 2, с. 261, 262.
КС‑8, т. 1, с. 248, 260, 261; т. 2, с. 236, 252; т. 7, с. 237, 247, 252, 254, 256.
КС‑9, т. 1, с. 551 (комментарии); 560 – 561 (комментарии) — цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 151.
Режиссерские экземпляры, т. 4, с. 310 – 311, 349, 392 – 393, 405, 454, 456, 467, 469, 473, 477, 435, 503.
Дорошевич Влас. Рассказы и очерки. М., «Современник», 1986, с. 332.
Переписка Чехова и Книппер, т. 2, с. 536.
Чехов, т. 11, с. 70 – 71.
Книппер-Чехова, ч. 1, с. 129, 141, 156, 162, 174, 187, 197, 200, 205, 212, 214, 227.
Эфрос Николай. «На дне». Пьеса Максима Горького в постановке {435} Московского Художественного театра. М., Гос. изд‑во, 1923, с. 45 – 46, 69, 99.
Гюго В. Драмы. Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. М., «Искусство», 1958.
Летопись КС, т. 1, с. 406.
Горький, т. 28, с. 277.
1. А № 5084, л. 4.
2. Там же, л. 8 об.
3. Симов В. А. Моя работа с режиссерами. — КП 5132, л. 178.
4. Там же, л. 182.
5. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к В. В. Лужскому после 18 июня 1902. — Н‑Д № 1005.
6. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от [6 октября 1902]. — КС № 5338.
7. «Театр и искусство», Спб., 1902, 10 ноября.
8. Немирович-Данченко Вл. И. Замечания на репетициях спектаклей: «Власть тьмы», «Мещане», «Три сестры». — Н‑Д № 2934, л. 34.
9. «Театр и искусство», Спб., 1902, 10 ноября.
10. «Новости дня», М., 1902, 6 ноября.
11. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 156.
12. Слова К. С. Станиславского приведены Вл. И. Немировичем-Данченко в письме к О. Л. Книппер между 7 и 19 мая 1902. — Н‑Д № 7996.
13. Станиславский К. С. Замечания на репетициях спектаклей: «Власть тьмы» и «Мещане». — КС № 1276, л. 13 об.
14. Н‑Д № 2934, л. 53 об.
15. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Санину от [4 декабря 1902]. — Н‑Д № 1424.
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!