Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития



I. Закономерность всеобщей связи является основанием диалектики бытия. Она выражает многообразие реальных связей и взаимоотношений вещей материального и идеального мира, а так же материального с идеальным в процессе движения и развития. Реальные связи бесконечно многообразны по характеру, степени глубины и сложности, формам проявления.

Связь — это любая форма соединенности, взаимообусловленности, взаимодействия предметов и процессов.

Разновидностями связей являются законы.

Законэто необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, которая обуславливает их происхождение, строение, функционирование и развитие.

Законы следует отличать от закономерностей. Если первые выражают лишь существенные, внутренние связи явления, то вторые показывают единство внутреннего (закона) с его необходимым внешним осуществлением. То есть, закономерность — это тот же закон, но только представленный не абстрактно, а во всем многообразном проявлении. Поэтому термин «закономерность» используют при описании конкретных реальных событий.

Диалектическое понимание закона и закономерности предполагает учет двух крайних подходов: детерминизма и индетерминизма.

Детерминизм — это учение о первоначальной причинной обусловленности (определяемости) всех происходящих в мире процессов или со стороны Бога (учение о предопределении, теологический детерминизм), или со стороны природы (космологический детерминизм), или со стороны техники и технологии (технологический детерминизм) или со стороны человеческой воли (антропологический детерминизм).

Индетерминизм — это учение о том, что имеются события и состояния, для которых причина не существует.

По характеру вытекающих из законов предсказаний законы делятся на законы динамического (детерминистского) и статистического (стохастического) типов.

Сущность и явление:

Сущность — философская категория, обозначающая объективные, необходимые, глубинные, устойчивые, внутренне взаимосвязанные стороны предметов или явлений, которые определяют их основные характеристики. Сущность сама по себе, то есть в самом общем виде реально не существует. В действительности она неотделима от особенной формы своего бытия, от явления. Только в единстве с последним она имеет место.

Явлениефилософская категория, обозначающая внешнее выражение сущности. Отношение между сущностью и явлением раскрывается как существенное отношение между внутренним и внешним, между общим, особенным и единичным. Внутреннее никогда непосредственно не тождественно внешнему. Развитие сущности и явления состоит еще и в том, что сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче.

Содержание и форма:

Содержаниефилософская категория, обозначающая совокупность различных основных элементов системы, которые обеспечивают, выражают и сохраняют ее качественную определенность. То есть не все, что входит в состав объекта относится к его содержанию. Содержание и содержимое — это разные понятия.

Содержание всегда находится в единстве с формой.

Формафилософская категория, обозначающая структуру, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета или явления.

Только через форму содержание выражается и только благодаря ей существует. Если при раскрытии содержания мы пробуем ответить на вопрос: «Что?», то для понимания формы предмета мы задаем вопрос: «Как?». Форма зависит от содержания, но обладает относительной самостоятельностью и может влиять на содержание. Отсюда следуют важные методологические выводы:

• Нельзя отрывать форму от содержания.

• Недопустимо чрезмерно преувеличивать роль формы и принижать роль содержания и наоборот.

Общее, особенное, единичное:

Общее,философская категория, которая обозначает сходство явлений и предметов, повторяемость объединяющих их характеристик. Общее противостоит как противоположность единичному.

Единичноефилософская категория, которая служит для обозначения отдельного, ограниченного в пространстве и времени предмета или явления определенного качества, противопоставляемого другим единичным и общему; это вся совокупность признаков и характеристик отдельного предмета. Иногда выделяют и категорию «отдельное», которая показывает связь всех индивидуальных параметров предмета и параметров, общих с другими предметами, и только характерных для данного предмета. Последнее выражает философская категория «особенное». Она показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных. Особенное играет роль связи между общим и единичным.

В пределах материалистической диалектики сложился и другой подход к пониманию общего и единичного. В его рамках принято отмечать «абстрактное всеобщее» от «конкретного всеобщего». Если первое есть одинаковость, похожесть элементов рассматриваемой системы, то второе представляет собой их сплетенный единой взаимосвязью целостный и, вместе с тем противоречивый организм (всеобщее поле). ожные связи и отношения.

Действительность и возможность:

Возможность — философская категория, обозначающая существующие связи, предпосылки, тенденции возникновения того или иного процесса или явления. Возможность — это наличие в недрах старой действительности общей формы новой действительности. Превращение возможности в новою действительность осуществляется в результате наполнения этой формы субстанциальным содержанием.

Виды возможностей:

1. Абстрактная возможность. Она не имеет необходимых условий для реализации, но может быть со временем порождена.

2. Реальная возможность. Она порождается закономерными тенденциями развития объекта, конкретными условиями и имеет объективно необходимые предпосылки в самой действительности.

Причина и следствие:

Решающим фактором, который наполняет возможность субстанциальным содержанием, переводя тем самым действительность, является причина. В ней снимается, преодолевается полярность возможности и действительности.

Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление.

Следствие — это то, что порождено в результате действия данной причины.

Причинность (каузальность) универсальна: в мире нет явления, которое бы не имело бы своей причины (причин), не было бы связано с другими явлениями и процессами причинно-следственными связями. Вот почему при переходе от отдельного случая, конкретного факта к общему невозможно установить начальную причину, так как одна та же связь одновременно выступает и как причина и как следствие. Поэтому для выяснения истинной картины необходимо исследовать максимально возможную совокупность причин и следствий.

Категории «причина» и «следствие» дополняется еще двумя — «условие» и «повод».

Условиями называются те явления или процессы, которые способствуют возникновению следствия, но сами по себе его не порождают.

Поводом называется внешний момент, фактор, который способствует реализации причин, но не определяет проявление следствия..

Причину можно определить как диалектическое единство субстанции и акциденции.

Субстанция и акциденция:

Субстанция (лат. Subsrantia — сущность) — это основа всего существующего, существенное в предметах и явлениях объективной действительности. Это полностью самообусловленное бытие (cuasa sui — причина самой себя), которое вечно сохраняется во всех превращениях частных явлений, источник единства и многообразия.

Акциденция (лат. Accidenia — случай, случайность) — представляет собой форму внешнего проявления субстанции и по своей природе она есть изменчивое, переходящее, временное, несущественное, случайное свойство и состояние объективного мира. По отношению к

акценденциям субстанция обладает творческой функцией, но при этом она неотделима от внешних форм своего проявления, от акциденций, она существует в них, поэтому действительное ее движение не может приводить к разрушению одной акциденции не создавая другую. Она не может, стало быть, превратить действительность в возможность, не создавая на ее месте новой действительности.

Причины бывают творческие и формальные. В первом случае субстанция претерпевает существенные необходимые изменения, связанные со сменой способа ее движения. Например, один вид энергии превращается в другой, живой труд превращается в опредмеченный. Формальной причина становится тогда, когда субстанция в своем движении существенных изменений не претерпевает. Такова, например передача покоящемуся телу определенного количества движения другим телом, вследствие которой меняется носитель механического движения, но не сама форма движения.

Таким образом, понятие «субстанция» подходит как для всего мира (Всеобщая субстанция), так и для отдельных предметов и процессов. Диалектика показывает, что каждый относительно отдельный предмет воздействует не только на другие объекты, но и на самого себя, то есть является cuasa sui.

Система и субстанция-система:

Развитие понятия субстанции по пути выявления его диалектического содержания на все многообразие частных явлений приводит к пониманию субстанции как саморазвивающейся системы. Эту проблему исследует синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин).

Система — это есть более или менее устойчивая совокупность множества элементов, представляющая собой такое единое целое, которое внутренне расчленено на относительно самостоятельные элементы-части.

Принцип системности требует рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность.

Структурность системы — это совокупность устойчивых, закономерных связей (отношений) между элементами. Специфика систем определяется их составом (количеством и качеством элементов) и структурой.

Элемент системы — это минимальный неразложимый компонент системы.

Организация системы — это динамичное бытие системы, при котором происходит активное и вместе с тем более или менее упорядоченное взаимодействие, взаимоизменение отдельных элементов, системы в целом и окружающей сферы. Большое значение приобретают в связи с этим понятия: динамическое равновесие, равновесные (закрытые) и неравновесные (открытые) системы.

Под самоорганизацией понимается и самоорганизующиеся системы, и процесс их образования. Единственной полностью самоорганизующейся системой является бесконечная материя.

Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как прогресс.

Черты самоорганизующихся систем:

— открытость для обмена веществом, энергией и информацией с другими системами;

— самопроизвольный спонтанный характер самоорганизующихся систем;

— ярко выраженные на этой стадии неравновесность, неустойчивость и чувствительность к случайным воздействиям извне или изнутри;

— наличие точек крайней неустойчивости и перехода количественных изменений в качественные — к точек бифуркации, когда происходит разветвление возможных направлений и выбор одного из них.

Распространение понятия «система» на всю движущуюся материю означает признание всеобщности этого понятия и возведение системного подхода на уровень всеобщего: если материя есть система, то системными должны быть все ее элементы.

Метафизическое понятие «субстанция» выражает непосредственно целостность, единство бытия, его самообусловленность. Диалектическое понятие «субстанция-система» предполагает не только целостность, но и расчлененность, не только непрерывность, но и прерывность, не только необходимость, но и случайность.

Необходимость и случайность:

Необходимостьфилософская категория, выражающая устойчивые связи и отношения, при которых одно событие обязательно влечет за собой другое.

Случайностьфилософская категория, которая служит для обозначения явлений, возникающих в результате внешних или неглавных для данного объекта причин с заданной степенью вероятности (могут произойти обязательно, а могут и вообще не произойти).

Необходимая связь в «чистом виде» существует лишь в нашем сознании, но в реальной действительности она неотделима от случайных форм своего проявления и вне их она не дана. Всякая необходимая связь является связью, пробивающей себе дорогу сквозь хаос случайностей.

План семинара 1

7. Принцип материализма. Понятие материи. Современные дискуссии о материи.

8. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.

9. Уровни организации материи и связь между ними. Физикализм и эмерджентизм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как развивалось понятие материи в истории материализма?

2. Что такое материя в современном понимании? Как изменилось представление о материи, в связи с открытиями в физике, в конце XIX – начале XX вв.?

3. Как связаны между собой материя и движение?

4. Что такое пространство и время?

5. В чем отличие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?

6. Каковы основные уровни организации живой и неживой материи согласно современным научным знаниям?

7. Что такое физикализм и редукционизм?

8. Что такое эмерджентизм?

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел II.Гл. 2, § 1–4.

Дополнительная:

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007.

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

Первоисточник

Гейзенберг В. Закон природы и структура материи.

Вопросы:

1. Как греческая мысль пришла к идее атома?

2. В чем сила и слабость атомистической гипотезы Демокрита? С какой проблемой не справляется атомистическая гипотеза Демокрита?

3. Что принимает Платон за мельчайшие частицы материи? В чем отличие платоновских атомов от атомов Демокрита?

4. На какие открытия ссылается Гейзенберг, утверждая, что современная физика решает вопрос в пользу Платона?

5. Какую философскую позицию предпочитает Гейзенберг: материализм или идеализм?

6. Согласны ли Вы с его выводами?

 

План семинара 2

1. Принцип детерминизма. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.

2. Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.

3. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое детерминизм? Назовите представителей.

2. Что такое индетерминизм? Назовите представителей.

3. Что такое механистический детерминизм? Какое влияние оказала классическая механика на учение о причинности?

4. Как соотносятся детерминизм и свобода?

5. Какие научные теории способствовали включению случайности в причинную связь?

6. Что такое статистические и динамические законы?

7. Что такое вероятность?

8. Какое влияние оказала теория самоорганизации на учение о причинности?

9. В чем состоит эффект целостности?

10. Как связаны целое и часть с точки зрения механицизма и холизма?

11. Что такое фатализм?

12. Что такое развитие?

13. Что такое глобальная эволюция?

14. Какое значение для понимания мира имело открытие феномена самоорганизации в неравновесных системах?

15. Что такое синергетика?

 

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел II.Гл. 1, 2.

Дополнительная:

1. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем /Л. Берталанфи// Мир философии: в 2 ч. – Ч. 1.– С. 286–296.

2. Интервью с С.П. Курдюмовым // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 53–57.

3.  Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств /Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1992. – №11.

4.  Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1991. – №3 – С. 3–28.

5.  Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 46–52.

Первоисточники

Пригожин И. Философия нестабильности.

Интервью с С.П. Курдюмовым.

Вопросы:

1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?

2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?

3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?

4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?

5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?

 

Тема 5. Жизнь и сознание

Цель: сформировать у студентов целостное представление о проблемах жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.

Конспект лекции

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании. Считается, что если сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании человек делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, интересы, цели, действия, положение в коллективе, и пр. Т.е. самооценка.

У разных людей – разная степень самосознания (да и у одного и того же человека – в разное время и в разных ситуациях): от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли до углубленных размышлений над самим собой.

Источники сознания. Сложились разные направления исследования этого вопроса:

Натуралистическое (вульгарно – материалистическое) направление настаивает на связи сознания с материально-вещественным субстратом, его представители указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой подъязычной железой, в конечном счете, характер мыслей оказывается определяемым пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу.

Объективно-идеалистическое направление указывает на связь сознания с духовным источником, не зависимым от мозга (Бог).

Философско-реалистическое направление выделяет следующие факторы, которые обусловливают содержание сознания:

    1. Внешний предметный и духовный мир; природные социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.
    2. Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. «Индивид смотрит на мир глазами общества»
    3. Духовный мир индивида, его собственный жизненный опыт: переосмысление своего прошлого, конструирование будущего.
    4. Мозг; физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один из факторов, воздействующих на восприятие мира.

 

План семинара

1. Сущность и происхождение жизни.

2. Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).

3. Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимается сущность сознания в дуализме, бихевиоризме, материализме, функционализме?

2. Что такое отражение?

3.Каковы формы отражения в живой и неживой природе?

4. В чем отличие отражения в живой и неживой природе?

5. В чем заключаются особенности психического образа?

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!