Материализм Гоббса (1588-1679)



Гоббс был знаком со многими лучшими учеными и математиками своего времени, включая Галилея. Он считал, что из их открытий следует вывод, что все вещи состоят из материальных частиц и что все изменения сводятся к движению. Отсюда главный принцип метафизики Гоббса: всё есть тела в движении. Движение есть переход из одного места в другое. Согласно Гоббсу существует два главных типа тел: физические тела и политические тела. Отсюда два раздела философии: философия природы и политическая философия.

Психические события и движения тела причинно связаны. Так как только телесные движения могут быть причинами других телесных движений, то психические процессы должны быть телесными. (каузальная закрытость мира)

Казалось бы, утверждение Гоббса о том, что существуют только тела в движении, вполне правдоподобно. Но как быть с мышлением, эмоциями, волей? Является ли мышление материей в движении? Гоббс отвечает: да. Как он это обосновывает?

Гоббс утверждает, что в основе психической активности лежит ощущение (sense), все другие психические явления производны от него. В свою очередь ощущение есть материя в движении. Оно возникает следующим образом: Внешнее тело, или объект, давит на органы чувств. Это давление, продолженное внутрь посредством нервов и других волокон и перепонок тела до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление, или обратное давление, или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направлено вовне, оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся люди называют ощущением.

Таким образом, внешнее движение вызывает внутреннее движение, которое и есть ощущение. Если внутреннее движение продолжается, когда внешнего объекта уже нет, то это воображение или память. Мышление, говорит Гоббс, это просто последовательность ощущений.

Люди, в отличие от животных, способны создавать знаки для обозначения ощущений, и эта способность позволяет им рассуждать. Рассуждение есть ничто иное, как сложение и вычитание имен вещей. (т.2, с.31) Гоббс – классический представитель номинализма: реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей.

  1. Спиноза (1632-1677)

пытается преодолеть противоречия, которые возникли в метафизике Декарта: С одной стороны, Декарт настаивал на том, что материя и дух, будучи субстанциями, не нуждаются ни в чем для своего существования. А с другой стороны, он утверждает, что их существование поддерживается участием Бога.

Спиноза соединяет две субстанции в одну: существует только одна бесконечная субстанция - Бог. Бог как высшее начало для своего существования ни в чем не нуждается.

Спиноза пытается доказать это как доказываются теоремы в геометрии. Главный труд Спинозы «Этика» состоит из 250 «теорем», каждую из которых он попытался строго вывести из 8 базовых определений и 7 самоочевидных аксиом..

 «Бог» в понимании Спинозы не является личностью как в иудаизме и христианстве. Бог – это сумма всего, что существует. Это реальность в целом, Природа. Не случайно Спинозу считали атеистом. Но Спиноза не был атеистом, он был пантеистом. Бог есть все.

Если бы Бог не был всем, что существовало бы нечто такое, что не было бы Богом. Спиноза счел это ограничением божественной бесконечности. Сходным образом, если Бог есть то, что совершает или может совершить все, то он должен быть всем существующим. Не может быть так, чтобы нечто меньше целого совершало все совершающееся.

Поскольку существует только одна субстанция, то мышление и протяжение являются атрибутами не двух разных субстанций, как думал Декарт, а одной субстанции. Реальность можно назвать двумя именами в зависимости от того, как мы ее рассматриваем. Если мы мыслим реальность как протяженную, то нам следует называть ее "Природой". Если же мы мыслим ее как обладающую сознанием, то нам следует называть ее "Богом". "Бог" и "Природа" - два альтернативных термина, обозначающих одну и ту же единую субстанцию, которая одновременно обладает и ментальными (психическими) и физическими характеристиками.

Бесконечная субстанция бесконечна во всех отношениях - она имеет бесконечное число атрибутов. Поэтому мышление и протяжение не являются единственными атрибутами субстанции. Это единственные атрибуты, доступные для нас.

Спиноза отвергает тот картезианский взгляд, будто человек состоит из двух субстанций, одна из которых называется "душой", а другая "телом". Человек есть часть субстанции, его можно мыслить и как душу, и как тело. Если нет двух субстанций, то не может и возникнуть проблемы, как они могут каузально взаимодействовать. Душа и тело – это одна и та же вещь, мыслимая с разных точек зрения. Когда Спиноза говорит, что человеческое тело и душа соединены, то он имеет в виду, что они суть два аспекта человеческого существа.

Свобода воли согласно Спинозе является иллюзией. Все, что происходит. с необходимостью вытекает из природы Бога. Все было, есть и будет именно таким, каким должно быть. Человеку не вполне корректно говорить о себе, что это он двигает своим телом или мыслит свои мысли. Когда вы мыслите, на самом деле это мыслит Бог или Природа, наши действия в действительности являются действиями Бога или Природы.

Идеалисты могут попытаться причислить Спинозу к числу своих сторонников, делая акцент на атрибуте, называемом "мышление". Материалисты могут попытаться включить его в свой список, делая акцент на атрибуте "протяжение". Однако и то, и другое будет искажением учения Спинозы в целом. Спинозу называют нейтральным монистом, поскольку он тщательно избегает этих крайностей и пытается создать философию на основе субстанции, которая является нейтральной - не материя и не дух.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!