Субъективный идеализм Беркли (1685-1753)



Беркли утверждал, что вещи не существуют вне человеческого ума. Многие считали его чудаком, даже сумасшедшим. Однако его аргументация вполне логичная.

Чтобы понять как рассуждает Беркли, необходимо рассмотреть взгляды его предшественника – Джона Локка (1632-1704).

Согласно Локку все наши идеи происходят из опыта. При рождении ум человека подобен чистой доске – tabula rasa. На этой доске опыт оставляет свои следы. Внешние объекты отпечатываются в наших ощущениях, Локк называет их идеями. Согласно теории Локка мы воспринимаем объекты не прямо, а с помощью репрезентаций этих объектов в виде ощущений. Например, когда мы держим в руках яблоко, наш сенсорный аппарат передает такие его качества, как размер, форма, вес, цвет, запах, вкус. Находятся ли все эти качества в самом яблоке?

Джон Локк различает первичные и вторичные качества вещей.

Первичные качества - это качества, которые присущи самим вещам и существует независимо от того, кто их воспринимает. Сюда относятся такие качества как протяженность, фигура, плотность, движение. Вторичные качества - это качества, существование которых зависит от наблюдателя, иначе говоря, этих качеств не существует, если никто не воспринимает вещь. Сюда относятся цвет, звук, фактура, вкус, запах.

 Мы могли бы сказать так: первичные качества объективны (они в действительности существуют в самой вещи), вторичные качества - субъективны (они существуют в воспринимающем субъекте), зависят от наших органов чувств и образуются на основе различных сочетаний первичных качеств.

Основание для различения первичных и вторичных качеств:

1) между нашим ощущением первичного качества и самим этим качеством есть сходство.

Например, форма зрительного образа яблока сходна с формой самого яблока. Между ощущением вторичного качества и объективными свойствами объекта сходства нет. Локк пишет: "Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных - нет. То, что является сладким, голубым, или теплым в идее, то в самих телах есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц."

2) Вторичные качества, в отличие от первичных, меняются от одного наблюдателя к другому и потому они относительны, они зависят от субъекта. То, что одному покажется горьким, другому - кислым. Напротив, форма, протяженность, фигура, плотность, движение являются тем, что они есть, независимо от воспринимающего.

 

Джордж Беркли(1685-1753) утверждает: между первичными и вторичными качествами нет различия:

1) Если Локк прав, и мы воспринимаем объект не прямо, а через репрезентации этих объектов в виде ощущений, то мы не можем знать, сходны ли наши ощущения первичных качеств со свойствами внешних объектов. Мы не воспринимаем яблоко непосредственно, мы непосредственно сознаем наши ощущения от яблока. Мы не можем сравнить наши ощущения яблока с самим яблоком, чтобы узнать, правильно ли они его представляют.

2) Беркли утверждает, что не только вторичные, но и первичные качества субъективны. Как он это доказывает?

1) первичные и вторичные качества неотделимы друг от друга, первичные качества нельзя помыслить вне связи со вторичными, значит они так же субъективны.

2) не только вторичные качества относительны, меняются от одного наблюдателя к другому, но и первичные качества. Возьмем прямоугольник. Что вы в действительности воспринимаете, зависит от того места, где вы находитесь, от угла зрения.

                  

 

Следовательно, первичные качества (форма, размер, движение) также субъективны.

  Рассматривая яблоко, мы видим округлый предмет зеленоватого цвета с одного бока и красного - с другого бока. Мы ощущаем его кисло-сладкий вкус, приятный запах, тяжесть и пр. Все это - различные ощущения. Если имеется определенная устойчивая комбинация подобных ощущений, мы говорим: это яблоко. Все эти ощущения существуют только в сознании ощущающего. Следовательно, окружающие нас предметы - лишь комбинации, устойчивые совокупности ощущений, их-то мы и называем материальными вещами, думая, что они существуют независимо от нас. Отсюда становится понятным выражения Беркли: «Вещь есть устойчивая комбинация наших ощущений» и "Существовать - значит быть воспринимаемым". Беркли пытается убедить читателей, что это самый простой взгляд на вещи, соответствующий здравому смыслу.

      Во времена Беркли было принято считать, что источником ощущений /идей являются физические вещи внешнего мира. Декарт и Локк постулировали материальную субстанцию, которая лежит в основе всех вещей и поддерживает физические качества. По мнению Беркли, нет нужды постулировать материю как источник ощущений/ идей. Материя – это бессмысленная идея. Сторонники материи не говорят о ней ничего определенного, да и не могут, поскольку понятие материи заключает в себе противоречие. Утверждается, что материя есть независимая от ума субстанция, обладающая размером, формой и движением. Но размеры, форма и движения – это качества, существующие в нашем уме. Поэтому в понятии материи заключено противоречие. Кроме того, как всякое абстрактное понятие, понятие материи является иллюзией. Беркли рассуждает как номиналист: в языке имеются слова с обобщающим смыслом, но им ничто не соответствует в действительности.

Проблема солипсизма

Если субъективный идеалист достаточно последователен, то он должен прийти к солипсизму. Солипсизм ( от лат. solus -единственный, ipse - сам) - это философская точка зрения, согласно которой существует только одна вещь - Я. Все остальное, включая других людей, существует только в моем сознании.

Беркли пытается избежать солипсизма. Как и другие люди в здравом уме он признает реальность вещей вне сознания. Хотим мы или не хотим, мы воспринимаем их, они нам навязаны извне. Какой выход находит Беркли? Все вещи существуют в уме. Это не значит, что все вещи существуют в нашем уме. Существует более могущественный ум - Бог. Только Бог как бесконечный ум способен воспринимать вещи непрерывно. Только в этом случае мы можем поверить, что все вещи есть идеи, существующие в уме. И что вещи продолжают существовать, когда мы их не воспринимаем.

Заключение. Итак, в философии XVII в. представлены 4 теорий реальности:

1) Согласно дуализму мир состоит из объектов двух видов: с одной стороны – физические объекты, с другой – умы, индивидуальные сознания, которые способны наблюдать свой уголок вселенной и понимать ее, в определенных пределах. Физические объекты существуют в пространстве и времени, состоят из мельчайших частиц. Нефизические умы существуют только во времени, но не в пространстве. Они не подчиняются законам физики и не состоят из частиц. Эта теория реальности представлена Декартом. Можно сказать, что эта метафизика соответствует общепринятым представлениям, тому, что называют здравым смыслом.

2) Материализм. Согласно этому взгляду существуют только физические объекты. Все психические явления есть физические явления. Этот теория реальности представлена Гоббсом.

3) Идеализм. Согласно идеализму существует только дух. Так называемые физические вещи есть проявления ума (Бога или индивидуальной души). Эта теория представлена Беркли.

4) Нейтральный монизм. Согласно этому взгляду, субстанция не является ни материей, ни духом. Психические и физические свойства – эта два аспекта одной и той же реальности, которая сама является нейтральной.

В последующей истории философии все четыре теории находят своих последователей.

План семинара

1. Научная революция XVII в. Создание механистической картины мира. Проблема субстанции.

2. Дуализм Декарта. Декарт об отличии и взаимосвязи души и тела.

3. Пантеизм Б. Спинозы.

4. Дуализм Локка. Локк о первичных и вторичных качествах.

5. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое пантеизм?

2. Что понимают под научной революцией XVII века?

3. Какой взгляд на мир называют механистическим?

4. Как Декарт решает психофизическую проблему?

5. Какое решение психофизической проблемы называют параллелизмом?

6. Почему учение Спинозы о субстанции называют нейтральным монизмом?

7. В чем состоит отличие между первичными и вторичными качествами? Кто из философов настаивал на этом различии?

8. Как Беркли доказывает, что вещи существуют только в нашем уме?

9. Как Беркли критикует понятие материи?

10. Что такое солипсизм? Как Беркли пытается избежать солипсизма?

Первоисточники

Декарт Р. Размышления о первой философии. Второе и шестое размышления.

Вопросы:

1. Почему Декарт подвергает сомнению все свои прежние знания?

2. К каким выводам относительно того, что существует, приходит Декарт, пройдя путь сомнения?

3. В чем состоит различие между душой и телом, по мнению Декарта?

4. Как связаны между собой душа и тело, по мнению Декарта?

 

Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом.

Вопросы:

1. В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом?

2. Как Филонус обосновывает свою позицию?

3. Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему? Как ему возражает Филонус?

4. В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами? Как ему возражает Филонус?

5. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус?

6. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 1676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!