Задания для самостоятельной работы



Задание 1.Ознакомьтесь с содержанием ранних натурфилософских учений и заполните таблицу:

Философы Природа субстанции (материализм/идеализм/дуализм) Название субстанции Число субстанций (монизм / плюрализм)
Фалес      
Анаксимен      
Анаксимандр      
Гераклит      
Парменид      
Демокрит      
Пифагор      
Платон      
Аристотель      

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I, часть I. Гл. 2, §1–4.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

План семинара 2

1. Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.

2. Онтология Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.

3. Общая характеристика средневековой философии. Креационизм и теоцентризм. Этапы средневековой философии: патристика и схоластика.

4. Проблемы средневековой философии: проблема сущности и существования, проблема универсалий. Номинализм и реализм.

Вопросы для самоконтроля:

1. На какие области делит Платон реальность?

2. Что есть бытие для Платона?

3. В каком отношении находятся идеи и вещи, по мнению Платона?

4. В чем смысл платоновской аллегории пещеры?

5. За что критикует Аристотель учение Платона? Как он развивает его учение?

6. Как понимает сущность вещи Аристотель в отличие от Платона?

7. Какие четыре причины обусловливают существование вещи по Аристотелю?

8. Что такое телеология? В чем состоит телеологический взгляд на мир Аристотеля?

9. Что такое креационизм и теоцентризм?

10. Какие две традиции служили источниками для средневековой философской мысли?

11. Что такое схоластика?

12. В чем видят отличие между бытием и существованием средневековые философы?

13. В чем суть разногласия между номинализмом и реализмом?

Первоисточник к семинару 2

Платон. Государство.

Вопросы:

1. Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?

2. Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Используя учебную литературу, заполните таблицу:

Этап развития философии Средних веков Основные направления и представители Основные проблемы и концепции
Патристика    
Схоластика    

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I, часть I. Гл. 2, § 5–8. Гл.3, §1–8.

Дополнительная литература:

1. Античная философия: энцикл. словарь / Рос.акад. наук, Ин-т философии, редкол.: П.П. Гайденко и др. – М. : Прогресс-Традиция, 2008.

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Тема 2. Концепции бытия в философии Нового времени

 

Цель: составить у студентов целостное представление о содержании и специфике основных идей философии Нового времени; помочь освоить составить представление о философских системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Беркли.

Тезисы лекции

 

1. Между эпохой средних веков и Новым временем был переходный период – эпоха Возрождения (XIV-XVI). Во всех областях культурной и общественной жизни происходил процесс секуляризации (освобождения от власти религии и церкви). Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и философия, наука и искусство.

В XVII в. благодаря открытиям 4 великих мыслителей: Коперника (1473-1543), Галилея, Кеплера и Ньютона - происходит научная революция, принципиально меняется понимание мира. Возникает новое естествознание, наука в современном понимании. Её отличает соединение теории, сформулированной с помощью математики (т.е. на языке алгебры и геометрии) с заранее спланированным экспериментом. И если во времена Шекспира кометы все еще были предзнаменованием, чудом, то после публикации ньютоновских "Принципов" в 1687 г. стало известно, что движение комет подчиняется закону притяжения. Если в 1600 г. еще господствовало средневековое мышление, то к 1700 г. миропонимание образованных людей было уже качественно иным.

Научную революцию характеризуют 4 идеи:

(1) важно понимать как устроен мир, эта идея была выражена английским философом Ф. Бэкон (1561-1626) в афоризме: «Знание – сила»;

(2) для этого надо исследовать сам мир, а не читать Аристотеля или Священное писание;

 (3) самый плодотворный путь изучения мира - эксперимент (эта идея тоже была ярко выражена Ф.Бэконом;

 (4) мир есть механическая система, которая может быть объяснена математически – эта идея была наиболее ясно выражена Декартом.

2. Декарт (1596-1650) считается родоначальником философии Нового времени. Декарт – выдающийся ученый: он положил начало аналитической геометрии (он ввел метод координат; ввел понятие переменной величины и функции; от него ведет начало система алгебраических обозначений), внес свой вклад в развитие физики, его интересовала также физиология (он ввел понятие рефлекторной дуги) и психология.

Метод сомнения. Декарт был разочарован предшествующей философией, поскольку она была противоречивой и запутанной. Как отличить достоверное знание от простого мнения? Декарт использует метод сомнения. Но Декарт не был скептиком. На протяжении всей своей жизни оп стремился создать единый свод достоверных знаний о природе.

В чем суть его метода сомнения? Я буду подвергать сомнению все, что хоть сколько-нибудь сомнительно, и если что-то выдержит сомнение, то это и будет абсолютно достоверное знание, которое может служить основанием философии. В этом отношении он сравнивал себя с Архимедом, который сказал: Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир! Декарт мог бы по аналогии сказать: Дайте мне хотя бы одно достоверное положение, и я построю на нем всю философию заново!

В своем сомнении Декарт идет далеко. Он делает два знаменитых предположения – о сне и о злом демоне. Кто знает, может быть, я сейчас сплю. Кто знает, может быть, некий злой демон замыслил обманывать меня и все, что я сейчас считаю истинным, на самом деле ложно. Конечно, это весьма странные предположения, но Декарту нужно такое положение, которое выдержит даже такие странные предположения.

Подвергнув сомнению все свои знания, Декарт приходит к выводу, что он может сомневаться во всем, кроме одного: Я мыслю, следовательно, я существую. Cogito ergo sum.

 Я существую как мыслящий дух. Любая попытка сомневаться в собственном существовании как мыслящем существе невозможна, потому что сомневаться и есть мыслить и быть.

Обратите внимание на то, что он предпочитает принять в качестве исходной реальности свои мысли, свое Я, а не объекты внешнего мира. В этом проявился субъективизм и индивидуализм философии Нового времени.

Декарт принял Cogito ergo sum за первое начало своей философии. Оценивая то, как он пришел к выводу, что это положение абсолютно достоверно, Декарт замечает, что он руководствовался критерием ясности и отчетливости.

Затем, используя этот критерий ясности и отчетливости, Декарт выводит существование Бога. Декарт обнаруживает в своем уме идею нечто более совершенного, чем он сам. Но откуда эта идея пришла к нему? Она не могла возникнуть ниоткуда, поскольку у меня, рассуждает Декарт, есть ясное и отчетливое представление, что ничто не происходит из ничего. Она не могла возникнуть от меня, поскольку совершенное не может произойти от несовершенного. Единственный вывод: идея совершенства была помещена в мой ум совершенным существом. Второй метафизический вывод: существует Бог.

А поскольку Бог не допустит обмана, Декарт выводит отсюда, что его прежнее убеждение в существовании внешнего мира, физических вещей, является достоверным.

Для чего это было нужно Декарту? На его философские размышления сильно повлиял интерес к математике. Вы знаете, что математике и логике используется аксиоматический метод. Теорема, которая кажется правдоподобной, становится достоверной, когда она выведена из аксиом, с помощью правил вывода. Аксиомой в данном случае является «я мыслю, следовательно, я существую», правилом вывода – ясное и отчетливое восприятие. Декарт показал, а для него это было важно, что многие вещи, в которые он прежде просто верил, такие как «Бог существует», «Существует мир вне моего сознания», теперь он знает наверняка.

Сотворенный Богом мир Декарт делит на две субстанции: материю и дух. Основным атрибутом материи является протяженность. Протяженную материю Декарт отождествляет с природой. Основным атрибутом духовной субстанции является мышление. К духовной субстанции относятся созданные Богом умы, или души.

Субстанция - это вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем кроме самой себя. Субстанция в строгом смысле – это независящий ни от чего, самодостаточный создатель, Бог. Две другие субстанции – материя и дух – не зависят ни от чего, кроме Бога..

     Декарт предлагает радикально новую онтологию, т.е. радикально новое понятие того, что реально существует. Средневековые схоласты, следуя за Аристотелем, потратили немало энергии, чтобы классифицировать природные явления на роды, чтобы объяснить поведение той или иной вещи в терминах существенных признаков натурального рода, к которому относится эта вещь.

Выражая дух научной революции XVII в. Декарт утверждает, что для понимания природного явления мы должны вместо этого принять новый подход. В физике имеет значение не различия в родах, а количественный анализ, который может быть выражен в терминах строгих математических законов. Отсюда вместо традиционного множества индивидуальных субстанций, принадлежащих к различным натуральным родам, мы находим у Декарта только один род: вся вселенная состоит из единственного протяженного материала, все явления должны быть объяснены количественно, в терминах размера, очертаний и движения их частей.

В резком противоречии со средневековой физикой Декарт пытается свести все качественное разнообразие природных явлений к материи (тождественной с пространством) и ее механическому движению. Такой взгляд называется механистическим. Все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки – механики. Законы механики Декарт распространил и на объяснение живых объектов. Организм животного - это сложный механизм, машина, все что в нем происходит сводится к механическому взаимодействию составных частей.

Из природы Декарт полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась вся аристотелевская физика. Движение возникает в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Механическое движение передается от одного тела к другому и не исчезает из Вселенной. Природа - это гигантская механическая система. Первоначальный толчок ей придал Бог. Бог сотворил мир и сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, какое вложил при его творении.

   

Психофизическая проблема

Согласно Декарту, человек - разумное живое существо, в котором соединяются две субстанции. Тело принадлежит материальной субстанции. Ум же есть свойство духовной субстанции. Субстанции по определению не могут воздействовать друг на друга. (Субстанция - это вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем кроме самой себя.)

Однако всем известно, что с помощью химических веществ можно воздействовать на ум (наркотики). С другой стороны, также очевидно, что психические события могут быть причиной физических движений. Например, я решила поднять руку - и моя рука движется вверх. Психосоматическая медицина связывает возникновение соматических заболеваний с психическими причинами. Но как возможно взаимодействие души/ума и тела, если они по природе своей абсолютно не зависят друг от друга?

Декарт все же допускает взаимодействие души и тела. Он помещает душу (или ум), в шишковидную железу в центре мозга (эпифиз). При этом Декарт допускает невозможное - душа, которая не имеет пространственных характеристик, оказывается пространственно локализованной.

Другая нестыковка состоит в следующем: Декарт полагал, что (1) материальные тела, включая наше собственное тело, полностью подчинены физическим законам. Он также думал, что (2) нематериальный ум может приводить в движение тело. Но если нематериальный ум может это делать, то движения нашего наше тела не подчиняются полностью физическим законам. (1) и (2) противоречат друг другу.

Декарт пытается найти выход: нематериальный ум сам не может порождать движения тела, но он может изменять направление движения жизненных духов, и таким образом влиять на тело. Однако это не решает проблему. Это только сместило проблему: Как две субстанции взаимодействуют в шишковидной железе? Декарт и сам признает неудовлетворительность такого объяснения.

Некоторые последователи Декарта предложили другое решение проблемы, как связаны нематериальный ум и материальное тело. Решение называется параллелизм. Ум в действительности не вызывает движения тела. Когда я хочу поднять руку, мое желание только кажется причиной того, что рука движется. На самом же деле имеются две серии событий, одна – серия ментальных (психических) событий, другая – серия событий материальных. Мое желание поднять руку и движение руки совпадают. Поэтому кажется, что желание вызвало движение руки. Почему эти два события совпадают? Потому что Бог координирует ментальные (психические) и материальные события.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!