Задания для самостоятельной работы



Задание 1. Посредством каких чувств реализуется чувственное познание? Какое из них наиболее важно для человека? Ответ аргументируйте.

 

Задание 2. В чём состоит различие между чувственным и эмпирическим познанием? Сопроводите ответ примерами.

 

Задание 3. Приведите по 5 примеров понятий, которые, согласно Дж. Локку, берут своё начало из опыта и из рефлексии.

 

Задание 4. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Как это проверить? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

 

Задание 5. Прочитайте отрывок из «Энциклопедии вымышленных существ» Х. Л. Борхеса и ответьте на вопросы.

 

«Декарт провозгласил учение о врождённых идеях; Этьен Бонно де Кондильяк, дабы опровергнуть его, придумал мраморную статую, устроенную внутри и снаружи как человеческое тело и обиталище души, но никогда не ощущавшую и не мыслившую. Кондильяк начинает с того, что наделяет статую одним-единственным чувством - обонянием, быть может наименее сложным из всех. Запах жасмина становится началом биографии статуи; сперва для неё во вселенной будет существовать лишь этот запах, точнее, запах этот будет для неё вселенной, которая мгновение спустя станет запахом розы, а затем гвоздики. Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах - вот вам и внимание: пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже исчезла, вот вам память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление настоящего и впечатление прошлого, вот - сравнение; пусть статуя почувствует аналогии и различия - это будет суждение; пусть сравнение и суждение повторятся снова - вот вам размышление; пусть приятное воспоминание будет живее, чем впечатление неприятное, вот воображение. Когда уже родились способности понимания, за ними возникают способности воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх. Сознание того, что пройдены многие состояния, даст статуе абстрактное понятие числа; сознание того, что сейчас пахнет гвоздикой, а прежде пахло жасмином, породит понятие «я».

 

Затем автор придаст своему гипотетическому человеку слух, вкус, зрение и, наконец, осязание. Это последнее чувство откроет ему, что существует пространство и что в пространстве он облечён неким телом; до этого этапа звуки, запахи и цвета казались ему простыми вариациями или модификациями его сознания».

 

Вопросы:

1. Какой позиции в вопросе о познании придерживается Кондильяк?

2. Как Кондильяк определяет генезис сознания и «Я» человека?

3. Составьте краткую схему преемственности состояний сознания, согласно Кондильяку.

 

Задание 6. Фрэнсис Бэкон писал «Знание – сила». Как Вы понимаете данное суждение? Какие особенности мышления Нового времени оно отражает?

 

Задание 7. Ознакомившись с учебной литературой, выполните следующие задания:

1) Перечислите главные основания, по которым эмпирики критикуют рационализм.

2) Перечислите главные основания критики рационалистами эмпиризма.

 

Задание 8. Порассуждайте о том, какую роль в процессе познания играет воображение. Ответ должен состоять не более чем из 10 предложений.

 

Задание 9. Заполните таблицу, рассмотрев преимущества и недостатки методов дедуктивного и индуктивного познания.

 

Индукция Дедукция
Достоинства 1. 2.   1. 2.
Недостатки 1. 2.   1. 2.  

Тема 2. Скептицизм и агностицизм

Цель занятия: сформировать целостное представление по следующим вопросам:

Скептицизм (софисты Горгий и Протагор, Пиррон и его школа).

Эмпиризм и скептицизм Д. Юма. Юм о духовной субстанции и причинности.

Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы чувственности и рассудка и их роль в процессе познания. Обоснование научного знания. Понятие вещи-в-себе. Агностицизм.

Отказ от фундаментализма в неклассической философии.

Тезисы лекции

Проблема познаваемости мира.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемое) – учение, отрицающее познаваемость мира. Агностики считают, что человек познаёт только явления, а не сущность вещей.

Основными историческими формами агностицизма являются:

1. Античный скептицизм. (Пиррон, Протагор, Горгий, Секст Эмпирик).

2. Агностицизм идеалистической философии ( Дж. Беркли, Д.Юм, И. Кант).

3. Конвенционализм (А. Пуанкаре).

Скептики выражали сомнение в возможности получения человеком достоверного знания. Они отвергали существование причины явлений, отрицали объективное существование добра и зла. Единственным критерием истины скептики объявили видимость. Цель скептиков – воздержание от суждений, так как они не могут охватить всю сущность вещей. Основателем скептической школы является древнегреческий философ Пиррон. По мнению Пиррона, вещи непознаваемы, нельзя даже сказать, существуют они, или нет. Пиррон считал, что нельзя ничего утверждать, так как одни и те же вещи вызывают у различных существ разные ощущения и воспринимаются неодинаково в зависимости от обстоятельств (камень кажется легче в воде, чем в воздухе). Ни восприятие, ни мышление не дают достоверного знания, поэтому объективной истины нет. Всякому суждению можно противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет истинным.

Английский философ, историк, экономист Дэвид Юм сформулировал принципы новоевропейского агностицизма. Как и Дж. Локк, Юм считает, что всю информацию о внешнем мире мы получаем на основе восприятий (перцепции). Он различает два вида восприятий – впечатления – ощущения и эмоции при первом их появлении в душе) и идеи (слабые образы впечатлений в мышлении и рассуждении). Действительность – лишь поток впечатлений. Вопрос, существует ли объективный мир, вызывающий в нас впечатления, по мнению Юма неразрешим. Простые идеи происходят от простых впечатлений, которые им соответствуют. Не может быть впечатления самого себя, поэтому нет идеи о самом себе. У нас нет оснований говорить о существовании «Я», духовной субстанции.

Юм также считает, что невозможно доказать, что между явлениями существует причинно-следственная связь. В опыте мы воспринимаем определённую последовательность событий, но необходимая связь между ними недоступна нашим ощущениям. Источником идеи причинной связи, по мнению Юма, является привычка. Наблюдая ряд сходных примеров, наш ум при возникновении одного явления привыкает ожидать явление, которое его обычно сопровождает: «То, что кажется нам необходимой связью между объектами, в действительности лишь связь между идеями этих объектов». Юм поколебал веру в научное знание, так как цель науки – познание причин.

Немецкий философ и ученый Иммануил Кант ставит задачу – объяснить, как возможна наука. Он пытается преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма. По его мнению, «ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты». Кант согласен с эмпириками в том, что область нашего знания ограничена сферой опыта, но отклоняет представление о разуме как «чистой доске» (Локк).

Объектом исследования для Канта становятся познавательные возможности субъекта. Научное знание должно удовлетворять двум критериям – всеобщности и необходимости. Опыт дает вероятное, незавершенное знание. А всеобщий и необходимый характер научным истинам придают априорные формы, т.е. основания, существующие в интеллекте и чувственности до всякого опыта.

Познание проходит три ступени: ступень чувственного содержания, ступень рассудка и ступень разума. Вещи внешнего мира воздействуют на органы чувств человека и вызывают ощущения. На хаотический материал ощущений накладываются априорные формы познания – пространство и время. Они обрабатывают чувственный материал, образуя явление. По Канту, пространство и время,– это не свойства предметов реального мира, а свойства человеческого сознания. На следующей стадии априорные формы рассудка – категории (причины и следствия, необходимости и случайности и т.д.) «выводят» из явлений теоретические законы (физики, химии, биологии и т.д.), придавая знаниям всеобщий и необходимый характер. Применяя категориальные схемы, рассудок конструирует предмет. Таким образом, не знания соответствуют вещам, а вещи соответствуют знаниям. Кант видит в этом переворот, подобный тому, который совершил Коперник в астрономии.

.

План семинара

1. Скептицизм Д. Юма.

2. Теория познания И. Канта. Агностицизм И. Канта.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое скептицизм?

2. В чем сомневается Д. Юм?

3. Каково происхождение идей, по мнению Д. Юма?

4. Почему Д. Юм приходит к скептицизму?

5. На каком основании Д. Юм отрицает существование «Я»?

6. Почему Д. Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

7. Какую позицию занимает И. Кант в споре между эмпириками и рационалистами?

8. Что Кант называет априорными и апостериорными, аналитическими и синтетическими суждениями?

9. Какие априорные формы выделяет И. Кант?

10. В чем суть революции, которую совершил И. Кант в эпистемологии?

11. Что такое агностицизм?

12. Почему И. Кант приходит к агностицизму?

Литература

Основная:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I, часть I. Гл. 5, § 3. Раздел II.Гл. 6, § 1.

Дополнительная:

1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html

2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html

3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html

4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html

5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html

6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html

7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html

8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Первоисточник

Юм Д. Исследование о человеческом разумении.

Вопросы:

1.Каким образом Д.Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?

2. Какое чувство, по мнению Д.Юма, является источником идеи необходимой связи?

3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей человека?


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!