Пьеса в трех актах, шести картинах 12 страница
Мешков . Я не вправе сменить вас, товарищ Крашенина. Были только ни к чему не обязывающие меня переговоры с Девлетовым. Я должен дождаться приказа.
Крашенина (со сна) . В цехах сейчас опасно, инженеры. Но я через час совсем отдохну… Хотя я буду видеть всю компрессорную во сне — меня не надо сменять… Распопов, Пужаков, у вас греются моторы, откройте окна на ветер… (Спит) .
Мешков (подходя к Крашениной) . Сережа, эта девушка уже спит. Села на мое чистое белье, примяла и спит.
Абраментов . Она, наверное, не тяжелая. (Подходит к Крашениной, подымает ее на руки) . Она легка, как мальчик. Где у тебя постель?
Мешков . Сейчас. (Сортирует какой-то хлам, швыряет книги и пр.) .
Абраментов держит Крашенину в ожидании.
Крашенина (бормочет во сне) . Я ведь не сплю, я только притворяюсь… Распопов, зови свою бригаду — держи давление, котельная слабеет… Нет, — у меня один ум устал, а сердце все равно бьется… Я все бригады, все механизмы вижу во сне. Я сплю только нарочно… Я не хочу…
Абраментов (наклоняется ухом к груди Крашениной) . Врешь, товарищ. Ты спишь так глубоко — ты так далека сейчас от нас, как на том свете…
Крашенина (открывает глаза и глядит на Абраментова) . Неправда, товарищ Абраментов.
(Снова закрывает глаза; спит) .
Абраментов . Что за странное создание — спит и думает.
Мешков (управившись с постелью) . Клади ее сюда.
Абраментов осторожно опускает Крашенину в приблизительно расчищенную постель.
|
|
Крашенина . Вы не ушли еще, товарищ Мешков? Дайте мне встать — я сама пойду.
Мешков (в испуге) . Спите, спите, Крашенина… Я сейчас… (Другим тоном) . Но не могу же я идти дежурить безо всякого оформления. Наконец, я просто не знаю всех заводских установок.
Сильно бьют молота; стекло слабо дребезжит. Затем — тихо. Крашенина спит.
Абраментов . Оставайся с нею. Я пойду за нее.
Мешков . Сережа, ты ставишь меня в неловкое положение. Выходит дело, я и тут не гожусь. Девчонки, мальчишки, пузанки какие-то работают лучше меня. Я не нужен никому. Меня путают, отстраняют, гонят куда-то ночью, какие-то неточные манометры… Мне нужны четкие директивы, условия, а не сонный бред девушек… Ведь это же курс на катастрофу, я в тюрьме помру за такие дела…
Абраментов . Оставайся… Сидеть сейчас в комнате — это действительно курс на катастрофу. Я пойду в компрессорную, я не боюсь умереть в тюрьме, я там был.
Мешков . Сережа, ты пойми, ведь я теряюсь в этой сложной обстановке…
Абраментов уходит. Пауза. Бьют молота. В окне — зарево от накаленных исходящих газов завода. Мешков ест один принесенную им же пищу. Жуя, подходит к спящей Крашениной и рассматривает ее.
Спит новый человек… По-старому спит. (Внимательно вглядывается в лицо спящей) . Неужели она умнее и лучше меня? Что же это такое? (Осторожно пробует Крашенину по поверхности ее туловища) . Наверное, есть что-нибудь странное внутри ее. (Гладит Крашенину вокруг лба) . Какое действительно хорошее существо — ничего не требует, ни на что не жалуется, любит что-то далекое и меняет на это далекое свою текущую молодость. Бедный новый человек, какой в тебе дар? (Отходит от Крашениной) . А во мне нет никакого дара — сам любуюсь ею, а сам есть хочу. А она, наверное, никогда не помнит пищи — она ест только тогда, когда умирает с голоду. (Ест) . Ем и тоскую…
|
|
Крашенина (во сне) . Абраментов, клапана стучат!..
Мешков (пугается) . А? Вы что? Абраментова нет.
Крашенина (бормочет) . Он в силовой… Там экономайзер не ладит… Мешков, скажите ему.
Мешков . Сейчас… Сейчас пойду скажу… (Уходит. Затем — сразу же — появляется снаружи, в окне, и глядит оттуда внутрь комнаты) .
Крашенина спокойно спит.
(Сейчас же возвращается) . Сказал.
Крашенина молча спит.
(Про себя) . Значит, мне пропадать в этом мире… Они и во сне все чувствуют. Ведь действительно экономайзер в котельной испорчен. Как я забыл? Как я наяву об этом ни разу не вспомнил!.. Отчего я теперь не чувствую своего ума?
|
|
Крашенина . Проснуться хочу. Разбудите меня.
Мешков (про себя) . Надо заняться делом. Проснется еще и скажет: ты что сидишь, буржуазный остаток? (Хлопочет у стола, вынимает соответствующие принадлежности и пристраивается чертить) .
Звонит телефон.
(Берет трубку) . Слушаю… Сейчас спрошу. (Крашениной) . Товарищ, товарищ… Сережа спрашивает, где двухдюймовая труба у вас.
Крашенина . В котельной, где второй бункер.
Мешков (в телефон) . В котельной. (Вешает трубку. Спешно чертит что-то, с испугом оглядываясь на спящую Крашенину. Немного погодя — Крашениной, тихо) . Товарищ, какого вы обо мне мнения?.. Можно я буду жить?
Крашенина молчит во сне.
Неужели я отстал, неужели я дурак?.. (Медлит) . Наверное. (Подходит к спящей. Снова рассматривает ее).
Крашенина что-то тихо бормочет.
(Слушает) . Шепчет чего-то во сие… У нее все будущее обеспечено, а она волнуется… Интересно, чем пахнет от особого человека? (Наклоняется, нюхает волосы Крашениной) . Не то травой, не то ветром. А от меня? (Нюхает свою грудь, расстегнув рубашку) . Пустяком каким-то… Я и запах потерял… Я засыхаю — мне конец…
Крашенина бормочет и смеется во сне.
(Наклоняется к ней) . Что вы сказали?
Краткая пауза.
|
|
Крашенина . Отчего вы так смешны, Мешков? Я бы давно сумела умереть.
Мешков (отстраняясь, со злобой) . Ах, вы так… Не беспокойтесь — у меня тоже давно все готово. Я сейчас же все совершу надлежащим образом… (Суетится: рыщет по вещам, достает из-под матраца листик бумаги, читает его) . Вот оно — мое милое. (Читает вслух) . «Убитая горем двоюродная сестра с глубоким душевным прискорбием извещает всех родных и знакомых о своевременной кончине…» (В сторону Крашениной) . Теперь вы поняли?
Крашенина мелко смеется во сне.
А вы думали, я уже ничто. Нет, подружка дорогая, — я организационно подготовился… Организационно! Не беспокойтесь, не беспокойтесь — у меня все предусмотрено: за телефон уплачено за год вперед, номер записан, деньги за объявление — в особом конверте сложены… (С вызовом, Крашениной) . Пожалуйста. (Берет трубку телефона, говорит веско и твердо) . Дайте мне срочно нумер 4-81… Благодарю. Главная контора газеты?.. Мне нужно сдать экстренное объявление о смерти… Что вы говорите?.. Нет — о моей смерти… Почему нельзя?? Можно?.. Так примите, пожалуйста, по телефону… Деньги?.. Деньги я завтра утром пришлю… Как?.. Да это верно, что умру… Так как же быть-то? А сейчас нельзя прийти?.. Поздно?.. Ну, хорошо, я завтра утром принесу. (Вешает трубку. Крашениной) . Вот вам и все, сударыня.
Крашенина спокойно спит.
(Аккуратно свертывает свою бумажку с объявлением о смерти, прячет ее за телефон и довольно, умиротворенно улыбается. Затем подходит к Крашениной и, чуть склонившись, взяв свои руки назад, пристально следит за ее сном и дыханием).
Пауза.
Бьют молота на заводе. Одновременно без стука отворяется дверь. Осторожно, злонамеренно входит Крашенин — муж. Он останавливается позади Мешкова и бдительно наблюдает его и спящую жену.
Крашенин . Спасибо тебе, жена… Две ночи я ждал тебя, сволочь.
Мешков (в испуге оборачивается) . Здравствуйте, товарищ.
Крашенин (жене — в сдержанном исступлении) . Я думал — ты правда работаешь. А ты — на постели. Ты с пожилым живешь… (Бросается на Крашенину и, не совершая ничего, наклоняется и плачет) .
Мешков . Она уморилась, товарищ.
Крашенина молча встает и садится на кровати с закрытыми глазами.
Крашенин . Оля! Ты забыла меня, девочка? Я ведь твой Коля… Ах ты так — прочь от меня, сука! Докажи мне, что ты любишь меня одного на свете! Ведь терпенья нету — душа в груди болит!
Крашенина открывает глаза. Входит Абраментов.
Докажи сейчас же!.. Иль я для тебя обезличкой стал? (Пытается рвать на Крашениной платье) .
Абраментов хватает Крашенина, приподнимает его и сокрушающе швыряет всего человека в угол комнаты — в хаос вещей; вещи заваливают Крашенина. Крашенина встает на ноги.
Абраментов . Кто это был?
Крашенина . Мой муж.
Абраментов . Простите меня, ради бога.
Крашенина . Ничего. Я давно от него вся в шишках и синяках…
Мешков (в недоумении) . А я думал — новый человек весь чистый…
Гудок на заводе. Все слушают.
Крашенина . Моя смена… (Абраментову) . Скажите, выполнила ночная свой встречный? Хватило воздуха котельной и молотам?
Абраментов . Так точно. Бригады гнали механизмы с перегревом — и ночь опередила день.
Крашенина . Как хорошо… Ну, до свидания, сейчас я вас сменяю. (Уходит) .
Крашенин (вставая из хаоса вещей) . Вы сейчас будете заявление на меня писать? Или — нет?!
Действие второе
Пульт — центральное устройство по распределению тока силовой электроустановки. Это примерно наклонный к зрителю стол, покрытый темным блестящим лаком, либо — мраморная доска. В пульт вделаны разноцветные лампы, (красные, синие, желтые, белые); около каждой группы ламп — градуированный разрез, в котором ходит стрелка. На вертикальной плоскости пульта, обращенной к зрителю, — контактное автоматическое управление: ряды рукояток и штурвальных колес. Над пультом — три громадных циферблата и одна большая красная лампа. Перед пультом — круглый стул, который бывает у пианистов. На правой стороне пульта — серия телефонов. Позади пульта — металлическая башенка, устроенная из небольших балок; внизу башни видны резервуары масляных выключателей, вверху блестят медные шины контактов. Внутренность башенки покрыта проводами и различными деталями. Вся башенка видна зрителю насквозь. Над пультом — рупор радио.
В начале действия лампы на пульте не горят, стрелки всех циферблатов и градуированных шкал покоятся на нулях. Занавес поднимается.
На пульт всходит по ступенькам инженер Жмяков, диспетчер энергетики, радостный человек средних лет. Он поет «Посмотри, как дивно море» и глядит на свои часы на руке. Берет телефонную трубку.
Жмяков . Котельная, котельная, котельная… Ты жива еще, матушка?.. Как у тебя водичка, кипит?.. Ага… Уголь, говорите, не горит? Ага… Отчего же он не горит-то? Советская власть, наверное, виновата?.. Нет?.. А кто же? Значит, вам порох надо давать! А вода-то цела у вас? Может, и вода засохла?.. (Глядит на часы, кладет трубку. Берет другую трубку) . Это вы, девушка?.. Дайте мне, пожалуйста, первую сквозную ударную… Да… А вы поищите по цехам бригадира… Распопова, да, а можно и Пужакова, Петра Митрофановича, кто вам больше нравится… Никто не нравится?.. Ну что ж, рабочий класс крайне сожалеет… Ожидаю вашего сигнала. (Кладет трубку, берет другую) . Машинный?.. Говорю я… Я говорю… Ну я, конечно, — пора по тембру различать… Готовьте турбогенератор на перегрузку, держите дизель в резерве на оборотах. Алеше привет, поклон всему машинному. (Кладет трубку. Смотрит на часы) .
Звонок одного из телефонов.
(Берет трубку) . Я!.. Кто?.. Здравствуйте, Петр Митрофанович… Вот что: сегодня уголь нас обратился в несгораемое вещество… В империализме даже дрова горят, а у нас такая особая точка, что все гаснет. Нельзя ли тебе с бригадой сегодня побыть немного в котельной?.. Да! А то не вывезем… Пар посадят — вот что. (Глядит на часы) . Скорее, Петр Митрофанович, скорее, дорогой… Проверьте воздушный экономайзер, дутье на полный форс, хорошую шуровку топкам и прохладный душ кочегарам, — до свиданья, дорогой, до свиданья — у меня сигнал.
Вспыхивает красная лампа над пультом; вслед за красным светом гудит заводская сирена где-то невдалеке.
(Встав на ноги, быстро действует на пульте, напевает) . «Колокольчики… (Включает один из автоматов на пульте: на пульте вспыхивает красная лампочка, трогается стрелка в градуированном разрезе; чуть трогаются стрелки на двух больших циферблатах, висящих над пультом. На третьем циферблате стрелка восходит сразу высоко и там останавливается) . Бубенчики… (включает второй автомат: вспыхивает вторая красная лампа, трогается стрелка в градуированном разрезе, стрелки на двух главных циферблатах дают дрожание вперед) …звенят… (включает третий автомат с теми же эффектами) …Звенят… (Включает четвертый автомат) . О моей… (включает: зажигается синяя лампа) …погиб… (включает: синие, красные, желтые, белые лампы) …шей юности твердят, твердят…» (Включает: сильный свет на всей плоскости пульта) .
Высокая дрожь стрелок на циферблатах; медленно начинается приглушенное пение работающих вблизи котлов, генераторов и механизмов, — приглушенное настолько, что не мешает слышать слова действующих, лиц.
Вся сцена идет скоро и энергично. Включение закончено. Ритмическая дрожь стрелок на циферблатах. Напряженное пение механизмов. Лампы на пульте меняют цвета: красный на синий, на желтый и обратно.
(Слегка танцуя, припевает) . Их паровоз летит вперед, а нам всем остановка… (Одна красная лампа начинает быстро вспыхивать и потухать, что-то сигнализируя) . Неужели остановка? Я тебе остановлюсь, сукин сын!
Звонит телефон.
(Берет трубку) . Да… Петя?.. Нет? А кто же ты такой?.. Василь Иванович?.. Не тянет? Оборотов не хватает?.. Перегрузка?.. Хорошо, — я чуть добавлю напряжения — вытянем.
(Кладет трубку, берет другую) . Котельную, тетя… Петра Митрофановича!..
Одна красная лампа по-прежнему мигает; вспыхивают пульсирующим светом три-четыре новые красные лампы.
…В руках у нас винтовка!.. Петр Митрофанович?..
Замигали еще две красные лампы.
(Берет одновременно другой телефон: говорит в два) . Турбинную… Турбинная? Я говорю!
Мигают пять красных ламп.
Я говорю… Я! Что вы там молчите? Немедленно включите дизель на второй фидер! (Кладет одну трубку, остается с первой трубкой) . Петр Митрофанович?! Я хочу давления — атмосферы дветри сверх всего… Нет, ну на часик, на два… Будьте любезны, ради бога. Прижмите клапанок на котле. А котел — с форсом и шуровочкой! (Кладет трубку, берет другую) . Турбогенератор… Я говорю. Я! Слушайте — проходим пик. Перекручиваем агрегат на час… Ну, конечно, сверх! Повышаем обороты — режем пик на вольтах и амперах. Внимание!.. Слушать турбину, прижать предохранители, держать подшипники на руках… Электрик! Генератор! Держать руку на корпусе машины, нюхать обмотку, запустить добавочный вентилятор. Внимание!
Почти все красные лампы мигают: синих, желтых, белых нет.
(Берет три трубки телефонов) . Котлы! Турбина! Генератор! Дизель! Внимание! Началось!.. Проходим пик!
Стрелки всех трех главных циферблатов восходят высоко вверх, почти до предела градуировки. Мигание красных ламп сильно учащается.
(В телефон) . Полное дутье — форс!.. Следите за обмоткой… Пахнет там гарью или нет, бедный мой товарищ? Дизель, дизель, жми свою долю, — ни черта не помогаешь… Пик растет, товарищи! Эй, ударники, где вы там, во что бьете, — вы на пик меня посадили…
Красное мигание учащается.
(Снимает все трубки телефонов) . Слушайте меня, телефонные девки! Мгновенно дать сюда дежурного инженера… (В исступлении кричит во все телефоны) . Эй, цеха!.. Выключись ктонибудь на полчаса. Ну ради бога! Хоть на пять минут. Кузница! Прокатная! Молота! Дайте потише чуть-чуть. Я не вынесу, сердце разлетится.
Краткая пауза.
Телефон (громко, басом) . Пошел ты к черту. У нас двадцать процентов сверх плана нагорело.
Жмяков (полубезумно) . А?! Ну, я извиняюсь… (Другим тоном, тихо) . Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Именно — дивная.
Телефон (глухо) . Я сменный инженер. Слушаю.
Жмяков (берет телефон) . Отцепите от меня где хотите десять тысяч киловатт. Я сожгу генератор. Кто вы такой?
Телефон . Я Мешков. Сейчас остановлю что-нибудь.
Жмяков . Иван Васильевич?! Ради бога. У меня слезы на глазах… Идите сюда.
Звонит телефон.
Жмяков (берет трубку) . А… Да… Что?.. Вам двести киловатт на кирпичные пресса?.. Пошли вы к черту. Потушите последнюю лампу над своей башкой. (Кладет трубку) .
Мигание красных ламп достигает высшей частоты.
Жмяков (озирается) . Я сейчас заплачу от такой ненормальной жизни.
Телефон (басом) . Кто там плакать хочет? Дай мне отделаться — я тебя утешу…
Жмяков (бессознательно) . А? Да я вполне согласен!
Лампы сразу прекращают мигание, стрелку, приборов снижаются, на пульте начинается прежняя игра цветов: красный, синий, желтый, белый.
(Весело) . Да, я вполне согласен! (Прежняя жизнерадостность. Потирает руки, почти танцует) . «Колокольчики-бубенчики звенят-звенят!.. О моей…»
Лежачие трубки телефонов (глухо) . Ну! Кто там есть?
Жмяков . Пик снят, товарищи. Закуривай.
Лежачие телефоны (враз) .
— Воздуху нету, гад.
— Кто выключил?
— Печь потухла. Шихта шлакуется.
— Воды!
— Сорвал план, стервец.
Матерное бормотание, пауза.
Жмяков (поникая) . Боже мой, боже мой, почто ты оставил меня… в этом веке? В каменном тихо было.
Входит Мешков.
Мешков . Я три цеха выключил.
Жмяков . Спасибо, Иван Васильевич. Теперь нам с вами конец.
Телефоны злобно бормочут.
Мешков (в испуге) . Включайте скорей опять.
Жмяков . А как генератор?
Мешков . Горячий, Владимир Петрович, он сгорит.
Жмяков . Так как же быть-то?
Мешков . Неизвестно, Владимир Петрович… Может, среднее что-нибудь есть?
Жмяков . При большевизме я среднего ничего не видал.
Мешков . И я тоже, Владимир Петрович. Все одно большое только.
Телефон (громко, резко) . Включай!..
Жмяков и Мешков (в испуге) . Сейчас!! (Делают манипуляции с автоматами; стрелки на главных циферблатах восходят до предела. Все контрольные лампы делаются красными и начинают пульсировать светом с высшей частотой) .
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!