Онтология и музыка пифагорейцев 4 страница



Путь поиска и труден, и одинок. Кто-то может вообще идти только в одиночку. Кому-то нужен учитель, а кому-то нужна группа. Один из возможных критериев здесь – это не доверять той группе, которая наиболее привлекательна. Ибо она может стать тем местом, где вы можете впасть в своего рода эйфорическое ослепление. С другой стороны, те, кто хотели бы остаться одни, должны совершить усилие и войти в группу. Совершайте сначала то, что представляется вам наиболее трудным, и это создаст максимальное напряжение, необхо­ димое для вашего развития. Любителям соблазна можно посоветовать принять на год или на два целибат, что будет способствовать его (или ее) гармонизации и раскрытию высших энергетических цент­ ров. Я не пытаюсь резко относиться к тем или иным школам. Они, на определенном уровне, служат чрезвычайно важной функции. Высо­ коорганизованная группа, гуру или истинная школа являются сами по себе сильным местом, где высокие энергии могут концентриро­ ваться и принимать упорядоченную форму. Если бы это было не так, то человеку пришлось бы научиться выводить свое развитие из на­ пряжения, производимого хаотическим движением вверх и вниз по­ добно линиям токийского метро. Мы, однако, пытаемся здесь пока­ зать, что обретение истинной школы и истинного учителя не является процессом, идентичным поступлению в колледж. Школы эзотериче­ ские сконструированы таким образом, чтобы работать на космос. Хорошо, если ваше собственное продвижение совпадает с развитием школы, но это не единственная ее функция. И это не обязательно гарантирует ваше развитие. Верно то, что космос озабочен прежде всего самим собой. Вы просто будете совершенно исполнять то, ради чего природа-мать создала вас для космических целей. В действи­ тельности однако есть существа, идущие за вами по Пути и готовые прийти к вам на помощь, если вы сумеете войти с ними в контакт. Но вы не сможете воспринимать их намерений, пока не очистите свои каналы настолько, чтобы суметь воспринимать посылаемые ими им­ пульсы. Эти подлинные существа всецело готовы вам помогать до того момента, когда будете вы в состоянии смотреть сквозь "террор ситуации" и не станете кончать с собой только потому, что сорваны покровы. Учителя и школы сокрыты от нас (семь покрывал) только потому, что не все смогут вынести лицезрения истинного их вида. Только по ту сторону труда и поисков можно увидеть все это с кри­ стальной ясностью и все-таки остаться служить Пути. И те, кто способен на это, научаются жить вместе с иллюзией, но не в ней.


ВИКТОР САВИНСКИЙ
Размышления о религии

Наша эпоха с ее катастрофическим духовным кризисом является экзаменом для религии, испытанием поистине огневым. Нельзя не признать, что образ Христа продолжает оставаться привлекатель­ ным для современного человека и принимается им как наивысший этический идеал. Но, при том, трудно не заметить, что посетители храма в большинстве далеки от того, чтобы по существу восприни­ мать христианство, а обыкновенно ограничиваются только повер­ хностным выполнением обряда и требований более или менее об­ щепринятой морали. Напрашивается мысль, что истинная религия должна быть сверхрелигией, не имеющей конкретной формы, в конечном счете, только духовным состоянием. Но, развивая эту мысль, можно придти к заключению, что такая высоко духовная религия не может быть достоянием широких масс, чему можно найти подтверждение в словах Христа: "Врата Царствия Божия узкие и немногие могут войти в них". Христианское откровение и его духовный и этический идеалы так ценны и высоки, что челове­ честву необходимо пройти еще долгий путь, чтобы приблизиться к ним.

Рассматривая судьбы религий, можно заметить, что в каждой из них, в том числе, в христианстве, есть аспекты, в которых преобладают консерватизм, сознание своего превосходства и един­ ственности. В духовно активной религии всегда существовали кон­ фликты, будь то в форме открытой или латентной, между творче­ ским меньшинством и консервативной массой или, как выражается Н. Бердяев, – объективизированной духовной жизнью. Измене­ ния в религиозной жизни совершаются по ступеням – эпохам – и на каждом уровне необходима стабилизация. Но эта необходи­ мость относительной стабилизации вызывает в широкой массе ве­ рующих желание превратить религию в статическую, навеки ус­ тановленную систему, очень удобную для внутреннего душевного спокойствия и слабого интеллекта. Однако христианская истина – это истина конкретной жизни во Христе, которая, в конечном счете, должна быть порывом творческой любви, превозмогающей сущест­ вующие формальные рамки. Необходимо дать ясный отчет, что в Церкви сталкиваются, сосуществуют и сопряжены две этики: этика закона – морально-формальных правил, освященных временем, и этика благодати – творческой любви.

В своей книге "Этика преображенного эроса" Б. Вышеславцев раскрыл сущность и взаимоотношение этих двух этических позиций. Само осуждение и распятие Иисуса Христа явилось результатом конфликта между ними. Как сказали иудеи Пилату: "Мы имеем закон и по закону нашему Он должен умереть".

Н. Бердяев этику благодати называет этикой творчества. Точнее было бы говорить об этике творческой любви. Иисус Христос на примере всей своей жизни, а также в притчах, показал высшую правду этой этики. Она проста, но выразить ее в определенных пра­ вилах или заповедях чрезвычайно затруднительно, ибо на своих вы­ сших ступенях она является уже искусством творить добро. Прини­ мать Его слова и заповеди буквально как абсолютную норму в неко­ торых случаях противоречило бы самому духу Его проповеди, потому что вся жизнь Его является протестом против законничества и фор­ мализма фарисеев.

Нельзя сомневаться, что если бы было возможно установить точ­ ные нормы христианского поведения, то Иисус Христос дал бы Свое законодательство, подобно тому, как это сделал Моисей или Маго­ мет. Но, поскольку этого не случилось, необходимо сделать вывод, что самое совершенное нравственное законодательство и учение не в состоянии точно и адекватно выразить полноту христианского веро­ учения и этики и что конкретизация их в жизни осталась на попече­ нии постоянно действующего Духа Святого. И вот, сопоставляя цер­ ковную жизнь так, как она исторически сложилась, с такой, какой она должна была бы быть, мы подходим к основной проблеме, а именно: к антиномии закона и благодати или, пользуясь языком философии, к отношению между духом и материей. Христос являет нам образ подлинной духовности и внутренней свободы, совершенно господствующих над тяжестью материи, как Он сам о Себе сказал: "Я есмь путь, истина и жизнь". Мы нигде не заметим у Христа стремления организовать отдельную от иудейства религию, а увидим желание усовершенствовать существующую, как Им самим было сказано: "Я пришел не нарушить закон, а исполнить".

Подлинное следование Христу заключается в борьбе изнутри за просветление и преображение религиозных верований в духе истины и свободы. В этом отношении очень характерным является то место в Евангелии, где Иисус Христос отзывается об Иоанне Крестителе: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в царстве небесном больше его" (Матф. 11-11). В словах Христа звучит осуждение духовных возможностей закона, но в то же время нет отрицания самого закона. Объяснение этих слов содержит­ ся в той же главе Евангелия, когда Иоанн спрашивает: "Ты ли Тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?" В этом вопросе выразилась ветхозаветная формалистическая установка Иоанна

Крестителя. Он хотел формального доказательства, как бы паспорта от Иисуса Христа на право быть Мессией. Иоанну нужны были ссыл­ ки на Св. Писание. Он не узнал божественности Христа непосредст­ венным восприятием – лицом к лицу.

Апостол Павел проповедовал слово Божье в еврейских общинах, рассеянных по различным городам Римской империи, не требуя не­ медленного выхода из общин от уверовавших во Христа. Также и в Иерусалиме ученики Христа вначале, как видно, не стремились к выделению из общины. Такое отделение произошло только после гонений на христиан. Создание организационно независимой хри­ стианской Церкви произошло как результат естественного хода со­ бытий, и в этом смысле его должно понимать как Божественное повеление.

Собственно христианская активность заключается в том, чтобы духовно победить врага, изнутри оказывая влияние на его душу в смысле заповеди о дрожжах и тесте. Все заповеди непротивления имеют в виду именно эту духовную победу. Смиренно перенося по­ щечину, отдавая с любовью последнюю рубашку, соглашаясь по при­ нуждению идти два поприща, христианин находится на пути к духов­ ной победе как над собой, так и над другими. Любовь к ближнему и особенно к врагу является не только идеалистически сентименталь­ ным и красивым душевным качеством, но и сильнейшим оружием, реальной силой. Такая любовь делает явной истину, что реальность отдельного, субъективно осознаваемого человеческого "я" не уступа­ ет реальности другого человека. Мистический опыт приносит под­ тверждение того, что "ты" и "я" в абсолютном плане оказываются одной и той же реальностью и только по необходимости наиболее продуктивного творчества добра мы принуждены действовать инди­ видуально, а иногда даже эгоистически.

Примером компромисса, приводящего к победе, может служить жизнь Василия Великого. Известно, что большую часть своего пас­ тырского служения он находился под властью ариан и умер, не до­ ждавшись торжества православия. Но только благодаря его подгото­ вительной работе и оказалась возможной победа над арианством. В этом мы можем видеть указание Церкви на возможность компромис­ сов и на то, что сущность и направление духовного творческого уси­ лия важнее официальной формы исповедания (конечно, это может быть приемлемо только в известных пределах).

Потом, когда в IV веке христианство победило, и множество лю­ дей обратилось ко Христу не по внутреннему глубокому убеждению, а из-за материальных выгод, духовный и нравственный уровень ве­ рующих очень понизился. Опаляющий огонь веры первых христиан не передался с таким же интенсивным напряжением многочислен­ ным новообращенным, погруженным в свои земные и личные интересы. Явилась необходимость эту, хотя бы внешнюю и поверхност­ ную победу над язычеством, закрепить, рассчитывая потом, через воспитание, повысить духовный потенциал следующих поколений.

Отцы Церкви разрешили эту задачу таким образом, что в христи­ анской Церкви были усилены материальные элементы. Было совер­ шено частичное отступление от чисто духовной жизни и возвращение к улучшенным принципам Ветхого Завета. Были сформулированы догматы, канонические установления, точная форма богослужения, нормы поведения, различные для священников и мирян и т. п. Одним словом, был введен закон, и свободная христианская вера должна была ему уступить и, частично, даже подчиниться. Надо признать, что такое оформление церковной организации было необходимо и требовалось жизнью, но оставалась нерадостная реальность, что мир был обращен в христианство только внешне. Он как бы был покрыт одеждою с христианскими символами, в то время как внутренняя сущность его изменилась сравнительно мало, фактически оставаясь по-прежнему темной, плотской и ветхозаветной. И логично, что этот мир, будучи по существу духовно непросвещенным, так и остался в подчинении материальной причинности, и Святой Дух не охранил его от всех несчастий, которые с этой зависимостью связаны. Начался так называемый константиновский период Церкви, который продол­ жался полторы тысячи лет. Церковь оказалась в той или другой форме связанной с государственной властью и пользовалась ее под­ держкой – военной, административной и материальной со всеми вытекающими последствиями.

Отцы и учителя Церкви понимали сложность и трудность такого положения и стремились устраивать монастыри, чтобы последние были очагами подлинной веры и следования Христу. Этим еще боль­ ше закреплялось разделение, происшедшее в Церкви на "званых" и "избранных". Масса верующих оказалась в духовно хотя и в улуч­ шенной, но фактически ветхозаветной установке формального дого­ ворного отношения с Богом, когда почитающие Его рассчитывают на "великие и богатые милости". Выражение "ветхозаветный" относит­ ся нами не только к религии древнего Израиля, но и вообще, к рели­ гии с господствующим законническим и традиционно-национали­ стическим началом. Иисус Христос призвал людей быть сынами Божьими, Его друзьями, которые могли бы войти в дом Отца Его. Но люди в массе оказались только нищими у порога, которые хотя и просят милостыню, но, кажется, больше норовят стащить что-нибудь со стола Отца.

Монастыри стали оплотом веры только частично. Духовная жизнь в них развивалась и истолковывалась односторонне; в устав­ ной форме, и потому в новое время они оказались не на высоте своего задания.

Можно сказать, что вся организация Церкви Константиновского периода носит оборонительный характер. Если мы сравним духовную работу или борьбу с войной, то всякий закон, канон, нормы морали можно сравнить с укреплением, окопом или блиндажом. А нам изве­ стно, что для наступления надо выйти из защищающего укрепления и подвергнуть себя смертельной опасности вражеского обстрела. Так­ же и вооружение в этом случае надо иметь другое, более совершен­ ное, более сильно действующее.

При духовном наступлении человек должен обладать глубоким личным убеждением, подкрепленным всеми возможными знаниями, без губительных пробелов и решиться войти в контакт с людьми к нему враждебными, быть ими. окруженным и на все ответить пони­ манием и любовью. И тогда становится возможным продвижение вперед и овладевание душами.

Историческая Церковь в свое время была хорошо оцементирована и затвердела. В этом состоянии она смогла сопротивляться времени и враждебным стихиям, но потеряла значительную часть своей насту­ пательной способности, что и сказалось в наше время. Христианство стало только одной из ряда мировых религий и наравне с ними имело свои удачи и неудачи, эпохи расцвета и упадка и разделилось на разные ветви. Вопрос о том, кто лучше или хуже сохранил христиан­ скую истину, или кто более прав в настоящее время, потерял свою остроту перед проблемой действительно "живой веры", когда требу­ ется показать, что человек верит в то, что со смертью его жизнь не кончается.

За последние полторы тысячи лет многие народы стали христиан­ скими. Эта массовая христианизация, естественно, была поверхно­ стной и нравственного перерождения не принесла, так что в полити­ ческой и международной жизни продолжали господствовать эгоизм и самолюбие настолько безудержно и абсолютно, что В. Соловьев мог сказать, что в отношениях между христианскими народами сущест­ вует "настоящее людоедство". И вообще, назвать весь народ христи­ анским можно только в смысле весьма относительном, необходимом больше для нужд школьной географии и истории, а не по существу. Например, когда говорят, что русский и православный это синонимы, то, конечно, впадают в формализм и преувеличение. Связь русского народа с православием поддерживалась всей тяжестью государствен­ ной власти, превращая принадлежность к Церкви в национальную традицию и обычай. У простого народа христианство превращалось в законничество и обрядоверие, а иногда даже в суеверие.

Внешние религиозные формы, как-то: посещение храма, соблю­ дение постов, выполнение таинств – соблюдались строго, в то время как злобствование на ближних, клевета, обиды, ссоры, ложь, ко­ рысть, суесловие и другие пороки оставались возможными и совме­ стимыми с евангельскими заповедями и с принадлежностью к Церк­ ви. Интересы Церкви в целом тоже материализировались и отожде­ ствились с интересами национальными и государственными и только в меньшей степени – заветами Христа.

Духовная энергия растет от внутренних усилий и самое лучшее упражнение духа – творческое преодоление препятствий, которые ста­ вит жизнь. Это верно не только для отдельного человека, но и для Церкви в целом. Часто засасывающее болото обеспеченной обыденно­ сти бывает для духовной жизни опаснее, чем гонения. Пышность рели­ гиозных церемоний, великолепие ритуала предназначены, чтобы воз­ высить идею Бога в глазах людей простых, с наивным восприятием жизни. Конечно, все это имеет свое воспитательное значение, но часто забывают, что приближение к Богу связано с развитием всех способно­ стей души и тела на путях свободного творчества, и особенно – интел­ лектуального. Упрощенная мысль церковных руководителей, не буду­ чи в состоянии направлять творческую активность по пути духовного совершенствования, сбивалась на путь подавления всякого творчества пасомых. Такого рода упрощение аннулирует сущность христианской религиозности и поэтому, когда перед европейским человеком была поставлена проблема гуманизма, он, естественно, без всякого критерия связал ее с античностью, пойдя по пути враждебному Церкви, а впос­ ледствии и вообще всякой религиозности.

Для нас теперь ясно, что душевные и духовные потребности человека должны быть удовлетворены согласно иерархии ценностей, высшею ступенью которой является жизнь во Христе. Гуманизм же, оторвав­ шись от религии, стал культивировать все человеческие потребности без порядка и меры. Пища, питье, любовь, удобство, роскошь, искусство, наука, национализм, социализм, свобода, равенство, братство, – все вместе, безразличия, что более важно, ценно или полезно, предлагалось к услугам человека. И это отсутствие упорядоченности и дисциплины привело к усилению власти плоти. В результате, демонические наваж­ дения: войны и катастрофические разрушения.

Церковь стремилась сохранить строй и форму учения, установ­ ленные более полутора тысяч лет тому назад, из опасения потерять авторитет в массах, которые многое условное и служебное прини­ мают за абсолютное. Это, конечно, не верность духовной сущности христианства, а просто консерватизм, господство стабилизирую­ щей тенденции, оправдать которую возможно тем, что истолко­ вать сущность христианства очень трудно, если не невозможно.

В результате, Церковь остается при старых традиционных ис­ толкованиях и со своими старыми разделениями и бессилием бо­ роться с властью мира сего. И становится также понятным, почему конфликт между последователями Христа и миром стал не внеш­ ним, а внутрицерковным.

Победу мусульман над христианами возможно объяснить тем, что мусульманство, являясь чисто законнической, ветхозаветной рели­ гией, несомненно ближе и понятнее широким некультурным массам, чем Евангелие Христа. И гибель Византии по этой же логике оказы­ вается провиденциальной: православная Церковь разделила судьбу Иудейского царства, потому что порочный дух внутреннего матери­ ализма стал господствующим. На Западе Церковь очень пострадала от протестантов, главным образом, народов германской расы. Проте­ станты, отделившись от католической церкви, сами впали в форма­ лизм, морализм, национализм и культ Библии, превратившись в поклонников Ветхого Завета, еще более усердных, чем католики.

Истинная Церковь – это путь истинной жизни во Христе, которая действует как закваска, а не как система отвлеченных истин, хотя она включает в себя и правоту, выраженную в отвлеченных поняти­ ях, но уже как нечто производное, находящееся в связи с сознанием человека, всегда ограниченного эпохой и нацией.

Можно сказать, что праведной жизни в любви без правоты – недостаточно, но и одна правота без любви – это ничто, как об этом говорил еще ап. Павел.

Логически возможно предвидеть, что современное христианство бу­ дет нести потери и находиться в отступлении, пока не перестанет быть религией материалистически настроенных масс и не окажется в гони­ мом меньшинстве. И только тогда разные, враждующие между собой исповедания, объединившись на более высоком духовном уровне и в творческом порыве, начнут контрнаступление, чтобы спасти погибаю­ щий мир. Практически это не означает, что сознательный христианин должен непременно искать лучшее, более совершенное вероисповеда­ ние. Невозможно представить себе конкретно существование какой-то идеальной христианской Церкви, – широкая масса всегда будет тянуть вниз, к бытовой законнической форме благочестия, "объективизиро­ вать" дух и враждовать с духовно более активным меньшинством. Та­ кова диалектика духовной жизни общества. Даже среди апостолов было разделение и, как нам известно, у Христа было три наиболее любимых ученика. Первые христиане, хотя и были фанатически преданы Христу, но и они страдали морализмом и формализмом, потому что учение Христа о любви полностью еще не было раскрыто.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!