Онтология и музыка пифагорейцев 1 страница



АНТОЛОГИЯ ГНОЗИСА

 

 

СОВРЕМЕННАЯ

РУССКАЯ

И АМЕРИКАНСКАЯ

ПРОЗА, ПОЭЗИЯ

ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА

И ФОТОГРАФИЯ

Под редакцией

Аркадия Ровнера

Виктории Андреевой

Юджина Д. Ричи

Стефена Сартарелли

 

Том 1

 

MEDУ3A

Санкт-Петербург 1994


 

Редакторы: А.Егазаров, В. Куллэ

Художественный редактор Т. Дементьева

Технический редактор В. Шишкова

Художник В. Джемесюк

Ответственный за издание И. Ларионов

 

ISBN 5-87775-003-8 (Т.1)

ISBN 5-87775-002-Х

© Gnosis Press, 1982

© Оформление. Издательство "Миф"

Издательский дом "Медуза", 1994


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие составителей

Леонид Чертков Прогулка в сельце Савинском

Аркадий Ровнер Ступенька к гнозису

Томас Берри Будущие формы религиозного опыта (пер. с английского А Слободовой)

Юрий Мамлеев Опыт восстановления

Миллисент Бенуа Меж двух миров (пер. с английского А. Слободовой)

Виктор Савинский Размышления о религии

Эдуард Зильберман К пониманию культурных традиций через типы мышления

Даниил Андреев Роза мира (главы из книги)

Джон Линдси Опий Икона и монах (пер. с английского А Слободовой)

Леонид Чертков Тибетская легенда о Христе

Беверли Мун Библиотека Наг Хаммади: Дискурс о восьмом и девятом

Дискурс о восьмом и девятом (пер. с коптского А Ровнера)

Гром, совершенный разум (пер. с коптского А. Ровнера)

Илья Бокштейн Фрагменты о метафизике

Аркадий Ровнер Богопознание у Евагрия Понтийского

Григорий Померанц О причинах упадка буддизма в средневековой Индии

Юрий Иваск Добрый византийский самодур

Анри Волохонский Двенадцать ступеней натурального строя

Виктория Андреева Толстой и Фет – опыт жизнестроительства

Сергей Левицкий Джозайя Ройс и русская философия

Евгений Вертлиб Карамзин и Достоевский

Виктория АндрееваКиреевский и Чаадаев (опыт традиционалистской гносеологии)

Леонид ЧертковД. А. Облеухов

Евгений Вагин"Страх России" (Судьба В. С. Печерина)

Евгений Вагин Всеволод Соловьев и Владимир Соловьев

Евгений Вертлиб О природе символа у Андрея Белого и Вячеслава Иванова

Михаил Архангельский Малевич, действительность и культура. Философия супрематизма

Виктория АндрееваВремя "Чисел"

Василий ЯновскийНеобыкновенное десятилетие (интервью с В. Яновским)

Василий ЯновскийДоклад Свифтсона (глава из романа "Портативное Бессмертие")

Виктория Андреева О прекрасной сложности


ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ

 

В конце 70-х годов уникальная независимая культура, сложившаяся в российском подполье в 60 – 70-ых, выразила себя в нескольких западных изданиях, «Аполлон 77», «Ковчег», «Эхо», – среди которых журнал «Гнозис» отличался артикулированностью своего религиозно-мистического и эстетического мироощущения. Публиковавшийся в обстановке, исключительных трудностей на фоне крайне политизированной западной русской прессы, журнал ставил перед собой задачу сохранения атмосферы высокой интеллектуальной невозмутимости и духовной актуальности. Именно эта цель воодушевляла издателей в их стремлении к новому синтезу знания и опыта, к метафизическому осмыслению прошлого и настоящего, к поиску новых форм восприятия и выражения. В программе журнала издатели заявляли: не теряя из вида устойчивых ориентиров, заданных русской религиозно-мистической традицией, журнал открыт для новых подходов и парадоксальных идей. Он не служит узким интересам одной позиции, но с уважением предоставляет свои страницы тем представителям разных религий и путей, которые не удовлетворяются поверхностными ответами и обращены к первопричинам. Журнал публиковал произведения русских и западных богословов, философов, филологов, людей духовного звания и духовного призвания, писателей, художников, работавших на стыке традиции и эксперимента. В первом томе настоящего издания осуществлена подборка материалов из первого по восьмой номеров журнала «Гнозис» (редакторы Аркадий Ровнер и Виктория Андреева), издававшегося на двух языках в Нью-Йорке в 1978-80 гг. Во втором томе собраны художественно-эстетические публикации из журнала и из «Антологии Гнозиса» изданной при поддержке The National Endowment for The Arts под редакцией Аркадия Ровнера, Виктории Андреевой, Юджина Д.Ричи и Стефана Сартарелли и представляющей русскую и американскую прозу, поэзию и изобразительное искусство 1960-1970-х гг.


ЛЕОНИД ЧЕРТКОВ
Прогулка в сельце Савинском

Среди известных русских усадеб, вошедших в культурную историю России, подмосковное село Савинское (Савинки), находящееся у слияния рек Вори и Клязьмы, особенно примечательно.

В 1678 году оно было приобретено боярами Лопухиными, а затем перешло к их потомкам. Существует предание, что доживавший свой век в близлежащем имении Глинки знаменитый Яков Вилимович Брюс (1670 – 1735) "прихаживал сюда пешком, садился отдыхать на дубовом пне и, любуясь живописным местоположением, говаривал: я бы развел здесь сад, если б это болото мне принадлежало". Слова эти запомнились унаследовавшему Савинское И. В. Лопухину, и он уже в конце XVIII века осуществил это пожелание. Многозначитель­ но, что в предыстории сада фигурирует имя "чародея" Брюса – одного из образованнейших и загадочнейших людей своего времени. Иван Владимирович Лопухин (1756 – 1816) также принадлежал к примечательным лицам своей эпохи. Он был хорошо известен как писатель, друг и единомышленник Н. И. Новикова, просветитель, масон и филантроп. И сад свой он спланировал и украсил совершенно особым образом. Как писал литератор М. А. Дмитриев: "Сад этот был замечателен осуществлением философических идей хозяина, давав­ ших в нем всему значение. Всякого мыслящего человека наводил этот сад на воспоминание людей добродетельных или даровитых, благо­ родных деятелей или благодетелей человечества". Как говорил поэт И. М. Долгорукий, здесь "каждый взгляд есть поученье, каждый шаг – иероглиф". Можно сказать, что, в известной мере, сад этот пред­ ставляет собой зримую философскую энциклопедию XVIII века. В литературе сохранилось несколько описаний Савинского в стихах и прозе: в первую очередь, это описания, сделанные И. М. Долгоруким ("Прогулка в саду сельца Савинского", 1812), А. Ф. Воейковым ("Вос­ поминания о селе Савинском и о добродеятельном его хозяине '\ 1825 и отрывок из "Описания русских садов", 1813), В. А. Жуковским (фрагмент "О Фенелоне", 1809), а также статья воспитанника Лопу­ хина – Александра Ковалькова "Мирное отдохновение в садах сель­ ца Савинского во время нашествия врагов" (1813).

Итак, восстановим картину этого необычного сада. "С двух сто­ рон, – по описанию Воейкова, – обтекает его глубокая река и крутым поворотом составляет полуостров, который широким искусственным рукавом совсем отделяет его от материка. Несколько прудов и кана­ лов в разных направлениях проведено из реки к главному протоку. Савинский сад – есть маленький архипелаг". Главная часть парка – большой Юнгов остров, названный так в честь английского поэта Эдварда Юнга, чьи мистические "Ночи" были тогда весьма популяр­ ны в России. На острове располагалось несколько памятников. Так, на холмике среди сосняка был воздвигнут крест в честь духовидца и натурфилософа XVII века Якова Бёме, чьи труды чтились в новиков-ском кругу. На кресте были начертаны различные магические фигу­ ры, а у подножия его помешалось мраморное изображение самого Бёме. Отсюда тропинка вела в глубь острова к холму, на котором стояла мраморная же урна памяти Фенелона, госпожи Гюйон и Дю-туа, под которой были зарыты пряди волос этих лиц. Имя Фенелона (1651 – 1715) привлекло русских просветителей по ряду причин. Во-первых, он был автором известной поэмы "Телемах", сыгравшей боль­ шую роль в возрождении идеалов античности в то время. Кроме того, будучи воспитателем наследника французского престола, он внушал ему стремление к социальным реформам, которые, впрочем, не осу­ ществились из-за ранней смерти его воспитанника. Наконец, он вме­ сте с госпожой Гюйон был приверженцем квиетизма, являвшегося одним из вариантов пантеизма. Дютуа был последователем Гюйон и издателем ее сочинений. На урне был изображен и Жан-Жак Руссо, стоявший в раздумьи перед бюстом Фенелона. С этой точки можно было увидеть на другом берегу и "хижину Жан-Жака Руссо", где находился его бюст и на стенах которой были выписаны его изрече­ ния. Интересно отметить, что Лопухин написал здесь некоторые свои сочинения – так, его драма "Добрый судья" помечена "1808 г., с. Савинское. В Руссовой хижине". Неподалеку отсюда находился па­ мятник немецкому мистику Карлу Эккартсгаузену (с которым Лопу­ хин был в переписке), представлявший из себя большой мраморный столб с урною и надписью "Памяти мудрого". Далее можно было видеть плиту, положенную в память последователя Бёме Квирина Кульмана, проповедовавшего в Москве в конце XVII века и сожжен­ ного по настоянию религиозных фанатиков из Немецкой слободы. На плите было изображено несколько крестов, которые должны были символизировать крестный путь Кульмана. "Пошед далее, – пишет Ковальков, – увидел я камень, составляющий ступеньку у кресел под горою, на котором изображена мертвая голова" – масонский символ и вместе с тем обозначение начинавшегося здесь сельского кладбища. Отсюда была видна на другом берегу искусственная руина. Воейков пишет о ней: "Через подъемный мост, висящий на цепях, приблизились мы к развалившемуся рыцарскому замку; на воротах одной башни, которая устояла против времени, изваянный из чистого паросского мрамора лик Спасителя". После этого на плоту можно было вернуться к Юнгову острову к пустыньке Храм дружбы (мест­ ные жители называли ее также Громовой беседкой из-за возникав­ шего в ней эха). Она была поставлена в честь фельдмаршала Н. В. Репнина, также принадлежавшего к кругу Новикова и которого Ло­ пухин почитал, наряду с Фенелоном, за образец человеческой добле­ сти. Здесь же в березовой рощице находились памятники философам древности – бюсты Сократа и Платона, а также бочка для воды, на дне которой было написано несколько строк, напоминавших о Дио­ гене. Тут же помещалась и гробница памяти Конфуция, обсаженная цветами. В архипелаге имелся и специальный рыбачий остров с ша­ лашами и рыболовными принадлежностями, посвященный Ломоно­ сову.

Иван Долгорукий писал:

"Сколь пленительна предметов

Разнородна всюду смесь:

Там затвор анахоретов,

Аполлон с Олимпом здесь."

"Кто умел на десятине снять экстракт вселенной всей?" – воп­ рошал он в конце своей "Прогулки". Среди прочих памятников можно было бы еще отметить грот на Юнговом острове в память Тихона Задонского (который много времени спустя послужил про­ тотипом старца Зосимы в "Братьях Карамазовых") с изображени­ ем горящей свечи. Были здесь и памятник рано умершему писате­ лю-мистику Н. А. Краевичу (крест с урной под ним), и расколоучителю Андрею Денисову, и отцу владельца Савинского – петров­ скому вельможе В. А. Лопухину (этот памятник сохранялся до недавнего времени). Среди прочих достопримечательностей в саду имелось кресло, сделанное в стволе двухсотлетнего дуба, на кото­ ром, вероятно, и сиживал Я. А. Брюс, который в бытность москов­ ским главнокомандующим, был одним из главных преследовате­ лей Новикова и его друзей.

В 1808 году имение Лопухина посетили несколько молодых лите­ раторов и среди них В. А. Жуковский, А. Ф. Воейков и Захарий Буринский, вскоре после того умерший. Воейков описал их недельное пребывание в Савинском и чтение Буринским перевода элегии анг­ лийского поэта Грея на сельском кладбище. В это же время была сделана – по-видимому, Жуковским, талантливым художником, – зарисовка Юнгова острова, приложенная к его статье "О Фенелоне" в "Вестнике Европы" (№ 4 за 1809 г.).

Во время нашествия на Москву в 1812 году французы были вблизи Савинского, но в него не вошли. Лопухин, находившийся в это время в отъезде, посетил потом Савинское, но ненадолго, а затем удалился в другое свое имение Ретяжи (Воскресенское) Кромского уезда Орловской губернии, где вскоре и умер. Любопытно, что и там он разбил английский сад и установил несколько памятников-кенотафов по образцу Савинского. Это были: хижина, расписанная масонскими изображениями и изречениями, такой же, как в Савинском, камень с изображением черепа и памятники, посвященные только что закон­ чившейся войне, – в честь Александра I, в память местных жителей, павших на войне, в честь взятия Парижа и, наконец, в честь Напо­ леона.

Надо еще отметить, что по некоторым сведениям во время новиковской типографической кампании в Савинском помещалась тай­ ная типография, где Лопухин напечатал несколько книг.

Сад села Савинского, к сожалению, не сохранился. После револю­ ции, никем не охраняемый, он постепенно разрушился; монументы вывозились местными властями или использовались жителями для хозяйственных нужд. Сейчас от лопухинского сада остался только полузаросший искусственный архипелаг с фундаментом одной из беседок и остатками шлюза. По утверждениям местных жителей причудливая форма его объясняется тем, что он представляет из себя вензель, заключающий в себе инициалы (возможно, самого Лопухи­ на) , который будто бы еще можно разобрать с самолета.

Сад села Савинского был памятником русского просветительства, парадоксально совмещавшего в своих идеалах мистику с рационализ­ мом, Бёме и Эккартсгаузена с Руссо и Ломоносовым и Платона с Конфуцием.


АРКАДИЙ РОВНЕР
Ступенька к гнозису

Девятнадцатый век был веком предупреждений. Двадцатый – ощупью высекает искры из абсурда. Ясновидящий, мыслитель, художник, в наши дни, наконец, вытеснены газетчиком, дельцом и чиновником.

Газетчик рассудил, что наглость успешливее совести, а ложь – искренности. Чиновник-ученый допустил автономность разума, не связанного с нравственностью. Делец придумал духовные достиже­ ния, преступающие заповеди. Грубые начала – азарт внешнего де­ лания – окончательно заполнили социальный космос.

В век "торжества человеческого разума" не пришло ли время вспомнить о гнозисе? Рядом с одномерной мудростью идея четвертого измерения может показаться больной фантазией. Для назойливого наукоподобия высшее знание оказывается бредом.

Картину сегодняшнего будущего нарисовал в 1880 году К. Леон­ тьев. "Вообразим себе, – писал он, – что все миллионы людей беднейшего класса, составляющего большинство во всех государст­ вах, отказались от религиозных преданий, в которых темные толпы их предков прожили века; вообразим себе, что все без исключения подданные какой-нибудь державы говорят о "правах человека", о "равенстве и свободе", о "достоинстве", о том, что земля обращается около солнца в 365 дней и столько то секунд... еще о том, что есть, положим, какой-то Бог..., а подати все-таки велики при этом, и т. д."

Апокалиптическое время, Кали-Юга, душа покинула мир – та­ ковы заключения районных диагностиков. Место наибольшего стра­ дания, Мекка современного эзотеризма, третий Рим, – говорят они о России.

Внешне затаенную, но внутренне яркую картину представляет собой Россия последнего двадцатилетия. Невероятные метафизиче­ ские построения оказываются в непосредственной близости от соци­ ально-знакового плана. Детально разработанная система Р. Штейнера уживается рядом с иронически-многозначительными космологи­ ческими фрагментами Г. Гурджиева. Нервная теософская публици­ стика Е. Блаватской и Н. Рериха, средневековая немецкая алхимия, космизм Н. Федорова и К. Циолковского, "третий завет" А. Шмидт – всякий источник находит себе адептов и талантливых интерпре­ таторов. Есть последователи и у американца Э. Кейси, и у француза Р. Генона, и у космополита Д. Кришнамурти. Некоторые скрывают свои корни, другие в карьер начинают рассказывать о встречах со Спасителями, с тибетскими святыми, с инопланетянами. Есть созда­ тели новых религий, например, солипсистской религии "Я", рас­ сматривающей все объективные религии (христианство, иудаизм и др.) как проекции этой религии "Я" на плоскость трех измерений. Есть группы, утверждающие, что они работают над созданием нового современного языка Традиции, убежденные, что язык Святых книг, написанных десятки веков тому назад, устарел. Наконец, вовсе не­ доступные для любознательных группы, подготавливающие Спаси­ телей для России и для всего мира.

Из многочисленных идей одна повторяется особенно настойчиво. Согласно ей в высших духовных планах, занятых судьбой человече­ ства, временный верх одержали инстанции, разработавшие и прово­ дящие в жизнь план перерождения человека в существо низшего разряда без понятий о воле, совести и сознании.

В связи с отдалением традиционных источников, поддерживав­ ших гармонию в социальном космосе, каждый человек оказывается своим собственным законодателем, своим судьей и богом. Такая ду­ ховная атомизация ведет к деградации и хаосу, к нравственным ка­ таклизмам или к ситуации массового сна и гипноза. Осознание нового ущербного баланса человеческой нравственности, критической сте­ пени преступности в человеческой душе ведут к различным выводам. В первом приближении можно выделить два существующих подхода к ситуации современного духовного кризиса.

С одной стороны, острое недоверие к традиционным инструмен­ там нравственной стабилизации, а отсюда абсолютизация падения и восприятие современного мира (и современной России) как воплоще­ ния абсолютной тьмы, раскрывающей повергнутому человеку свет последних истин. Противоположная точка зрения связана с повы­ шенными надеждами на испытанность традиционных инструментов – религиозных институтов, мистических традиций – и с остро-тра­ гической потребностью личного противостояния необратимости про­ цесса. Приверженцы этого подхода нередко определяют современ­ ную Россию как место наибольшего духовного потенциала, предска­ зывают ей расцвет и мировую миссию.

В обстановке духовного хаоса и всемирного нравственного узако­ нения идей "всепозволенности" и "самоволия" (пользуясь понятия­ ми Достоевского) попытки остановить "всепозволенность" и, прежде всего, в самом себе понимаются часто как единственный содержа­ тельный выход из духовного тупика. Отказ от своеволия, самолюбия нередко принимает формы современного юродствования как на пра­ вославно-христианской, так и на других основах. Юродство в форме шизоидности характерно для атмосферы спиритуалистической эли­ ты, кроме того, оно очень распространено в литературно-художест­ венных кругах. Существующие понятия "шизоидного мира" и "ши­ зоидного движения", на наш взгляд, характеризуют это явление лишь частично.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!