Глава 1 Календарные народные праздники и обряды 26 страница



С Ильина дня раньше начинало темнеть, становилось холоднее. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь – вот до чего темны ночи. На Ильин день и камень прозябнет. С Ильина дня начинаются утренники. Петр и Павел на час день убавил, а Илья‑пророк – два уволок.

После Ильина дня изменялось поведение насекомых и птиц: муха до Ильина дня кусается, а после – запасается. После Ильина дня комары перестают кусаться. С Ильина дня комары и пауки пропадают. С Ильина дня всякой мухи по решету убудет. До Ильи грачи летают по одиночке, а после Ильи – большими стаями.

Народные поверья и обычаи: Ильин день – последний летний праздник. Культ пророка Илии на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Святому Илие приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, как Перуну‑громовержцу: « Держатель гроз Илья на божью земельку своротил. Илья на телеге поспешает, мужиков да баб стращает. Не разбирая пути‑дороги мчит Илья, гонит своего золото‑огненного коня». В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи‑пророка, а день его памяти называли «громовым» праздником. Предания и поверья приписывают Илье‑пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьев («гремячих» или святых), произошедших от удара огненных («громовых») стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами святого Ильи и Божьей Матери, к ним совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной.

Народ величал Илью «сердитым», «огненным», «тученосным», «громовым». Говорили: «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». На Илью боялись «воробьиных ночей», когда гремел гром, сверкала молния, ревел скот, метались испуганные птицы, натыкась на разные предметы и падая. В такие ночи человек мучался бессонницей. Чтобы отвести опасность от своего дома, вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном, закрывали полотенцем самовар и зеркало, детей уводили на печной приступок, покрывая их головы платками, и молились. И не зря – суровый Илья сжег немало изб и изрядно побил скотины в поле. По народным поверьям, огненными стрелами‑молниями, пускаемыми на землю, Илья‑пророк очищает ее от нечистой силы и дьявола. Спасаясь от огненных стрел, нечистая сила прячется в домах, в дуплах и кронах деревьев, на межах, под шляпками ядовитых грибов («яруйки»). Часто нечистые оборачивались в домашних животных, диких зверей, змей, рыб. Они даже могли спрятаться в церкви или войти в человека, если на нем не было креста. По народному поверью, Илья может убить невинных людей, преследуя нечистого духа, спрятавшегося в человека, поэтому верили в то, что «убитые громом попадают в царство небесное».

В народе знали, если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водой, а молоком или сывороткой. От «тучи» – сильного дождя с градом и молнией – крестьяне выставляли хлеб и соль за окно, после чего носили их к реке и опускали в воду. В праздник Ильи‑пророка приносили в церковь жертву – ногу барана, пчелиный мед, колосья свежей ржи и зеленый горох. Часть принесенного оставляли в церкви, а частью – разговлялись дома.

По народному поверью, Илья‑пророк был «хозяином дождя». Народные легенды так говорили о том, почему на земле идет дождь: Илья, развозивший по небу воду для святых, «расплескивает малость». Ильиным дождем умывались от порчи‑сглаза, пили воду из «святых источников», купались в них, собак и кошек не пускали в избу.

Ильин день приносил с собой запрет на купание: « С Ильи на дня вода студена, купаться нельзя». «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается» . В народе считали, что вода после Ильина дня осквернена выкупавшимся в воде чертом (черт в местных поверьях соотносился с водяным).

Несмотря на всю суровость, Илья представлялся народу ангелом в образе человека, который не имеет ни предков, ни потомства; «птицей небесной», облетающей мир и появляющейся там, где требуется божественное вмешательство; чудесным исцелителем, советником в брачных спорах, примирителем детей и родителей. Народ надеялся на его защиту и покровительство, воздавая должные почести, принося жертвы, соблюдая определенные запреты и молясь, так как только в этом случае, по народным представлениям, Илья не оставит своей милостью и не покинет в беде.

Имя самого Ильи‑пророка проникло в «целительные» поверья и заговоры. Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи‑пророка; а от зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Пе ру на), из‑под которого вытекали бы ключи, вымоченная в этих ключах и привешенная к ладанкам.

Кроме того, помогал Илья от укуса змеи, был защитником в бою, его имя упоминалось в заговоре от опасности в сражениях и в молитве‑заговоре « от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия на войну идучи, и от всякого немеренного меча»: «Именем святого пророка Ильи от порчи и от стрел, и пуля, и дробь, и ядро стой, не ходи ко мне». К Илье обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору очес, сглазу, падучей, сибирской язвы, при этом произносили заговор.

Порча. Понятие «порча» или «порочь» происходит от глагола «портить», т. е. ухудшать, повреждать, искажать, сделать из хорошего худое. В народных поверьях «порча» означает болезнь от колдовства (см. «Толковый словарь» В. Даля и «Словарь русского языка» С. Ожегова).

По Божиему попустительству сатана насылает на человека порчу через своих посредников среди людей. Проявляется она как в недугах физических, духовных, так и в нарушении повседневных взаимоотношений человека с родными, близкими, с окружающем миром. Порча способна вызвать болезнь физическую и духовную, расстройство психики, тоску, печаль, страхи и на этой почве различные психические отклонения, называемые шизофренией (раздвоение личности).

Заговор от порчи. «На Окияне море стоит Божий остров, на том острове лежит бел горюч камень Алатырь, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имярек) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетает».

Обряд «Мольбы» («Быкобои»). Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка, известные под названием «мольбы», «братчины», «быкобои». Этот языческий обряд жертвоприношения имел магическое назначение – обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье.

Устраивали братчины мужчины. В Ильин день крестьяне одного села или деревни или нескольких окрестных сгоняли к церкви рогатый скот, где священник окроплял все стадо святой водой. После торжественной обедни выбранное всем миром и купленное на собранные в складчину деньги животное закалывали. В жертву приносился «нехолощенный» бык красной масти для того, чтобы Илья дал ясную погоду для сенокоса и уборки хлеба. Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный человек в деревне. Заклание происходило специальным длинным ножом под колокольный звон. Мясо варили в общем котле, делили по числу присутствующих и раздавали им за деньги, идущие потом в пользу церкви. Кровь жертвенного животного собирали и мазали глаза и лоб, а детям – щеки, чтобы здоровье и сила животного передались человеку.

Для ильинской «мольбы» варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей деревни. Угощались не только жители деревни, их гости, но и нищие, странники. В день праздника в деревню приносили из церкви икону Ильи‑пророка, служили молебны (отсюда название «мольбы»).

Заканчивались Ильинские братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами, песнями.

Обряд «Дожинки» («Завивание бороды»). К Ильину дню обычно поспевала рожь: «Рожь поспевает к Иль и ну дню, убирается на Успенье». В южных областях Рос сии ко дню Ильи‑пророка жатва уже заканчивалась: « Ильяпророк в поле копны считает». Поэтому с именем Ильи чаще всего связывался дожиночный обряд «завивания бороды». При его исполнении говорили: «Вот тебе, Илья, борода – на лето уроди нам ржи да овса». На столе появлялся хлеб нового урожая – «новая новина», поэтому об этом дне говорили: «Новая новина на Ильин день».

Кроме нового хлеба, появлялась на Ильин день и новая солома, которой набивали перины и устраивали постели. Ильинской соломой покрывали крыши изб. От первого зажиночного снопа брали солому, чтобы напарить и лечить ломоту, болезни ног.

В крестьянском календаре к Ильину дню приурочивались многие приметы: «Если к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семенова дня», «К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони (пар)», «До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые)», «В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень – средний сев, а если вечером – сев поздний и урожай плохой».

В Ильин день нельзя было косить сено: «Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет», «На Ильин день стогов не мечут – спалит грозой», «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». Крестьяне примечали, что трава, поздно скошенная, с застоявшихся лугов – горчит: «Горьким зимою молоко от коровы возьмешь».

Запрещено было в Ильин день подрезать первые соты на пчельнике, перегонять пчел, подчищать улья. Пчеловоды говорили: «На Илью‑пророка улья заламывают», «Богат как ильинский сот ». К Ильину дню роение пчел завершалось, чужой рой, прилетевший в более позднее время считался ненадежным и прогонялся: «Ильинский (поздний) рой не в корысть». Кроме вышеперечисленных запретов, связанных с Ильиным днем, еще один касался скотины: не разрешалось выгонять на пастбище скот, так как верили, что если это сделать, то рассерженный Илья‑пророк погубит и животных и пастуха. По другому поверью, звери и змеи, выходящие в Ильин день из своих нор и бродящие по лугам и лесам, считались прибежищем нечистой силы, которая может принести вред людям и домашнему скоту, если они не будут находиться дома. Говорили: «На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля».

Покровительство Ильи‑пророка распространялось на охоту, а отчасти и на лесных зверей: «С Ильи‑пророка открываются волчьи выходы (норы): первый выезд на волков». Иногда всю ильинскую неделю называли «звериной», так как именно в это время медведь не давал покоя скоту. Охотники верили в счастливую примету: «Если затравить волка в Ильин день, то весь год будет удачным, а кость ильинского быка утроит их добычу».

3 августа. Онуфрий Молчаливый

Именины: Ануфрий, Анисим, Иван, Семен, Георгий, Евгений, Иезекииль, Федор.

Православный календарь: День пророка Иезекиилия; преподобных Симеона и Иоанна; Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских.

Народные приметы: Если ночь свежая и холодная, то зима будет ранняя и морозная.

Народные поверья и обычаи: На Онуфрия ладили закрома, места для зерна в амбарах. Закрома просушивали, проветривали, вычищали. В этот день старались работать молча, в память Онуфрия Молчальника, который подвизался в Киево‑Печерской лавре.

4 августа. Марья‑суровица, росная оконница

Именины: Агап, Зина, Киприан, Мария, Корнилий, Фока.

Православный календарь: День священномученика Фоки. Праздник мироносицы равноапостольной Марии Магдалины.

Народные приметы: Лягушки держатся в воде – к сухой погоде, а выползают на сушу или сильно расквакались – к непогоде, ненастью.

Народные поверья и обычаи: В этот день тропа до полудня бывает в росе. По преданию, «Марья сама собирает росу» . В этой росе вымачивали льны, из которых ведуньи пряли нити, а после ткали холст русалкам на рубахи.

В Марьин день обычно бывает яркое солнце. Хозяйки старались осветить «марьиным светом» свое жилье. Они снимали с окон занавески, стирали их, мыли окна. Избавлялись от паутины, обметая окна березовым веником, оставленным от Троицы.

5 августа. Трофим‑бессонник

Именины: Анна, Аполлинарий, Аполлон, Виталий, Стелла, Трофим, Феофил.

Православный календарь: День мучеников Трофима, Феофила. Прославление чуда явления Почаевской иконы Божией Матери.

Народные приметы: Если паук направляет свою паутину в сторону севера – жди похолодания, а если паутину направляет на юг – будет тепло.

Народные поверья и обычаи: Этот день связан с жаркой августовской жатвой. Жнецы помнили заветы, предостерегающие работающих в полдень в поле от «морок» полудниц. По преданию, вереницы полудниц водят хороводы свои с 5 по 12 августа. Они летают над полем в знойном мареве, «мороками жнецов путают».

На Трофима справляли «калинники‑малинники». Девушки собирали ягоды калины и малины и пекли пироги.

Пирог со свежей малиной. 

Для дрожжевого теста: 1 кг муки, 1 чайная ложка соли, 1 столовая ложка сахара, 3 столовые ложки жира (сливочное масло), 2 яйца, 2 стакана жидкости и 30–50 г дрожжей.

Для начинки: 1 кг свежих ягод малины, 2–3 столовые ложки сахара, 2–3 столовые ложки пшеничных сухарей.

Для смазки: 1 яичный желток.

Сладкий пирог со свежей малиной делают открытым. Тесто раскатать в виде круглой или овальной лепешки толщиной 0,8–1 см, перенести на противень, разровнять, наколоть вилкой по всей поверхности и посыпать сухарями. Сверху ровным слоем положить ягоды, посыпать их сахаром. Бортик пирога аккуратно загнуть, смазать его желтком, оформить украшениями из теста, которые также смазать желтком. Можно сделать решетку, раскатывая и нарезая тесто тонкими узкими полосками и укладывая их поверх начинки.

Перед выпечкой сформованные из теста изделия нужно поставить в теплое место на 15–20 минут для расстойки, покрыв салфеткой, чтобы тесто еще подошло. Выпекать в духовом шкафу при температуре 200–210 °C до готовности (40–45 минут). Готовность выпечки определяют по цвету корочки (золотистого цвета). Готовый пирог переложить на доску, покрытую чистой бумагой, и накрыть его полотенцем, чтобы оно остывало постепенно и корочка была мягкой.

Так же готовить пироги с вишней, голубикой, брусникой, калиной и другими свежими фруктами и ягодами.

6 августа. Борис и Глеб Летник

Именины: Анатолий, Афанасий, Гермоген, Борис, Глеб, Да вид, Поликарп, Роман, Кристина, Капитон, Макар, По ли карп.

Православный календарь: День мученицы Христины; мучеников благоверных князей Бориса и Глеба; преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского.

Народные приметы: Светлая и теплая погода – к холодной зиме, а если идет дождь – зима будет снежная и теплая.

Народные поверья и обычаи: К этой поре поспевал хлеб:

«Борис и Глеб – поспел хлеб». «Борис и Глеб – дозревает хлеб».

Но в этот день в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». По народному поверью, на Бориса и Глеба «паликопна» бушует (гроза жжет копны).

Крестьяне собирали ягоды черемухи, заготавливали березовые веники для бани.

7 августа. Анна Зимоуказница

Именины: Анна, Александр, Евпраксия, Макар, Олимпиада, Христофор.

Православный календарь: День успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; святых Олимпиады и Евпрак сии; преподобного Макария Унженского.

Народные приметы: Какая погода на Анну до обеда – такая зима до декабря; какая после обеда – такая зима после декабря.

Народные поверья и обычаи: Анна Зимоуказница снаряжала холодные утренники, напоминала крестьянам о скорой ненастной погоде.

8 августа. Моисей. Марьев день

Именины: Геронтий, Игнатий, Ермолай, Моисей, Прасковья, Сильвия, Федор.

Православный календарь: День священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа; преподобномученицы Параскевы; преподобного Моисея Угрина.

Народные приметы: В этот день примечали: осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают. Утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает.

Народные поверья и обычаи: Считается, что Моисей помогает избавиться от блудной страсти. Для этого надо молиться святому и отслужить молебен с водосвятием. Для того чтобы сохранить брак и предотвратить измены, читали особую молитву.

Молитва преподобному Моисею Мурину для сохранения брака. 

«Как икона не отходит от святого угла, так чтобы Раб Божий (имя) не отходил от Рабы Божией (имя)».

9 августа. Никола Кочанский, Пантелеймон‑целитель, Палий

Именины: Амур, Анфиса, Герман, Климент, Наум, Ни ко лай, Пантелеймон, Савва.

Православный календарь: День преподобных Германа Аляскинского, Анфисы; блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского; равноапостольного Климента, епископа Охридского. Праздник великомученика и целителя Пантелеймона.

Народные приметы: Если на Пантелеймона кочаны завиваются, то осень будет холодной.

Народные поверья и обычаи: Великомученика Пантелеймона называют Палием в народе. В этот день боятся грозы: « Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб». «Палий – пали копны». «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно» . В день Пантелеймона старались не работать, грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжет. Бабки‑травницы ходили за травами к заповедным лощинкам, полянам, болотам. Рвали траву, коренья, молились святому великомученику Пантелеймону о здоровье души и тела.

Молитва святому великомученику Пантелеймону. 

«О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне! Умилосердись надо мной, грешным рабом, услыш и стенание и вопль мой, умилостиви небесного верховного врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от жестокого гнетущего мя недуга. При ми недостойное моление грешнейшего паче всех человек. По се ти мя благодатным посещением, не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоей и исцели мя: да здрав сущи душою и телом, остаток дней моих, при помощи благодати Божией, возмогу провести в покаянии и угождении Богу, и сподоблюся воспринять благий конец живота моего. Ей, угодниче Божий! Умом Христа Бога, да дарует ми предстательством твоим здравие телу и спасение души моей. Аминь».

10 августа. Прохоры и Пармены

Именины: Акакий, Антонина, Доримедонт, Дросида, Евстафий, Ефим, Ирина, Моисей, Никанор, Павел, Пармен, Питирим, Прохор, Тимон, Юлиан.

Православный календарь: День апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена; святителя Питирима, епископа Тамбовского.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!