Глава 1 Календарные народные праздники и обряды 24 страница



Днем заготавливали для бани веники из травы богородицкой и папоротника, иван‑да‑марьи и ромашки, из лютика и полыни, из мяты пахучей, березы. Веники заготавливали на весь год. Когда топили бани, то настилали на пол траву и цветы иван‑да‑марьи. В этих травах спозаранку парились в бане, чтобы смыть с себя болезни. Детей водили ополаскивать к чистым родникам, затем, добротно позавтракав, шли купаться в родниках, реках, прудах.

На завтрак готовили обетную кашу из толченого в ступе ячменя. Варили ее из крупы, которую собирали вскладчину – селяне приносили ее в общий котел от каждого двора – ею же угощали нищих, калек и странников.

Банный отвар из полевых цветов. Измельченные полевые цветы (богородицкая трава, иван‑да‑марья, ромашка, лютик, полынь, мята) поместить в глиняную или фарфоровую посуду, которую заранее надо ошпарить кипятком. Залить кипяченой водой комнатной температуры и нагревать полчаса под крышкой на водяной бане при частом помешивании. Затем сосуд снять с водяной бани и охладить при комнатной температуре 10 минут. Отвары из сырья, содержащего дубильные вещества (листья толокнянки, кора дуба, корневища змеевика и лапчатки, соплодия ольхи и др.), надо процедить сразу после снятия с водяной бани, не охлаждая.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», т. е. мять посевы, валяясь по полосе. В этот день прятали от «нечисти» скотину.

Про этот день говорили: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос», т. е. идет колошение ячменя. «На Аграфену гречиха мала, овсу порост». «Сей репу на Аграфену – хороша будет». Крестьяне приступали к уборке озимой пшеницы. Белокочанную и цветную капусту от бабочки капустницы поливали настоем чеснока.

7 июля. Иванов день

Именины: Антон, Иван, Логин, Никита, Орентий, Эрос, Яков.

Православный календарь: Празднество Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Народные приметы: Если сильна роса на Ивана, будет урожай огурцов. Если Иванова ночь звездная, то будет много грибов. Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые. Ивановские дожди – лучше золотой горы. Если на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке.

Народные поверья и обычаи: Считали, что ночь на Ивана Купалу – это время козней лукавого, ведьм. Поэтому купальские обряды связаны с охранительной магией и направлены на предупреждение козней нечитой силы.

В народе верили, что в ночь на Ивана Купалу можно было обеспечить себе богатую жизнь с помощью цветка папоротника. Для этого нужно было пойти в лес и около куста папоротника зачертиться огарком васильевской свечи (свечи с Васильева дня – 14 января). Дождавшись в полночь расцветания папоротника, нужно сорвать цветок и нести домой молча, не оглядываясь и не обращая внимания ни на какие видения, попадающиеся по дороге. Ночью же следует отнести цветок в церковь и положить под престол, где он должен находиться до Святок. А когда настанет день Крещения и все пойдут из церкви на «иордань», нужно зайти в алтарь, вытащить из‑под престола цветок и идти с ним к реке. Вот в этотто момент и должен появиться нечистый и начать выпрашивать папоротниковый цвет, за который даст какое угодно богатство и все, что ни пожелает добытчик цветка.

Еще с языческих времен в этот день проводили ритуалы очищения от зла. Купались в ночь в реке, собирали травы и цветы, собирали росу, выпавшую в купальскую ночь, и умывались этой росой – чтобы прогнать болезни и исцелить больные глаза. В этот день целебна и утренняя роса, и всякая вода – речная, колодезная, ключевая.

Обряд «черпания росы». Рано утром женщины в деревнях «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть или простыню, какую‑либо посудину для росы. На лугу скатерть катали, потом отжимали. В купальской росе омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Иногда купальскую росу использовали в доме – ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни.

Обряд очищения огнем. На Ивана Купалу вечером разжигали костер и люди прыгали через огонь, переносили через него детей, бросали в костер разные травы с целью запастись здоровьем и отстранить от себя нечистую силу. Кто выше прыгнет – тот счастливей будет, ведь огонь очищает от всякой скверны плоти и духа. Прыгали в одиночку и парами. По прыжку пары судили о крепости любви и брака.

Бросая в огонь травы, говорили: «Да сгорят с этим зельем все мои беды». В праздничном костре жгли мусор, ненужные вещи и все, что связано с болезнью или навевало мрачные воспоминания. Наговор на вещь делали так: подносили ее к губам, чтобы касаться его своим дыханием, и шепотом произносили трижды те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели бы сжечь в огне купальской ночи. Каждый брал потом несколько угольков и пепла от ивановского костра как целебное средство против болезней и порчи.

Прыгнув через костер, сразу же бросались в воду, так как верили, что «лед и пламя» – сильное очищающее средство.

Гадания. В ночь на Ивана Купалу девушки гадали: брали 12 цветов иван‑да‑марьи, клали под изголовье перед сном и говорили: «Иван‑да‑марья, головная трава и все 12 трав, скажите, кто мне будет жених?» Широко распространено было гадание на венке. Девушки плели венок и пускали его в воде. Утонул венок – значит, суженный разлюбил.

В народе есть поверье, что в Иванов день сбываются желания, нужно только в Иванов день двенадцать «огородов» (заборов) перелезть. Спать в купальскую ночь – зазорно. В старину после праздника отправлялись сразу на покос, так как верили, что купальская ночь только силы прибавляет.

8 июля. День Петра и Февронии. Феврония русальница

Именины: Давид, Петр, Виргиния, Дементий, Денис, Евтропия, Ефросинья, Изабелла, Константин, Леонида, Ливия, Про копий, Симон, Федор, Феодора, Феврония.

Православный календарь: День мученицы Февронии; благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

Народные приметы: Если много осота, то зима будет холодной.

Народные поверья и обычаи: Этот день благоприятен для влюбленных, поскольку Петр и Феврония считаются символом верной, сильной, красивой любви.

Время большого сенокоса. В народе говорили: « На Петра и Февронию только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».

По народным поверьям, в этот день русалки хороводы затевают.

9 июля. Давид‑земляничник

Именины: Давид, Денис, Иван, Тихон, Петр, Павел, Ферапонт.

Православный календарь: День преподобного Давида Солунского; святителя Дионисия, архиепископа Суздальского. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Перед Тихвинской иконой Божией Матери молятся о сохранении и здравии младенцев.

Народные приметы: Если вьюнок средь бела дня закроет цветок, то скоро дождь «встанет» на порог.

Народные поверья и обычаи: Давид Солунский обладал даром исцеления от многих болезней. В этот день ему молились о «сбережении лучшего». Символом благополучия считалась земляника, так как в ней, по поверьям, заключена солнечная нежность, дух земли.

Земляникой лечили старые язвы. Шли за ягодой, пока еще роса не опала. «Первую ягоду в рот кладут, а вторую в дом несут». Собирали на чистую льняную ткань, разминали и прикладывали к больному месту. Меняли повязку, пока не затягивалось больное место.

Ягоды земляники применялись от множества болезней. Их ели при малокровии, болезнях печени и мочевого пузыря. Считалось, что земляника снимает головные боли. Листья земляники зимой заваривали и как чай, который и сил прибавляет, и с сердца боли снимает.

Существовало поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти – отказа не будет.

10 июля. Самсон сеночный

День почитания странников

Именины: Георгий (Егор, Юрий), Самсон, Иоанна, Иван, Игнатий, Лука, Маркей.

Православный календарь: День преподобных Сампсона странноприимца, Серапиона Кожезерского, Георгия Иверского, Святогорца.

Народные приметы: На Самсона мокро – семь недель дождь. На сеногноя дождь – до бабьего лета будет мокро. О дожде примечали: если «плачет» конский щавель, липкие капельки сока на листьях – будет дождь. Если звездчатка не раскроет свои лепестки с утра, то жди дождя к вечеру или с ночи.

Народные поверья и обычаи: В день Самсона Сеночного и стар и мал были на сенокосе. В этот день на Руси почитали странников: приглашали в дом, угощали, оставляли на ночлег. Утром отправляли, дав на дорогу еды и денег.

11 июля. Крапивное Заговенье

Именины: Герман, Иван, Иона, Кир, Македон, Сергей, Павел, Элеонора.

Православный календарь: День мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна; преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев; преподобного Павла, целителя.

Народные приметы: Если утихал соловей, то за ним смолкала и кукушка.

Народные поверья и обычаи: На Крапивное Заговенье варили последние щи из молодой крапивы, из нежных листочков, из недельных стеблей. Считалось, что крапивный холст перед Петровками вытканный или выплетенное крапивное полотнище помогают от болей в пояснице.

Крапиву старались рвать и плести голыми руками: «Ожженные крапивой руки стонать по ночам не будут, и боли в суставах стихнут, ведь крапива жгучая кровь молодит и чистит».

В этот день селяне всех возрастов собирались на пригорки, раскладывали огонь и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. Верили, «кто в ночь на 12 июля найдет цветущий петров‑крест да корень вырвет, то корень этот и от напасти избавит, и приведет к заклятому кладу, и покажет тот клад, и поможет из земли достать».

12 июля. Петр и Павел. Играние солнца

Именины: Павел, Петр, Михаил, Мелитон.

Православный календарь: Празднество апостолов Петра и Павла. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Сан‑Себастиано. Цер ковь почитает Петра и Павла как первых проповедников «посланцев» христианского учения. На Руси апостолы Петр и Павел занимали особое место. Петр относился к числу наиболее чтимых в России святых угодников. По народным поверьям, святой владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая.

Народные приметы: Ясно на Петров день – год будет хорошим, если дождь – 40 дней будет ненастье. В этот день смотрели на хлебное поле: если хлеба выдались, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.

Народные поверья и обычаи : День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных «годовых» праздников. К нему готовились заранее: соблюдали пост (Петровский, Петров пост, Петровки), чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два‑три дня.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы общий праздничный цикл полного расцвета природных сил и празднуется как его завершающий этап. К празднику Петра и Павла было отнесено поверье об игре солнца. Как полагали в старину, в Петров день на восходе солнце разбрасывает ленты, но увидеть это дано не каждому.

«Петровская водица», подобно купальской, обладала магическими свойствами. Считалось, что купание в реках очищало от «любодейных» грехов. В ночь на Петров день боялись разгула нечистой силы, злодеяний колдунов и ведьм. Одним из средств защиты от них были костры. В костер, зажженный на перекрестке, кидали остатки от нового колеса, которое перед этим, надев на палку, катали вокруг села с целью узнать, в каком доме живет колдун. По поверью, колесо разлеталось на части напротив жилья колдуна, и в это время было можно услышать его крики. В Петров день «заклинали ведьм».

Обряд «Заклинание ведьм». Девушки взбирались на крыши «нечистых построек» – бани, сарая, овина – усаживались там и пели песни:

«Зарождалися три ведьмы

На Петра да на Ивана:

Первая ведьма закон разлучает,

Другая ведьма коров заклинает,

Третья ведьма залом ломает.

Первой ведьме, что закон разлучает,

Ее по уши в землю, ей прощенья нет!

Другой ведьме, что коров заклинает,

Ту по плечи в землю, ей прощенья нет!

Третью ведьму, что залом ломает,

Ту по пояс в землю, ей прощенья нет!

Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты,

За гнилые колодые, где люди не бают,

Собаки не лают, куры не поют, –

Вам там и место!»

«Ловецкий праздник». Петров день почитался рыбаками, поэтому часто его называли «ловецким» праздником. 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги «Петру‑рыболову на мировую свечу», которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. На праздничную трапезу готовили «щербу» – уху из свежей рыбы, выловленной накануне Петрова дня. В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал : «Петры‑Павлы! Садитесь хлеба‑соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба». Среди рыбаков Пет ров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим рыбаки устанавливали новые цены на товар и заключали сделки и договора с торговцами рыбой.

Праздник пастухов. Петров день отмечался и как праздник пастухов. В этот день с пастухами производился расчет: крестьянская община выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона – Петровщину. Хозяйки одаривали пастухов яйцами, хлебом и маслом.

Молодежные игрища. На Петров день молодежь с вечера устраивала игрища. Они продолжались в течении ночи и последующих двух дней. В ночь на Петров день молодежь «караулила солнце». Девушки и парни надевали лучшие костюмы и, собравшись вместе, отправлялись в места гуляний – в лес, на поляны, горки, вблизи реки или озера. Здесь разводили костры и варили на них кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Обряд «караулить солнце» и был установлен с целью защиты от нечистой силы, в первую очередь, от русалок.

В эту ночь было принято забираться во дворы односельчан, уносить и растаскивать по округе, а иногда забрасывать на крыши или пускать на воду, бороны, телеги, сани, кадушки, бревна и все то, что попадет под руку, рвать в чужих огородах и садах созревшие плоды, заваливать окна, двери, ворота, возводить из украденных вещей преграды на улицах поселений. Крестьяне, ожидая разгула молодежи, обычно не спали в течение ночи, сторожа свои усадьбы и стараясь не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. Утром следующего дня хозяева занимались поиском своих вещей, разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодежь.

Днем в Петров день молодежь качалась на качелях, которые специально устанавливались для петровских гуляний. Они часто воспринимались в народе как символ брака: «Как ни сторонись девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься». Парни ходили среди девушек, закрыв лица платками, а девушки должны были узнать их. Правильное отгадывание сулило скорое замужество.

В этот день девушки гадали: собирали 12 цветов с 12 полей и клали под голову, говоря: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый‑ряженый, мне покажися и меня погляди».

Обряд «Проводы весны». Петров день воспринимался как дата смены времен года и назывался «проводы весны». Делали из соломы куклу, одевали ее в сарафан и кокошник и носили по деревням с песнями. Кончался обряд тем, что куклу раздевали и бросали в воду. Петров день завершался праздником весеннего периода, началом которого является Масленица. О принадлежности обоих праздников к единому циклу говорят тексты песен «прощания с Масленицей»:

«Сударыня наша Масленица!

Протянися до Велика дня,

От Велика дня

До Петрова дня!»

Петров день начинал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. В этот день крестьяне наблюдали за кукушкой. По приметам, кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится, что и происходит в период от Ивана Купалы до Петрова дня. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится «пустозерным», а год «плохим»; крестьяне говорили, что в этом случае «и сам закукуешь, как кукушка». К Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне, – грабли, вилы, бастрики, приспособления для стягивания сена и соломы на возу.

Издавна соблюдался обычай приурочивать к этому дню вынесение решений по судебным и гражданским делам, взыскание денег на уплату налогов, сбор священником подати маслом, зерном и яйцами (Петровщина), начало и окончание сроков службы, заключение новых договоров. По все мест но в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название «петровских». Они проходили в крупнейших населенных пунктах и собирали огромное количество народа. У Петра просили благой помощи при начале всяких работ (при открытии предприятия, строительстве).

Праздник славных Первоверховных Апостолов Петра и Павла, тропарь, глас 4‑й. «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенный дароватии душам нашим велию милость».

13 июля. Макушка лета

Именины: Варфоломей, Иван, Иуда, Петр, Софрон, Симон, Андрей, Иван, Матвей, Фаддей, Филипп, Яков.

Православный календарь: Собор 12 апостолов.

Народные приметы: Если кукушка продолжает куковать, то лето будет хорошее и долгое.

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне отмечали «макушку лета». Рано утром, после тяжелой страды, они всей деревней выходили на Красные горки и кланялись заре‑зарянице. Охотники говорили: «Заря ходит – птичьи перья подбирает». У одних птиц – пора линьки, другие «ставят» птенцов на крыло. Всем заботы макушка лета прибавила.

14 июля. Кузьма и Демьян. Летние кузьминки

Именины: Ангелина, Василий, Демьян (Дамиан), Кузьма (Косма), Константин, Лев, Павел, Никодим, Петр.

Православный календарь: День мучеников и бессребреников Космы и Дамиана; преподобного Никодима святогорца; праведной Ангелины, деспотисы Сербской.

Народные приметы: В этот день примечали: «Роса косы точит. До солнца обойдешь три покоса – не находишься босо».

Народные поверья и обычаи: На Кузьму‑Демьяна работы в огороде сочетались с сенокосом: «Торопились Кузьма и Демьян к лугам». Мужчины выходили на покос, а женщины пололи гряды, собирали красильные травы и отмечали свой праздник – летние кузьминки.

Обряд «Летние кузьминки». 

Крестьяне в «глубоком средоточии» заранее готовились к покосу. Нельзя было ненароком нерадивостью, горечью‑досадой прогневить держателя гроз Илью. В старину полагалось и бабам, и девкам на покос особо одеться. Для этого доставались из сундуков покосные рубахи, вышитые цветущими травами, птицами. Красный и белый цвета рубах – символы жизни, красоты, светоносной силы бога плодородия Ярилы.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!