Глава 1 Календарные народные праздники и обряды 17 страница



Чем проще овощной состав щей, чем постнее они, тем больше умения требуется для их приготовления. Настоящие щи немыслимы без пряной заправы, которая играет немалую роль в создании «щаного духа». Прежде всего, огромное значение имеет внесение лука в щи. Наилучшим способом является его двойная закладка: первый раз – целой луковицей вместе с кореньями и грибами (затем эту луковицу вынимают) и второй раз – мелко нарезанным луком (крошеным) вместе с капустой. При этом никогда в щи нельзя вносить пережаренный отдельно на масле лук – в таком виде он не свойствен настоящим щам.

Точно так же дважды вносят в щи и другую пряную заправу – петрушку и сельдерей: первый раз – корешком, который вынимают затем вместе с луковицей, вторично – в конце варки, в виде зелени. Остальные пряности – лавровый лист, черный перец раздавленными горошками, укроп и чеснок вносят так: первые два вида – за 15 минут до готовности, вторые два – вместе с зеленью петрушки в конце варки.

Щи постные. 500–750 г квашеной капусты, 5–6 сухих белых грибов, 1 столовая ложка гречневой крупы, 2 луковицы, 1 картофелина, 1 морковь, 1 репа или брюква, 1 петрушка, 1 столовая ложка укропа, 3 лавровых листа, 4 зубчика чеснока, 8 горошин черного перца, 100 г сметаны, 1–2 столовые ложки макового или подсолнечного масла .

Квашеную капусту залить 0,5 л кипятка и поставить в глиняном горшке в духовку на 20–30 минут. Затем отвар слить в отдельную эмалированную или фаянсовую посуду, а капусту посолить, смешать с мелко нарезанным луком, смочить подготовленным ароматизированным растительным маслом и растирать в эмалированной миске деревянной ложкой так, чтобы полностью втереть масло. Затем вновь соединить с отваром и продолжать варить на плите.

Для ароматизации масло нагреть (но не жарить) в сковородке или сотейнике и к нему добавить семена кориандра, аниса, фенхеля, укропа или зелень сельдерея, петрушки.

Подготовить 1 л грибного бульона, соединить бульон с капустой, добавив в него гречневую крупу, и продолжать варить до готовности капусты. После этого щи должны обязательно постоять под крышкой, помлеть, чтобы настояться, минут 10–15, а то и более. Иногда настаивание щей может длиться несколько часов (от 12 до 24), отчего они приобретают лучший и более своеобразный вкус. Такие щи называются суточными, их готовят загодя, за сутки. Именно в это время щи «доходят до настоящего вкуса»: капуста становится мягкой, кислота и аромат пряностей передаются овощам. Поэтому прежде оставляли щи млеть и томиться после приготовления в легком духу русской печи, где они не остывали, или же отставляли на край плиты, где тепло сохранялось, но кипение прекращалось.

Наши предки считали идеальными густые щи, в которых «ложка стоит». Ели щи обычно с черным, ржаным хлебом.

15 апреля. Тит‑ледолом, Тит‑Поликарпов день

Именины: Амфиан, Анастасий, Григорий, Ефим, Савва, Поликарп, Тит.

Православный календарь: День преподобного Тита чудотворца; мученика Поликарпа.

Народные приметы: Считалось, что если лед на озерах потонет, то предстоит тяжелый год. Если лед не ушел, то лов рыбы будет плохим. В этот день наблюдали за птицами: крик дергачей – к урожайному лету; закричит перепел – будет много хлеба, много травы. С Тита начинается токование глухарей.

Народные поверья и обычаи: Этот день в среде торговцев назывался «барыш‑день» и праздновался особенно усердно – для получения барышей в течение всего года.

В эту пору в крестьянских закромах заканчивался хлеб:

«Тит‑Поликарпов день – начало бесхлебицы».

16 апреля. Никита Водопол

Именины: Антиох, Галик, Иллирик, Марин, Нектарий, Никита, Феодосия.

Православный календарь: День преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской.

Народные приметы: Если на Никиту лед не пошел, то лов рыбы будет плохой.

Народные поверья и обычаи: В день Никиты крестьянки освящали в церкви хлеб и вешали на рога коровам, чтобы лучше доились. День Никиты – пробуждение «водяного дедушки» – ледоход. По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки.

Водяной. Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии – злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелеными усами. Женские духи воды – водяницы как русалки, считались существами вредоносными, поэтому всем водяным духам приносили в жертву черного козла или черного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах черных животных, «любезных водяному». Водяные пугали и топили купающихся. Женились они на русалках или красивых утопленницах. Возраст водяного определить было трудно: при рождении месяца он молод, при смерти его – стар. По ночам водяной любил кататься на мельничном колесе или высовывался из воды в образе щуки, пугая рыбаков. Самое ненавистное водяному животное – заяц. Злой дух не терпел, когда на воде свистели: гнев водяного вызывал сильнейшую бурю.

Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если не будет «угощения» водяному или с ним запоздают, то весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда‑нибудь сам.

Желание водяного получить гостинец, по народному поверью, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах.

Обряд «Угощение водяного». Перед началом лова рыбаки «угощали» водяного. Ему бросали две‑три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». Чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

В Никитин день рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую‑нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось – платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова.

В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший из рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: «Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.

В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.

17 апреля. Иосиф‑песнопевец, смотрины ольховые

Именины: Адриан, Амвросий, Георгий, Зосима, Иосиф (Осип), Каллиник, Никита, Федор, Феона, Яков.

Православный календарь: День преподобных Иосифа песнописца и Георгия; Зосимы.

Народные приметы: Если сверчок кричит, то пришло время пахать под рожь.

Народные поверья и обычаи: Примечали, что на Иосифа начинает звучать голосок сверчка и впервые подает свой голос журавль. В этот день выходили на улицу, обращались к журавлям как к защитникам и борцам со злом. Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает. Ольха – березе родня. Растет ольха по сырым лугам, по речным берегам. Распускаются, желтизной сияя, цветы ольхи по весне рано. Цветки ольхи называют ольховыми сережками. К осени вместо цветов появляются мелкие шишечки. Крестьянки собирали их впрок для лечения расстройства желудка.

Настой из шишек ольхи. 2 столовые ложки соплодий (шишек) ольхи поместить в эмалированную посуду, залить 1 стаканом горячей кипяченой воды, накрыть крышкой и держать на водяной бане 15 минут. Про цедить сразу после снятия с водяной бани, не охлаждая. Оставшееся сырье отжать, объем полученного настоя довести кипяченой водой до 1 стакана. Хранить настой в прохладном месте не более двух суток. Принимать по 0,5 стакана 2–3 раза в день за полчаса до еды как вяжущее средство при поносе.

18 апреля. Федул‑теплый ветряник

Именины: Георгий, Зенон, Клавдиан, Марк, Платон, Се мен, Феодора, Феодул.

Православный календарь: День мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними; преподобной Феодоры Солунской.

Народные приметы: Если на дне оврага пятно осталось с корову, то можно пахать. Около Федула появляются бабочки‑крапивницы, оживают божьи коровки.

Народные поверья и обычаи: «Пришел Федул – теплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». При наступлении ненастья говорили: «Федул губы надул». Этого дня ждали с нетерпеньем, раскрывали оконницу. До «Федула» хозяйки не решались открывать законопаченные на зиму окна: «Раньше Федула окна настежь – весеннему теплу дорогу застишь!» Заговаривали оконницу беречь избу от гнилых ветров, от вытья нечистой силы тоскучего, от свиреней‑переполохов.

Заговор от нечистой силы, свиреней‑переполохов. «Сгинь, нечистый дух свиреней‑переполохов, из нашего дома, из всех мест, из окон, дверей и углов, закоулков и потолков, из всех, из всех мест. У нас есть Господен Крест, с нами Дух Святой, все святые с нами и Евангелисты: Иоанн, Лука, Матфей, и святые Архангелы Небесные: Михаил, Гавриил, и великие Георгий Победоносец, Матерь Божия, все Херувимы и Серафимы. Аминь!»

19 апреля. Евтихий‑день тихий

Именины: Архелай, Архилий, Григорий, Иван, Еремей, Мефодий, Павел, Платонида, Серапион, Яков.

Православный календарь: День святителей Евтихия, архиепископа Константинопольского, Мефодия, архиепископа Моравского; священномучеников Иоанна, Иакова пресвитеров; преподобного Севастиана Карагандинского; мучеников Иеремия и Архилия; преподобной Платониды Сирской; преподобного Григория Византийского; 120 мучеников Персидских; святителя Аффония, епископа Новгородского; мученика Павла Русского; преподобного Павла; мученика Сарапиона.

Народные приметы: В этот день говорили: «На Евтихия день тихий, а коли Ерема пролетный ярится, ветром грозится, – хоть не сей рано яровины, семян не соберешь».

Народные поверья и обычаи: В этот день появлялись цветочки у повислой березы. Их собирали и готовили целебное снадобье.

Настойка из цветов березы. Взять березовые цветочки, наполнить ими бутылку, залить ее водкой и настаивать 7–10 дней. Принимать при бронхите по 5–10 капель, разбавленных в воде, 3 раза в день.

Отвар из цветов березы. 1 столовую ложку цветов березы заварить 1 стаканом кипятка, распаривать на водяной бане в течение 15 минут. При ни мать отвар при кашле по 1 столовой ложке четыре раза в день перед едой. 

20 апреля. Акулина

Именины: Даниил, Акулина, Георгий, Леонтина, Петр, Прокопий, Руфин, Серапион.

Православный календарь: День преподобных Георгия, митрополита Акилины Милитинского, Даниила Переяславского; мучеников Руфина, Акилины и с ними 200 воинов.

Народные приметы: Если дождь на Акулину, то уродится хорошая калина.

Народные поверья и обычаи: Считается, что на Акулину просыпаются русалки и просят у людей холстины – укрыть нагое тело. Потому еще до зари крестьянки приносили им ношеную чистую рубашку, полотенце или холстины кусок. Верили, что русалки отблагодарят за эту заботу – «остерегут от глубокой воды и крестьянина, и детей его».

Русалки. 

Русалки, водяницы, лоскотухи, в славянской мифологии – водные духи в образе прекрасных девушек с распущенными волосами, реже – безобразные старухи. В народе был известен облик русалки в виде девы с рыбьим хвостом. Считалось, что русалками становятся девушки, умершие на Русальной неделе (следующей после Троицы), утопленницы, невесты, не дожившие до свадьбы, и дети, умершие без крещения. Эти вредоносные существа, особенно опасные в лунные ночи, завлекали в воду путников, а летом выходили на землю. Жили водяницы на плакучих березах, и крестьянские девушки, желая их задобрить, связывали лентами березовые ветви, на которых духи любили качаться. Русалки также любили водить хороводы, куда заманивали парней и заставляли их танцевать до смерти. Они, например, могли стеречь поле, чтобы никто «колосьев не сломал, росы с них не стряс», могли наслать бурю, ливень или град. В Русальную неделю крестьяне устраивали ночные игрища у воды, бросали в реку венки, блины и яйца, чтобы умилостивить этих красавиц.

21 апреля. Родион‑ледолом, Ревучие ручьи, Руфа

Именины: Агав, Иван, Иродион, Келестин, Лука, Родион, Нифонт, Руф, Яков.

Православный календарь: День апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними.

Народные приметы: Если встреча красна солнца с месяцем добрая, будет ясный день и хорошее лето, а если худая, то жди ненастья и плохого лета. Если на Руфу будет теплый вечер и тихая ночь – к жаркому сухому лету. Если дубовый лист развернулся в заячье ухо, береза распускается, лягушка подала голос, а кроты и хомяки начали выбрасывать из своих норок землю – это знак, что надо сеять овес.

Народные поверья и обычаи: Этот день еще называли Родион‑выверни оглобли, так как впервые выезжали в поле: «На Родиона ставь соху, паши под овес. Хоть грязь топчи, а овес мечи». Посев овса продолжался до тех пор, пока цвели яблоки и груши.

По народному поверью в этот день «Солнце и месяц с первого мороза расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад и до весны не встречаются друг с другом. Солнце не знает и не ведает, где живет месяц, и месяц ничего не знает о солнце. А когда встречаются на Родиона, долго рассказывают о своем житье‑бытье: где были, что видели, что поделывали».

22 апреля. День Евпсихия

Именины: Авдиес, Вадим, Дисан, Евпсихий, Мариав.

Православный календарь: День мучеников Евпсихия; Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и 270 прочих; преподобномученика Вадима архимандрита и 7 учеников его.

Народные приметы: Если ком земли не рассыпается, пахать ее рано – почва сырая, а если рассыпается – время пахать.

Народные поверья и обычаи: На Евпсихия обходили родники и ключи, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» У каждой семьи был свой источник, который почитали, чистили, с заботой, с любовью брали из него воду, умывались и пили. В народе верили, что вода из этого источника приносит здоровье.

23 апреля. Терентий маревный

Именины: Александр, Африкан, Григорий, Зенон, Максим, Федор, Терентий, Яков.

Православный календарь: День мучеников Терентия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и 33 иных.

Народные приметы: Если в этот день солнце в голубых и розовых маревах, то год будет хлебородный, а если выкатится из‑за гор (горы) и, как на ладонь, на землю ляжет, то придется землю перепахивать, заново сеять.

Народные поверья и обычаи: На Терентия Маревного каялись грешные жены.

24 апреля. Антип половод, водопол, вудогон, половодье

Именины: Антип, Варсонофий, Иван, Мартиниан, Тихон, Харитон, Яков.

Православный календарь: День священномученика Антипы, епископа Пергама Ассийского, преподобных Иакова Железноборовского, Иоанна; святителя Варсонофия, епископа Тверского.

Народные приметы: Антип – самый последний срок половодья. Вскрываются реки, и вода бывает в разливе. Если на Антипа воды не вскрылись, то жди плохого лета. Если начинается полая вода и не видно птиц (чибиса и рыбатка), то это не настоящая полая вода. Снег после половодья – большой вред для озими.

Народные поверья и обычаи: По Антиповой воде гадали об урожае: если вода разольется во второй раз и больше, чем в первый, – уродится поздний посев. В этот день готовили старинное пиво.

«Старинное пиво»

Все основные компоненты для пива – вода, солод и хмель – должны быть высокого качества. Сначала подготавливают воду.

Вода. Вода для пива должна быть мягкой. Вода, взятая из родника, пригодна для пивоварения, если она на зиму не замерзает, а летом вода в нем очень холодна, не содержит ни запаха, ни цвета, ни вкуса и очень чистая; если трава вокруг источника такой воды хорошо растет; если, налитая в сосуд, вода выделяет много пузырьков воздуха; если после кипячения воды нет осадка на дне и на стенках посуды или же его очень мало; если вода пенится от лимонного сока или уксуса, а сваренное в ней мясо или горох скоро делаются мягкими, рыба же твердеет.

Для приготовления пива брали воду от семи окрестных святых источников, добавляли в нее местную воду, а затем, помолясь, толкли в золотой ступе серебрянным пестом. Жесткую же колодезную воду кипятили с поташем, древесной золой.

Хмель. Крестьяне говорили: «Уродится хмель – будет и пиво». Хмель – растение многолетнее, растущее 20–30 лет, двудомное, т. е. имеет мужские и женские цветки. Для пивоварения выращиваются только женские растения, соцветия которых должны быть неоплодотворенными. Цветки собраны в яйцевидные колосья, вырастающие в соплодия, называемые «шишками». Хмелевые шишки должны быть крупными, темно‑желтого цвета, иметь острый пряный запах. При растирании пальцами появляется мука – лупулин, в котором сосредоточены горькие вещества – важнейшая часть хмеля.

Созревает хмель с середины августа. Хмелевые шишки высушивали под навесом. Для хранения хмеля сбивали из толстых (лучше дубовых) досок квадратные ящики без дна шириной и высотой полтора метра, в которые вставляли мешки из холста и прибивали к стенкам. Ящик ставили под пресс. В мешок насыпали хмель, сверху клали сбитый из досок щит, чтобы он точно входил в ящик. Хмель прессовали настолько плотно, насколько это возможно. Затем насыпали новую порцию – пока мешок не заполнится. Тюки с хмелем зашивали и хранили в сухом хранилище.

Солод. «Не учись пиво варить, а учись солод растить!» От солода зависит в болшей степени качество пива. Солод – проросшие зерна. Солод может быть ячменным, пшеничным, ржаным. Лучшее время для ращения солода – весна и осень.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!