Памяти Риммы Михайловны Ивановой 4 страница



Во главе 36 сестер милосердия Московской Александровской общины княгиня Н.Б.Шаховская в 1876 г. прибыла на театр военных действий, где в открытом поле ежедневно сестры перевязывали по 500 - 600 раненых, порой отдыхая не более 3 ч. в сутки.

Среди женщин-участниц боевых событий в Черногории в 1876 г. работали сестры Крестовоздвиженской, Георгиевской, Покровской и других общин, а также женщины, служившие сестрами милосердия по личной инициативе.

Право участия женщин на войне по уходу за ранеными на официальном уровне было зафиксировано во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Впервые в истории России с высочайшего позволения в действующую армию было командировано 40 выпускниц, и 12 слушательниц последнего курса Женских врачебных курсов, которые работали врачами и фельдшерицами. Их направляли в военно-временные госпитали и лазареты в Яссы, Браилов, Фратешти, Зимницу, Белу, Булгарени в распоряжение профессоров медицины. Жещины оперировали наравне с мужчинами. Например, в 47-м военно-временном госпитале один из врачей вспоминал: «Состоявшими при нем (госпитале. - Ю.И.) женщинами-врачами было произведено много операций, как-то: г-жа Бантле произвела ампутацию бедра и экзартикуляцию всех пальцев; Соловьева - ампутацию бедра в верхней трети; Матвеева - резекцию локтя, ампутацию голени, плеча, операцию Лисфранка; Остроградская - ампутацию голени»2.

Их труд получил признание и высокую оценку. В докладе полевого медицинского инспектора главнокомандующему в феврале 1878 г. говорилось: «Слушательницы женских курсов с самого начала поступления при неимоверном рвении и понимании дела выказали себя с самой лучшей стороны и хирургической и терапевтической помощью вполне оправдали в этом первом опыте ожидания высшего медицинского начальства. Самоотверженная их работа среди опасностей и лишений, среди тифозной болезненности, причем жертвою была не одна из них, обратила на себя общее внимание и, как первый пример применения женского труда в военном деле, заслуживает поощрения»3.

К началу русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. профессионально подготовленных, квалифицированных сестер милосердия было несколько сот человек, что явно недостаточно для широкого применения в полевых условиях. С целью быстрейшей подготовки медицинских специалистов для отправки на фронт в Петербурге были открыты ускоренные двухмесячные курсы. Многие девушки из самых различных слоев общества устремились на эти курсы. Кроме того, студентки пятигодичных Женских врачебных курсов (как их тогда называли, фактически же здесь готовили специалистов с высшим медицинским образованием) загорелись желанием ехать на войну.

Среди побудительных мотивов стремления женщин на войну можно выделить следующие наиболее характерные для многих из них.

Во-первых, женщины желали оказывать посильную помощь братским славянским народам в их борьбе за национальную независимость, в освобождении от многовекового турецкого ига.

Во-вторых, их вело стремление оказывать профессиональную помощь раненым воинам, совершенствовать свое мастерство, получить практические навыки в боевых условиях.

В-третьих, завоевать равные права с мужчинами на профессию, на участие в общественно-полезном труде.

Это наиболее весомые, главные причины, были и иные. Воспоминания, письма участниц тех событий, написанные ими из Сербии, Болгарии, Румынии на родину в Россию, публиковавшиеся в журналах «Вестник Европы», «Русская старина», «Русский вестник» и др. как вскоре после войны, так и спустя некоторое время4 раскрывают и другие побудительные мотивы женщин, уехавших на войну. Читаются они с огромным интересом, волнуют своей искренностью, преданностью идее, делу, восторженностью, доносят дух того времени и ценны именно тем, что безыскусно, без пропагандистского налета передают атмосферу, описывают нелегкий труд сестер милосердия, величие их душ, подвига, благородство характера.

Особенно интересны записки В.Некрасовой5, Н.Драгневич6, С.Арендт7, С.Кениг8, Е.Духониной9.

Добровольно возложив на себя благородную, но тяжелую миссию, вышеназванные и другие русские женщины шли на войну, чтобы на деле доказать свою способность быть врачами, сестрами милосердия на полях сражений. Они, не боясь никаких трудностей (хотя, думается, не вполне представляли их), служили в госпиталях, работали на перевязочных пунктах. Им пришлось вместе с мужчинами переносить все тяготы военной жизни, и они вынесли их, даже не предполагая, что в состоянии выдержать и обстрелы, и болезни, и бытовые неудобства, и смерть людей, не зная объема своих физических и моральных сил, которые оказались огромными и делают честь российским женщинам и поныне.

Неутомимая, самоотверженная деятельность и сила характера в высшей степени были присущи этим славным русским женщинам. Они своей исключительной энергией, подвижническим трудом на войне ломали традиционные взгляды общества на подчиненное положение и второстепенную роль женщины в нем.

Физические нагрузки, трудности тяжело переносятся, но преодолеть психологический настрой людей, установившиеся столетиями взгляды общества несравненно сложнее. И на это обращает внимание в своеобразной и интересно написанной книге «Подвижницы милосердия» священник Московской Иверской общины сестер С.К.Махаев, который свыше 10 лет общался с сестрами общины. Он с большой теплотой отзывается об этих скромных труженицах, которые принесли огромную пользу раненым и больным на фронте. Он указывает на то, что в середине XIX столетия пребывание женщин на войне считалось не только зазорным и бесполезным, но и опасным в стратегическом отношении; бытовало мнение, что они будут стеснять армию при переходах и отступлении и что вообще с прибытием их на театр военных действий ослабнет военная дисциплина.

Подобные взгляды тормозили участие женщин в войне. Однако постепенно взгляды эти преодолевались самоотверженным, подвижническим трудом тех женщин, которым удавалось попасть в действующую армию. Они добились возможности наравне с мужчинами работать врачами и справлялись с делом не хуже. Некоторые были удостоены высоких наград, к иным признание и почести пришли посмертно. Журнал «Русская мысль» опубликовал часть писем В.С.Некрасовой - студентки Женских врачебных курсов, умершей в Болгарии, которые она писала из Румынии сестре. Письма раскрывают жизнь, труд студентки на войне, живо и ярко рисуют деятельность госпиталей и выражают главную мысль, идею, владевшую всеми студентками - получить возможность самостоятельно работать.

Как уже отмечалось ранее, законом предоставлялось право женщинам служить в военном и морском ведомствах сестрами милосердия. В тяжелый военный 1877 г. около трети студенток-медиков, выпускниц Женских врачебных курсов отправились в Румынию, Болгарию для работы в госпиталях. В их числе была и автор воспоминаний, опубликованных в «Историческом вестнике», «Русском богатстве» Н.Драгневич, которая с другими женщинами поступила в распоряжение профессора Н.В.Склифосовского, работавшего в Болгарии под Плевной. Драгневич и ее коллег определили в 63-й военный госпиталь, находившийся в то время в Дервешко селе. Он был оборудован на 600 человек, однако, после третьего штурма Плевны в него поступило до 9000 раненых. Такое огромное количество из-за недостатка медицинских сил не могло получать своевременную помощь. По нескольку дней раненые оставались неперевязанными, некормленными; из-за нехватки мест в госпитале по 2 - 3 суток лежали на земле и телегах, хотя небольшой медицинский персонал (15 врачей, 4 студентки, 15 сестер милосердия во главе с профессором Склифосовским) работали самоотверженно по 15 - 18 ч. в сутки, прилагая неимоверные усилия. Все же печальных последствий истощения и голода предотвратить не удавалось.

Усложняло работу местничество, равнодушие некоторых агентов Красного Креста в оказании помощи продовольствием, хирургическими инструментами, которые мотивировали свои отказы тем, что Красный Крест не обязан помогать военному ведомству. Более же добросовестные, как, например, уполномоченный Красного Креста в Зимнице, напротив, чутко и отзывчиво относились к нуждам врачей, сестер и раненых.

Некоторые студентки уже не были новичками в области военно-полевой хирургии. Они имели опыт, полученный в 1876 г. в Сербии, который применяли и в Болгарии, делая сложные операции, перевязывая раненых, накладывая неподвижные повязки и т.д.

Драгневич отмечает в своих воспоминаниях обращающую на себя внимание странную особенность - в госпиталях военного ведомства студентки исполняли обязанности врачей, тогда как в госпиталях Красного Креста они были только фельдшерицами. Почему так обстояло дело, никто объяснить не мог, да, по-видимому, и не пытался. Возможно, военное ведомство было более прогрессивным в этом вопросе либо, что всего вероятнее, испытывало более острую нужду в медицинском персонале, чем Красный Крест.

Трудности в обслуживании воинов были огромными, поскольку война сопровождалась развитием эпидемий: дизентерии, тифа, лихорадки. Они не обошли и медицинский персонал. Количество заболевших врачей, студенток и сестер милосердия в некоторых госпиталях было настолько велико, что половина их постоянно отсутствовала. Умерли, исполняя свои обязанности, баронесса Ю.П.Вревская, ее подруги и сослуживицы В.С.Некрасова, О.К.Мягкова, П.В.Местергази-Селенкена, Ш.Рожковская, М.А.Ячевская и многие другие. Но несмотря на это, нравственное сознание необходимости помощи больным и раненым укрепляло их в тяжелых условиях войны, и женщины продолжали свое нужное, благородное дело. Женщины России славно заявили о себе на театре военных действий, стяжав бессмертный венец самоотверженного служения Отечеству.

Об отношении сестер к своему долгу, благодарности тех, кому она оказывалась, можно сказать такими словами.

 

Сестра

Свершился час, ты вновь на ратном поле, -

Где пушек гром, картечи свист и вой, -

Среди огня, в чудовищной юдоли, -

Свершаешь долг великий и святой.

Забывши свет, идешь ты за полками,

Любви огонь тая в своей груди,

Презревши страх, отчизне служишь свято,

Свой крест несешь по мерам сил своих

И видишь ты в солдате каждом брата,

Скорбишь душой ты любящей за них...

Сестра! сестра! - отвсюду слышишь звуки...

И видишь тут - молящий, скорбный взор,

А там вдали, - простерты кверху руки

Там смерть прочла свой грозный приговор.

Но ты с Крестом припавши к изголовью

Героя серого, как любящая мать,

Шинель его пропитана вся кровью,

Ему спешишь ты помощь оказать.

Он ранен в грудь, отчизну защищая,

Как сын ее, как истинный герой, -

И в этот миг его ты утешая

Ему являешься как матерью родной...

От ласк твоих стихают боли раны,

Тебя «хранителем» недаром ведь зовут.

И за тебя герои-великаны

К творцу миров молитвы вознесут...

Храни ж Господь тебя, сестра родная,

Неси свой крест великий и святой!..

Пусть знает мир от края и до края, -

Гордится Русь, как дочерью, тобой!..

 

Участницы рассматриваемых событий своими подвигами достаточно ясно доказали полезность женщин в армии, право наравне с мужчинами исполнять долг на поле брани.

Очевидно, что мотивы их пойти в действующую армию были различными, как мы уже об этом говорили. Интересную характеристику этим стремлениям дает в воспоминаниях Х.Д.Алчевская, подразделяя сестер милосердия на пять типов именно по мотивам, по отношению к своему долгу, ведущим их в военные лечебные заведения.

Она пишет: «Дело сестер милосердия у нас новое дело, поэтому тип сестры милосердия, общий тип еще не создался; тем не менее, вы все-таки можете вывести некоторую характеристику, всматриваясь и наблюдая. Прежде всего бросается в глаза большинство - это беззаботные, веселые, здоровые молодые девушки, идущие на эту трудную работу, как на праздник.

Затем следует другой тип - сестер педантов, если можно так выразиться. Они слышали, учились и занимались столько же, сколько и веселые сестры, но вообразили себя чуть ли ни хирургами и жестоко эксплуатируют те научные термины, которые стали им известны 2 - 3 месяца назад. Они работают добросовестно, но вместе с тем воображают, что только им одним доступна эта работа, и на обыкновенных смертных смотрят с самоуверенностью и высокомерием невежества.

Третий разряд - "наемницы", распознать их весьма легко. - "Да, - говорила мне как-то одна из них, в высшей степени добродушная девушка, - если бы мои родные не разорились, никогда бы я не дошла до этого унижения". Каково это слышать в самое горячее время увлечения миссией сестры милосердия и жажды подвигов!

Четвертый тип - это "искательницы приключений" всевозможных сословий, начиная с генеральского и кончая мещанским. "Когда нас пошлют за Дунай!" - повторяют они, как попугаи, хором, куря папиросы и ровно ничего не делая в больнице временного местопребывания, в которой масса дела. Вы услышите от них романтически неправдоподобные истории о страданиях, которыми устлан был их жизненный путь. Это сестры, положительно компрометирующие святое дело жаждой интриг и интересных приключений, и так и кажется, что красный крест попал на их платье по ошибке...

Пятый... но нет, к чему я буду подводить под разряды исключения. Это те святые, те праведники, которыми держался грешный город, это те люди, божественный огонь которых действует электрически на толпу, и не будь их, быть может, все эти полуграмотные "хирурги", все эти развеселые барышни искали бы женихов, играли бы в нигилизм и не работали бы тут, слепо повинуясь какой-то непонятной силе, которая проникла в их кровь, как зараза, тронула их грубые нервы и отозвалась в их индифферентных душах»11.

Служба сестер была трудной, опасной, напряженной. При большом недостатке контингента было естественным то огромное перенапряжение, которое наблюдалось на протяжении всей войны, а особенно остро ощущалось во вторую ее половину, когда эпидемии начали косить людей не меньше, чем неприятельские пули и ядра. О нагрузке на одну сестру говорят такие цифры. В одном из гарнизонов, находившихся в Болгарии, на 1700 раненых и больных приходилось 17 сестер милосердия. Однако большинство их успешно справлялось со своими обязанностями несмотря на все трудности военного быта, краткосрочность подготовки.

В боях на Шипке бывало 4 сестры ухаживали за 3000 раненых, к тому же при плохой обеспеченности медикаментами, перевязочными материалами. И здесь самоотверженность и человечность сестер превосходят всякие слова. Ничего не жалея для выздоровления больных и раненых, они делились пищей, использовали свои вещи на бинты, отдавали сапоги, оставаясь босыми, а если возникала необходимость пересадки кожи, становились донорами. Так, сестра Лебедева добровольно отдала 18 кусочков кожи для раненого генерала Комарова.

Изучение различных источников показывают, что женский труд на войне применялся в госпиталях, эвакуационных бараках, санитарных поездах, лазаретах, перевязочных пунктах непосредственно на поле сражения. Однако доктор Гаусман в описании действий летучих санитарных отрядов Красного Креста высказывает мысль, что «сестер милосердия в летучих отрядах не нужно, потому что слишком велики трудности самого похода, да и на передовом перевязочном пункте всегда такая спешная работа, что решительно все равно, кто бы ее ни сделал, лишь бы поскорее всех перевязать, уложить и главное накормить. Сестры нужнее в госпиталях, где требуется хороший добросовестный уход за больными; там они доказали, что их не может заменить никакой фельдшер, никакой санитар»12.

Можно привести любопытное сравнение. Первые сестры милосердия, прибывшие в Крым в 1854 г., были добровольцами, ехавшими исключительно на свой страх и риск. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в различных медицинских учреждениях на обоих театрах военных действий - Балканском и Кавказском впервые уже с официального разрешения властей приняли участие женщины-врачи, получившие медицинское образование за границей, слушательницы Петербургских Женских врачебных курсов, работавшие в качестве врачей, фельдшериц и сестры милосердия, прошедшие подготовку как в общинах, так и по линии Красного Креста. Мобилизации женщины не подлежали, принцип добровольности сохранялся, но организованное применение женского медицинского персонала на войне началось именно тогда.

Сестры распределялись в лечебные учреждения как внутри России, так и в военно-временные госпитали, лазареты, санитарные поезда и т.д. в действующую армию, куда они отправлялись группами в составе 16 младших и 1 старшей сестры.

Около 1500 женщин (не считая прибывших самостоятельно) ухаживали за ранеными и больными воинами на театре военных действий. В России в местных госпиталях и лазаретах за войну 1877 - 1878 гг. работали сестрами милосердия более 650 женщин (без учета добровольцев, монахинь, послушниц монастырей и т.д.), если учесть и их, то свыше 1000 женщин ухаживали за ранеными и больными воинами внутри Империи.

Свое отношение к военной службе, быту, условиям работы, внутреннее состояние женщины выражали в дневниках, записях, письмах родным. В одном из таких писем сестры милосердия из Зимницы, датированном 23 июня 1877 г., ярко обрисованы те походные условия, в которых оказались женщины на войне. «Жаловалась я на нашу кишиневскую жизнь, но в сравнении с здешней это был простой рай. Спим мы тут вдевятером на полу, в маленькой комнате. Пыль и грязь вокруг невообразимые. Вкушаем стоя (за полным отсутствием всякой мебели) свой прекрасный обед, состоящий из кипяченой воды с кусками разварившейся говядины на место супа, баранины, привезенной еще из Александрии, утиных яиц и хлеба в виде камня; это происходит в темном коридоре, служащем нам столовой»13.

 

Однако несмотря ни на какие трудности и опасности, российские женщины, узнав о том, что в действующую армию нужны сестры милосердия, подавали массу заявлений на курсы по подготовке сестер, ехали на фронт самостоятельно, с мужьями, за сыновьями-офицерами, чтобы оказывать помощь нуждающимся воинам. Они, кроме того, искренне верили, что спасают болгар от турецкого рабства, помогают им бороться и сохранить национальную самостоятельность. В письме из Болгарии сестра милосердия рассказывала о зверствах, творимых над болгарским населением башибузуками. «В эту минуту, - писала она, - у нас лежит молоденькая девушка, едва живая, спасшаяся каким-то чудом от башибузуков, которые перерезали около четырехсот болгар в поле на жнитве»14.

Примечательно, что раненые турки также пользовались вниманием и заботой наших женщин, если попадали в плен или госпитали. В частности, им оказывалась помощь Софьей Ивановной Больбот, ставшей к тому времени врачом.

Учитывая нужды войны, Красный Крест, общины вели ускоренную подготовку сестер для фронта и работы в госпиталях России. Подготовка шла в различных городах - в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове и других местах. На медицинские курсы принимались грамотные женщины в возрасте от 20 до 40 лет. Около 3000 женщин было подготовлено для нужд войны, более 500 только в Петербурге.

Желающих служить в уходе за ранеными воинами было много. Как писала в воспоминаниях сестра Петриченко: «Женщины,., которым доступно стало многое, о чем прежде они не смели и мечтать, приняли деятельное участие везде, где только было можно. Они составляли комитеты, трудились для раненых и массами шли на театр войны в качестве лекарских помощниц, фельдшериц, сестер милосердия и сиделок. Желающих поступить в сестры милосердия было так много, что считалось особенным счастьем, если кому удавалось попасть»15.

В конце 1877 - январе 1878 гг. начались переговоры о мире, и направление женщин на театр военных действий приостанавливается. В начале 1878 г. в армии разразилась эпидемия тифа, уносившая тысячи жизней. Медики, в том числе и сестры милосердия, не избежали заражения. Здоровые несли двойную нагрузку. Об этом свидетельствуют следующие факты.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!