Памяти Риммы Михайловны Ивановой 3 страница



 

Глава II

НА БАСТИОНАХ СЕВАСТОПОЛЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг.

 

Сестре милосердия

 

Спеши на подвиг свой, спеши!

Неси туда, где ад сраженья,

Святой огонь своей души:

И милосердье, и терпенье!

О, как отрадно усладить

Герою с жизнью расставанье

Иль хоть немного облегчить

Его жестокие страданья;

К его запекшимся устам

Поднесть питье и бред рассеять...

Забыв про отдых, по ночам

Страдальца краткий сон лелеять...

Все силы, жизнь свою и кровь

Отчизне жертвуют солдаты...

Всю нежность, кротость и любовь,

Чем сердце женское богато,

Взамен им дай!.. И их согрей,

Как только мать родная может,

Заботой, ласкою своей,

И сам Христос тебе поможет!

Пройдет гроза... И жизнь пройдет...

Не станет тех, другие будут...

Но подвиг светлый не умрет:

О нем потомки не забудут...

И в час, как Богу даст отчет

Душа и добрая и злая,

Не в рай ли прямо путь найдет

Самоотверженность святая?!.1

 

Специальная подготовка женщин для ухода за больными и ранеными на войне в качестве сестер милосердия впервые начала осуществляться Крестовоздвиженской общиной сестер попечения о больных и раненых воинах России, высочайше утвержденной в 1854 г. в Петербурге. Здесь готовились сестры милосердия именно для работы в военных госпиталях как в мирное, так и в военное время. Инициатором применения женского ухода за больными и ранеными на войне был выдающийся военный хирург Н.И.Пирогов, тесно связанный с этой общиной.

Впервые в мировой истории в Крымскую кампанию 1853 - 1856 гг. на театр военных действий в Крым в ноябре 1854 г. прибыло 120 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины (17 сестер умерло при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). Они были хорошо подготовлены в профессиональном отношении и отличались исключительной добросовестностью в работе. Группа сестер милосердия в основном состояла из представительниц высших кругов и интеллигенции. Среди них Е.Хитрово, Е.Бакунина, М.Кутузова, В.Щедрина и многие другие.

Одним из удивительных моментов, вызывающих восхищение российской женщиной, является то, что не знавшие лишений и изнуряющего физического труда, взлелеянные гувернантками, впрочем закаленные и физически крепкие, женщины сменили добровольно и охотно комфортабельные салоны на полевые условия ради ухода за воинами, сражавшимися за Отечество.

Именно о таких женщинах говорится в этом стихотворении, хотя написано оно много лет спустя.

 

Сестра

 

От светлой роскоши, из круга жизни яркой

Ты удалилась и бестрепетно пошла

На поле бранное, на поле битвы жаркой,

Где стоны слышались, где кровь из ран текла.

Ты часто среди дня, в часы глубокой ночи,

Бессменная, стремясь страданья облегчить,

От койки к койке шла, чтоб в меркнущие очи

Бойца сраженного надежду заронить.

Чтоб всем, чьи раны ноют, чье сердце не согрето,

Сказать приветливое слово, утишить

И раны боль, и боль тоски, внести луч света

И в душу бодрость вдохновляющую влить.

Забыто все тобой: и пышные наряды,

И залы шумные, улыбки и цветы, -

В косынке и с крестом, как символом отрады,

Стоишь, прекрасная, среди убогих ты.2

 

Первым сестрам Крестовоздвиженской общины пришлось много потрудиться в госпиталях, в которых медицинский уход был на низком уровне и где не хватало инструментов.

Женщинам приходилось не только перевязывать раненых под пулями, но и бороться с равнодушием отдельных врачей к пациентам; преодолевать нежелание видеть женщин в армии; наводить чистоту, порядок в помещениях; участвовать в приготовлении диетической пищи раненым, распределении вещей для них. Они помогали хирургам при операциях, ухаживали за больными. А раненых и больных было очень и очень много. Не одна сотня человек приходилась на каждую сестру. Об этом говорят и записки, делавшиеся старшими сестрами отделений в «дежурных журналах». Приведу некоторые выдержки из них.

«Александра Праведникова занималась в 5-м отделении, где находится до ста человек больных, одержимых поносом и холерой. Составляет лекарства в аптеке, кроме того, ездит в 6-е и 7-е отделения, где находится 310 больных».

«Анна Пустозерова и Софья Данилевская находятся в палатах №1,2, 3, 4, 5 и 6, где помещены 714 человек лихорадочных, горячечных и хронических больных»3.

Женская заботливая рука чувствовалась везде, где находились сестры милосердия, там было и чисто, и моральное состояние больных и раненых лучше. Они с большей охотой принимали помощь сестер, чем мужчин-фельдшеров. Само пребывание женщин на театре военных действий, их самообладание и спокойствие действовали успокаивающе, вдохновляюще и это в какой-то мере стимулировало терпеливое отношение раненых к своим страданиям, подтягивало и врачей. Профессиональная подготовка сестер способствовала их эффективной работе.

«Слабый пол» стойко работал под обстрелом, удивляя и восхищая врачей-мужчин и защитников Севастополя. Случалось, что шальное ядро залетало в лазарет и убивало и раненых, и ухаживавших за ними сестер милосердия. В дни штурма города сестры не отдыхали по 2 - 3 суток.

Хочется привести текст еще одного стихотворения, выражающего восхищение мужеством женщин.

 

Сестра милосердия

 

Незнакомая, чужая,

У походного одра

Всем близка ты, всем родная,

Милосердная сестра.

Из столичной ли ты знати

Или род безвестен твой, -

Ты к больной, родимой рати

Входишь ласковой сестрой,

Где от вражьего пореза

Кровь струилася ручьем,

Где входило в грудь железо,

Ты стоишь с своим крестом.

Света блеск, веселья звуки

Ты сумела позабыть

И изнеженные руки

В раны тяжкие вложить.

Породила вас невзгода -

И богатых, и простых,

Все вы - дочери народа,

Все вы - сестры для своих...

Эти раны - ваши раны,

Эта кровь - и ваша кровь.

На один вы подвиг званы,

И у всех одна любовь.

От жестокого соседа

Мать Россию отобьем,

Будет русская победа

И с железом и с крестом.

Незнакомая, чужая,

У походного одра,

Всем близка ты, всем родная,

Милосердная сестра.4

 

Преклонения достойны выдержка, самоотдача женщин. Описывая увиденное, сестра милосердия Е.Бакунина из осажденного, горящего, но стойко держащегося Севастополя писала сестре: «...Говорили, что в эту страшную ночь выбыло из строя 3000 человек; у нас перебывало более 2000 и было 50 раненых офицеров. Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видела в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей.

...24-го и 25-го августа раненых с бастионов приносили очень много, до 1000 человек в день и бывало на трех столах до 100 операций. С этих же дней уже не только держурные, а все сестры - за делом; теперь было не до отдыха, и сестры оказались все очень усердны и деятельны...»5

Целый ряд материалов свидетельствует, что сестры милосердия не только ухаживали за больными и ранеными, но и по мере своих сил боролись со злоупотреблениями начальства. Эта борьба в известной мере вызывала враждебное к ним отношение и желание избавиться от них. Но честные, передовых взглядов люди были на стороне скромных и отважных сестер милосердия, одобряли и поддерживали их усилия. Н.И.Пирогов отмечал, что если бы не женщины, то больные «лакали бы помои, а теперь они кушают сытный суп, приготовленный самими же сестрами». Поэтому неудивительно, что отношение к ним было прямо полярным у госпитального начальства и больных.

Так как раненых и больных в Крымскую кампанию было много, мест в походных госпиталях для всех не хватало, и лежали страдальцы на земле почти друг на друге; ощущался недостаток врачей, медикаментов, появилась цинга; отдельные доктора не считали нужным являться в госпиталь вообще, царили возмутительное равнодушие и казнокрадство. Е.М.Бакунина в воспоминаниях писала, что один доктор носил с собой 10 аршин бинта и, подходя к раненому, говорил: «Я бы тебя перевязал им, да ты не стоишь, ты пропьешь». Так и уехал с этим бинтом.

В такой моральной атмосфере пришлось работать первым сестрам милосердия на театре военных действий.

Однако эффективность работы женщин в военных госпиталях постепенно изменяла консервативные взгляды на пребывание их на театре военных действий. Становилось очевидным, что это новое полезное явление в русской армии начало пробивать себе дорогу.

В период обороны «пещи огненной» - Севастополя - многие жены и матери моряков участвовали в устройстве оборонительных рубежей, хотя руководствуясь гуманными соображениями, адмирал П.С.Нахимов не поощрял это, оберегая жизнь женщин, и стремился не допускать их в опасные места и вывезти из города. Однако, невзирая на то, что в городе не оставалось места, недоступного обстрелу и бомбардировкам, в любом переулке, на любой улице могло разорваться ядро и убить просто прохожего, женщины, желая накормить защитников, устраивали огромные базары и спокойно оставались на местах; приносили еду на бастионы, словом, всячески стремились помочь защитникам. Присутствие женщин (как отмечалось офицерами и рядовыми) было чрезвычайно полезно для защитников города, так как женщины доставляли продукты на бастионы, батареи, в траншеи, стирали белье и вдохновляли своим присутствием в городе воинов на самоотверженную борьбу. Когда Нахимов, руководивший обороной Севастополя, убедился в том, что женщин нельзя заставить покинуть город добровольно, он примирился с их пребыванием и был благодарен им за посильную помощь.

Среди жительниц города, по мере своих сил самоотверженно боровшихся за город-бастион Севастополь, можно назвать не одну сотню имен. Отметим лишь некоторые из них, свидетельствующие о том, что женщины цитадели российского флота - Севастополя, забывая об опасности, грозившей их жизни, являли примеры высоких поступков.

Дарья Ткач - вдова убитого в Севастополе матроса флотского экипажа - не впала в отчаяние после гибели мужа, а сама отправилась к защитникам и бессменно с 5 июня по 27 августа 1855 г. в жаркие, изнуряющие огнем войны дни доставляла им воду, квас, который варила сама. Воины, беспокоясь за ее жизнь, все же с нетерпением ожидали ее. И теплая, ласковая улыбка признательности и благодарности светилась на их черных от копоти лицах и потрескавшихся от жажды губах. Отважная, бескорыстная Дарья была награждена 20 руб. серебром и представлена к серебряной медали.

Еще одна замечательная женщина - жена матроса флотского экипажа Елена Кучерова весь период осады Севастополя носила на Малахов курган воду, квас, даже тогда, когда из-за сильного обстрела ни одна подвода не могла проехать на эту высоту. Елена же под сплошным огнем с живительной влагой проникала к героическим батарейцам. Адмирал Нахимов в числе других таких же бесстрашных, самоотверженных женщин представил Елену к награде серебряной медалью «За усердие». 27 августа 1855 г. Елена Кучерова была ранена вражеской пулей.

Вдова вахтера корпуса морской артиллерии Варвара Велижева оказывала медицинскую помощь раненым на перевязочном пункте, а порой под обстрелом и до поступления их на пункт, используя свой перевязочный материал.

Исключительное присутствие духа проявляла и вдова матроса Евфросиния Прокофьева, которая с 25 мая по 28 августа 1855 г. оказывала постоянную медицинскую помощь раненым.

Медалью «За усердие» на Аннинской ленте была награждена вдова Петренкина, которая до 22 октября 1854 г. перевязывала раненых.

Примеры можно продолжать и далее, однако, вы уловили одно общее для этих женщин слово - вдова. Да, очень многие защитники Севастополя погибли, а их вдовы считали своим долгом заботиться о нуждающихся в их помощи защитниках этого славного города. Сердобольные вдовы, в том числе и приезжавшие из других регионов России, как и сестры милосердия Кресто-воздвиженской общины, оказывали бесценные услуги раненым севастопольцам. Напряженно работали они - на каждую приходилось по 200 человек, из которых около трети составляли тяжелораненые. До 13 тыс. раненых и больных получили помощь от вдов, ухаживавших за ними. Иногда женщинам приходилось дежурить у постелей пациентов по нескольку суток подряд, так как персонала не хватало. За свой нелегкий труд многие женщины были награждены медалями, немало их погибло или было ранено.

И еще одно имя яркое, как овеянные славой бастионы Севастополя, нужно упомянуть. Это Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова), которая считается первой сестрой милосердия. Она проявила себя в Альминском сражении, устроив в лощине перевязочный пункт и оказывая помощь раненым бинтами и добрым словом. Когда спасаемые Дашей узнали, что она не мальчонка (так как была одета по-мужски), а девушка-сирота, у многих скатилась по щеке слеза благодарности за ее бескорыстный подвиг. Все 11 месяцев осады эта 16-летняя девушка работала не разгибая спины в лазаретах, на перевязочных пунктах, перенося вместе с защитниками города обстрелы, недостаток пищи, ужасы войны. Она была награждена императором денежным пособием и серебярной медалью, а императрица прислала ей золотой крест с надписью «Севастополь».

Лев Николаевич Толстой в своих «Севастопольских рассказах» говорил, что из-за креста, из-за названия, из-за угрозы не могут люди принять все ужасы войны. Должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть - любовь к Родине.

Русские женщины, движимые этой причиной, а также чутким сердцем, христианским состраданием, добровольно шли на помощь воинству российскому, завоевав признательность своим бескорыстным трудом, терпеньем, кротостью, ласковой заботой, утешительным словом. В тех палатах, где были сестры, раненые неохотно давали делать перевязки фельдшерам, дожидаясь, когда освободится «сестрица» или «ангел-хранитель», как еще называли их раненые.

Крымская война выявила многие недостатки в жизни России. После нее были проведены реформы, в том числе и в военной области. Не обошли они и службу женщин в военном ведомстве. Так как Крымская война показала полезность привлечения женщин к уходу за ранеными и больными воинами в военных лечебных заведениях, в том числе и на театре военных действий, появляются уставы, приказы по военному ведомству, в которых определяются штаты, правила для сестер милосердия, работающих в военных госпиталях. Так, в 1869 г. утверждается устав для госпиталей, где впервые отмечается - «для ухода за больными воинскими чинами при некоторых военных госпиталях назначаются сестры милосердия по соглашению с обществами, при которых они состоят. Их права и обязанности определяются особым положением»6.

14 ноября 1871 г. военное ведомство, понимая пользу труда женщин на благо воинства российского, издает «Правила для сестер милосердия, назначаемых для ухода за больными и ранеными в военных госпиталях». В 1873 г. военное ведомство пошло еще дальше. Сестры, состоявшие в штатах госпиталей, приказами по данному ведомству приравнивались к офицерскому составу в пользовании помещением, питанием, бытовыми услугами.

О привлечении сестер милосердия для работы в военных госпиталях, лазаретах, их обязанностях, правах, сроках службы, пенсионном обеспечении как по выслуге лет, так и при заболеваниях или получении ран, увечий говорится в сборнике законоположений по военному и морскому ведомствам.

Для примера приведу некоторые статьи.

Ст. 250: «Для ухода за больными полагаются при госпиталях и полу госпиталях сестры милосердия, назначаемые по согласованию с общинами, при которых они состоят». Ст. 471: «В лазаретах свыше ста мест для ухода за больными допускаются сестры милосердия. Приглашение сестер милосердия как из Общества Красного Креста, так и из других общин зависит от усмотрения начальника лазарета; они могут быть приглашаемы на службу при непременном условии предоставления им отдельного от больных помещения». Ст. 632: «Сестрам милосердия при войсках и военных госпиталях, а равно сестрам Красного Креста и другим лицам женского пола, допущенным военным начальством к уходу за больными и ранеными в военное время, в случае получения ими ран и увечий при исполнении служебных обязанностей назначаются пенсии из инвалидного капитала...». Об обязанностях сестер говорилось в ст. 152, 153 и других. Так ст. 152 гласила: «Главная обязанность сестер милосердия есть уход за больными и забота о предоставлении последним всех возможных удобств». Ст. 153: «Кроме ухода за больными на сестер возлагается наблюдение за изготовлением пищи на кухне. Распределение их для этих обязанностей предоставляется главному доктору госпиталя, по соглашению со старшею сестрою» и далее (ст. 154): «Служащие при палатах сестры, по возможности, сами раздают лекарства всем или, по крайней мере, труднобольным, а тем из них, на которых заведывающие палатою ординаторы обратят их внимание, сестры оказывают, сверх того, соответственные своему полу и силам наружные компрессы, приставляют пиявки, обмывают и перевязывают раны». Интересна ст. 170, гласившая: «Сестры, прослужившие в штате госпиталя двадцать лет, пользуются правом на пенсию из Государственного Казначейства, по положению. Для тех же, которые сделаются по болезни неспособными к исполнению своих обязанностей, срок службы на право пенсии сокращается на десять лет»7.

Как видим, законом предоставлялась возможность женщинам служить в системе военного и морского ведомств (пока лишь в области медицины), что по сравнению с предшествующими годами было прогрессивным шагом, поскольку труд женщин внедрялся на государственном уровне в систему военного ведомства с вытекающими отсюда обязанностями и правами.

Итак, во время Крымской войны 1853-1856 гг. произошло событие, по сравнению с другими, казалось бы, не особенно важное, - отряд из 120 женщин отправился на театр военных действий. Что такое 120 человек, да еще женщин, на войне, где участвовали сотни тысяч мужчин? Капля в море. Но эта капля дала начало той реке, в которую вылилось применение женского труда в действующей армии. С трудом преодолевая сложившиеся традиции и укоренившиеся взгляды на женщину как хозяйку дома, группа сестер, образованных и профессионально подготовленных в первой общине сестер милосердия, готовившей женщин для ухода за ранеными и больными воинами, под руководством выдающегося военного хирурга Н.И.Пирогова (да еще и сердобольные вдовы) пробили брешь в рутинном отношении к возможности применения женского труда на войне.

Преодолевая равнодушие и неприятие, может быть, с большим трудом и напряжением, чем собственный страх перед взрывами, пулями, кровью, сестры милосердия профессиональным, заботливым уходом, добровольно возложенной на себя благородной миссией спасения раненых на войне, вызывали восхищение, любовь воинов и признание прогрессивно настроенных людей России. Крымская война заложила первый камень, на котором в последующих войнах женщина воздвигла памятник своему самоотверженному служению Отечеству и его защитникам.

 

Глава III

ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ И СОСТРАДАНИЕ К БЛИЖНЕМУ.

РОССИЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В ВОЙНЕ 1877-1878 гг.

 

Русские женщины со специальным медицинскоим образованием уже служили врачами госпиталей и лазаретов, когда в 1876 г. началась сербско-черногорско-турецкая война. В этой войне в Сербии работал российский отряд из 115 врачей, 4 провизоров, 118 сестер милосердия, 41 студента-медика и 78 фельдшеров1. В числе женщин-медиков были В.М.Дмитриева, М.А.Зибольд, Р.С.Святловская и другие. В добровольческих санитарных отрядах «частной помощи» в Сербии работали и слушательницы Женских врачебных курсов С.И.Больбот, В.П.Матвеева.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!